Виды рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 00:15, доклад

Краткое описание

Рынок - это структура, которая позволяет изготовителям и покупателям, производить обмен куплю-продажу товаров. Где решающими факторами конечной цены товара и количества, будет выступать потребительский спрос. Немаловажную роль для чёткого понимания рынка будет играть конкуренция при которой производители укрепляют свои позиции на рынке при помощи манипуляции цен качества товара или оказания услуг.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 65.02 Кб (Скачать)

Виды  рынков

Рынок - это совокупность экономических отношений в которых при процессе производства и обмена товаров выступают денежные ценности.

Рынок - это структура, которая позволяет изготовителям и покупателям, производить обмен куплю-продажу товаров. Где решающими факторами конечной цены товара и количества, будет выступать потребительский спрос. Немаловажную роль для чёткого понимания рынка будет играть конкуренция при которой производители укрепляют свои позиции на рынке при помощи манипуляции цен качества товара или оказания услуг.

Существует огромное количество видов рынков, но определённые признаки позволяют сгруппировать их в  отдельные группы, по экономическому назначению и пространственному  признаку.

Внешний рынок — это сфера такого товарного обмена, при котором производитель или покупатель находятся за пределами страны. Происхождение такого рынка вызывает необходимость осуществления внешнеторговых операций.

Внутренний рынок — обусловлен товарным обменом, который производится только внутри государства.

Местный рынок —это рынок, при котором отношения продавца и покупателя ограничиваются в пределах одной территории.

Оптовый рынок — на котором происходит продажа только крупными партиями товара, где основной особенностью являются снижение цены за счет увеличения товарооборота.

Рынок услуг — это специфический рынок продажи или покупки различных видов услуг, который служит удовлетворения потребностей людей.

Рекламный рынок — который представляет рекламно-информационные услуги.

Страховой рынок — занимается предоставлением услуг в сфере страхования.

Финансовый рынок — производит операции в сфере ценных бумаг, кредитования ,вкладов и инвестиций.

Банковский рынок — здесь предоставляются услуги среди банковских организаций и кредитных обществ.

Рынок жилья — это та часть рынка где аккумулируются отношения между продавцами жилья и покупателями.

Рынок труда — главной ценностью на этом рынке является рабочая сила (продавец) с одной стороны и покупатель этого товара с другой стороны.

И так мы видим, что существует огромное множество различных рынков. Одни из них хорошо развиты и взаимодействуют  не только внутри своей группы, а  и с другими не классическими  ей отраслями рынка. Другие наоборот мало развитые, но все они составляют огромный рынок который связан между собой выполняя определённую функцию.

Характеристика  функции рынка.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Для  этого рынок выполняет ряд  функций:

Регулирующая  функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

 

Информационная  функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему  хозяйственному пространству, которое  он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику  хозяйственной деятельности сверять  собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления  затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного  обмена цена устанавливается путем  сопоставления затрат (издержек) и  полезности обмениваемых благ.

Посредническая  функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

 

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Налоги : понятие и виды налогов.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

По способу изъятия  налоги подразделяются на прямые и косвенные.

        Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины. Косвенные налоги являются весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Для прогрессивных налогов  большое значение представляют понятия  средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка - это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный  налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный  налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Кривая Лаффера.

Кривой Лаффера - описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

На рис.1 можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера. Поступление налогов в госбюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат - предельная налоговая ставка (t). В данном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень».




Рис.1    t- ставка налогообложения                        

              Т- доходы государственного бюджета

 

Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государственного бюджета. Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L.

Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений. Во-первых, так ли эластично предложение труда, чтобы его реакция на снижение налоговых ставок вызвала значительный рост деловой активности? Эмпирические исследования показали, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда Одни группы людей при ослаблении налогового бремени действительно готовы больше трудиться, в то время как другие, почувствовав себя реально богаче, предпочитают больше времени отводить досугу. Во-вторых, снижение налоговых ставок - это мероприятие, имеющее длительный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в отдаленной перспективе, а не сразу же после снижения ставок Следовательно, на краткосрочных временных интервалах возникли опасность сокращения доходов казны. В-третьих, как видно на рис 2а, вполне вероятно, что снижение налоговых ставок скорее вызовет сдвиг вправо кривой совокупного предложения (AS), а сдвиг в том же направлении кривой совокупного спроса (AD), как это видно на рис. 2б. Причем правостороннее смещение кривой AD в условиях, когда экономика находится на промежуточном или классическом (вертикальном) отретрезках кривой совокупного предложения, чревато повышением общего уроним цен. В-четвертых, кто может со стопроцентной уверенностью сказать что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше точки М? А если в действительно налоговая система соответствует тому участку кривой, который расположена ниже точки М? Ведь тогда снижение налоговых ставок с неизбежностью вызовет снижение налоговых поступлений в бюджет.

На практике идеи А. Лаффера, поскольку он был одним из весьма влиятельных консультантов администрации Р. Рейгана, были в значительной мере воплощены в налоговых реформах 1981 и 1986 гг. в США.




Рис.2 Влияние снижения налоговых  ставок на AS и AD.

Эмпирические исследования, посвященные влиянию снижения налоговых  ставок на поступления в государственный  бюджет, показали, что для экономики  США 1980-х гг. точка М (см. рис. 2) находится где то на уровне, соответствующем ставке налога 75-80%. Сама же американская налоговая система характеризуется той точкой на кривой Лаффера, которая соответствует налоговой ставке значительно ниже 50%. Таким образом, снижение ставок не привело к росту налоговой выручки государства. Очевидно, снижение налогового бремени не дает краткосрочного эффекта (в смысле быстрого наполнения доходов государственного бюджета) и проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в долгосрочном аспекте.

Что же, гипотеза Лаффера совсем неверна? Нет, такой вывод был бы не точен. Ведь действительно государственные доходы могут быть максимизированы только при некотором оптимальном уровне ставки налога. Не обязательно максимальная налоговая ставка ведет к максимизации доходов государства. Это - бесспорно, и кривая Лаффера наглядно демонстрирует правоту этого утверждения. Главная трудность найти ту точку, в которой действительно находится экономика (точнее, налоговая система страны), и, соответственно, оптимальный уровень итоговой ставки.

Информация о работе Виды рынков