Виды собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:36, реферат

Краткое описание

Возникшая проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как:
-структура собственности и ее особенности;
-мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);
-национальные особенности экономики России.

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3
1. Виды и формы собственности..................................................................... 5
2. Собственность и рынок. Приватизация..................................................... 10
2.1. Отношения собственности и рынка........................................................ 10
2.2. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы 13
Заключение..................................................................................................... 16
Список литературы........................................................................................ 18

Файлы: 1 файл

виды собственности.docx

— 33.33 Кб (Скачать)

Развитое рыночное хозяйство  неотделимо от развитого правового  общества. Правовые нормы регламентируют все сферы общественной жизни. Имущественное  право как одна из частей общего правопорядка играет предназначенную  ему роль, не более. Чтобы понять особенности хозяйственного поведения  субъектов, необходимо учитывать весь комплекс общественных связей, а не ограничиваться только одним элементом.

Сформулированный таким  образом тезис означает, что не существует принципиального запрета  на рынок без частной собственности  и даже на рынок с преобладанием - вплоть до абсолютного - государственной  собственности. Исторически именно политическая власть признана имущественными правами частным лицам (персоналу и менеджеру государственного предприятия), предоставляя рынку возможность заставить этих лиц выбрать оптимальный тип хозяйственного поведения. Ведь именно так поступают акционеры частной корпорации, назначая ее руководителей. Больше того, заметная часть современных крупных корпораций организована на принципах внутреннего контроля, которые вообще исключают влияние владельцев акций на менеджеров. Развитые вторичные финансовые рынки с биржевой торговлей акциями - вполне достаточный инструмент принуждения самых независимых администраторов к эффективному хозяйственному поведению.

Приватизация - длительный и  мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют  о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия.

Очевидно, что политики, которые  решили покончить с полным огосударствлением  экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную  систему хозяйствования, оказываются  перед трудным выбором: или растянуть  переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или  раздать средства частным лицам  бесплатно, или же, наконец, создать  условия для принудительного  перераспределения дохода из фонда  потребления в фонд накопления.

2.2. Общая характеристика  «приватизационной» экономической  реформы

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят  как макроэкономический, так и  микроэкономический характер. Необходимость  постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных  предприятий в условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо  меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом  страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству», но и позитивным стремлением  предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера. Непосредственными целями приватизации являются:

·   формирование слоя мелких и средних собственников;

·   сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

·   перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности  производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в  долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его  производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие  основные способы приватизации –  акционирование (с закрытой подпиской  или продажей акций); продажа предприятий  и имущества по коммерческому  или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа  приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный  характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди  негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и негосударственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов  акций) на инвестиционных конкурсах; сложились  условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий. Необходимо еще раз отметить, что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гражданский Кодекс РФ.- М.;2003.

2. Конституция РФ.- М.;2003.

3. «Курс экономики» под ред. Райзберга Б.А.-1997г.

4. Суханов Е.А. «Лекции о праве собственности».- М.: Юрид. лит.; 1999.

5. Мозолин В.П. «Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночным отношениям».- М.: Институт гос. и права РАН; 1998.

6. Черноморец А.Е. «Право собственности в сельском хозяйстве РФ».- М.; 1993.

7. «Приватизация» под ред. Карибжановой Ж.С.- т.2, т.3; 1993.

8. Каспин В.И., Острина И.А. «Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник». – М.: Финансы и статистика; 1999.

9. Кузнецов В. “Рынок и приватизация”. – М.: “МЭ и МО”;1992.- №7

10. «Современная экономика. Общедоступный учебный курс». – Ростов-на-Дону: Феникс; 1997.


Информация о работе Виды собственности