Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:49, реферат
В современной России под термином «венчурный» и понятиями «венчурный капитал» и «венчурное финансирование» часто подразумевается любой вид финансирования, отличный от банковского кредита. Более того, границы термина «венчурный» в русском языке были расширены настолько, что в обиходе появилось слово «венчур», которым стали обозначать как способ и форму финансирования, так и молодую недавно образованную компанию, ищущую финансирование своего бизнеса из внешнего источника
Введение…………………………………………………………………………..3
Развитие венчурного наукоемкого бизнеса …………………………………….4
Заключение……………………………………………………………………….12
Использованная литература…
Содержание
Введение…………………………………………………………
Развитие венчурного
наукоемкого бизнеса …………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная
литература……………………………………………………
Введение
В современной России под термином «венчурный» и понятиями «венчурный капитал» и «венчурное финансирование» часто подразумевается любой вид финансирования, отличный от банковского кредита. Более того, границы термина «венчурный» в русском языке были расширены настолько, что в обиходе появилось слово «венчур», которым стали обозначать как способ и форму финансирования, так и молодую недавно образованную компанию, ищущую финансирование своего бизнеса из внешнего источника.
Таким образом, под термином «венчурный» понимаются как инвестиции в компании, находящиеся на ранних этапах развития, так и прямые инвестиции, т.е. инвестиции в компании, находящиеся на более поздних стадиях развития.
Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в России является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.
Достоинства венчурного инвестирования как источника финансирования в сфере малого и среднего инновационного бизнеса очевидны: динамично развивающееся предприятие может получить венчурные инвестиции тогда, когда иные финансовые источники воздерживаются от рискованных вложений.
Существует
определенное количество проблем, присущих
российскому рынку, на которых следует
сконцентрировать свое внимание государственным
структурам, цель которых - создание с
участием государства системообразующих
элементов национальной венчурной индустрии
и формирование благоприятной экономической
и правовой среды для их последующего
саморазвития.
Развитие венчурного
наукоемкого бизнеса
Проблема развития венчурного бизнеса в России обсуждается уже более 20 лет. В середине 80-х гг., когда в начале "перестройки" впервые всерьез заговорили о необходимости освоения зарубежного опыта, необходимые для этого экономические и политические условия в стране еще полностью отсутствовали.
С 1988 г. определенные надежды в этом направлении возлагались на первые коммерческие банки (мало кто сегодня помнит, что они создавались тогда как финансовые структуры для поддержки инновационной деятельности, а некоторые из них до сих пор сохраняют в своем названии реликтовое буквосочетание "ин", от слова "инновационный"). Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Доля инновационных проектов в портфеле подобных "инвесторов" редко превышала 5%, что было вызвано вполне объективными экономическими причинами.
С конца 1990-х годов Правительство Российской Федерации приступило к реализации ряда инициатив, направленных на развитие и совершенствование взаимодействия предпринимателей, занятых в сфере производственного и инновационного бизнеса, и источников его внебюджетного финансирования.
Начавшаяся
в России в 1992 г. радикальная экономическая
реформа открыла дорогу развитию
предпринимательской
Тем не менее проводившаяся ударными темпами приватизация привлекла внимание зарубежных инвесторов венчурного капитала. По инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в России было создано 11 региональных венчурных фондов, которые специализировались главным образом на приобретении пакетов акций средних приватизируемых предприятий с целью оказания последним необходимой помощи в адаптации к условиям переходной экономики. При этом предполагалось, что через какое-то время купленные акции могли быть проданы по более высокой стоимости и обеспечить инвесторам ожидаемую прибыль.
В марте 1997 г. пионеры венчурного бизнеса в России объединились в Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ). В это же время появились сообщения о создании первых венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков и диверсифицированных холдингов.
Однако наметившийся прогресс был остановлен разразившимся в августе 1998 г. финансовым кризисом, который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России по меньшей мере на несколько лет. Одним из негативных последствий августовского кризиса стала утрата доверия к институтам фондового рынка среди широких слоев населения.
Следующее упоминание о «венчурном» способе финансирования российского бизнеса появилось в официальном документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы», одобренном 27 декабря 1999 года Правительственной комиссией по научно-инновационной политике.
Уже 10 марта 2000 года за № 362-р вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации о принятии предложения Миннауки РФ, согласованного с Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минобразования РФ и Минюстом РФ, об учреждении Венчурного Инновационного Фонда (ВИФ) - некоммерческой организации, созданной для формирования системы венчурного инвестирования в высокорисковые инновационные проекты.
Настоящим «прорывом» в области государственного признания и встраивания венчурной индустрии в систему инвестиционных взаимоотношений в российской экономике стало Постановление ФКЦБ от 14 августа 2002 года, №31/пс «Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».
В указанном Постановлении впервые за всю историю деятельности венчурных институтов в Российской Федерации в числе прочих инвестиционных институтов упоминаются «венчурные» фонды» При этом, согласно классификации и терминологии, предложенных специалистами ФКЦБ РФ, «венчурные» (особо рисковые) фонды относятся к категории «закрытых паевых инвестиционных фондов».
Факт включения категории венчурных фондов в число инвестиционных институтов, деятельность которых допускается на территории Российской Федерации, говорит о той роли и влиянии, которые успела приобрести эта достаточно молодая разновидность инвестиционной деятельности в отечественном бизнесе.
Заметным событием, которое существенно влияет на инвестиционную активность в России, стало принятие 25 Главы Налогового кодекса РФ «О налоге на прибыль», которая вступила в силу с 1 января 2002 года. В целом 25 Глава содержит ряд положений, касающихся создания, финансирования и реорганизации хозяйственных обществ, что имеет принципиальное значение для российских венчурных проектов. В данном нормативном акте решена проблема налогообложения эмиссионного дохода, которая существовала на протяжении долгого промежутка времени. В соответствии с 25 Г лавой доход, который получает компания при продаже, выпуске акций или долей участия с учетом превышения их номинальной стоимости, не подлежит налогообложению.
В 2003 году в соответствии с утвержденным 28 февраля Планом действий Правительства по реализации основных направлений социально-экономического развития страны, Председателем Правительства Российской Федерации 21 августа был утвержден «План мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования».
В 2007 году в России был сформирован первый венчурный фонд объемом 3 миллиарда рублей. Он создан для инвестиций в развивающиеся компании "Российской венчурной компанией" (РВК) и банком ВТБ.
Стоимость чистых активов венчурного фонда "ВТБ - Фонд Венчурный" достигла заявленных изначально 3,061 миллиарда рублей, что означает завершение процесса формирования фонда, говорится в сообщении РВК. А это значит, что он может приступать непосредственно к инвестиционной деятельности.
В сентябре 2006 года правительство одобрило создание РВК со 100-процентным государственным капиталом в размере 15 миллиардов рублей. РВК будет участвовать в венчурных фондах, которые будут сформированы в регионах как закрытые паевые инвестиционные фонды, в качестве миноритарного акционера - не более 49 процентов участия. Планируется сформировать 8-12 таких венчурных фондов, которые будут привлекать для реализации проектов частных инвесторов, обеспечивающих не менее 51 процента инвестиций.
Первый венчурный фонд сформирован в форме закрытого ПИФа, доля РВК в нем составляет максимально допустимые по закону 49 процентов. Помимо РВК, средства в фонд вложили ВТБ (30 процентов), менеджеры (1 процент) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) (20 процентов).
РВК планирует, что основными объектами инвестиций первого фонда станут быстро развивающиеся компании в области информационных технологий, индустриальных инноваций, нано- и биотехнологий.
Объемы инвестиций в один проект будут находиться в интервале от 50 до 400 миллионов рублей, ожидаемый срок выхода из инвестиций составит от трех до семи лет.
В 2008 году в связи с кризисом источники финансирования инновационных проектов существенно снизили размеры вложений. Основное бремя поддержки инновационной отрасли переместилось в сторону государства и региональных администраций.
Москва сразу объявила свой антикризисный пакет мер для инновационного бизнеса. Столица является лидером по поддержке инноваций и раньше активнее других российских регионов поддерживала инновационный бизнес. Город реализует программы поддержки малых инновационных предприятий, предоставляя предпринимателям субсидии, а также выделяя средства из венчурного фонда. Москва содействует инноваторам не только в финансовой, но и в имущественной сфере.
Эти меры городской администрации были своевременны, поскольку финансовый кризис затронул все сектора отечественной экономики, в том числе и инновационный. Общие расходы на инновации сократились на 180-190 млрд рублей. Крупные корпорации снизили расходы на новые разработки на 50-60 процентов, бизнес-ангелы - на 40 процентов, государственное финансирование уменьшилось в среднем на 5-7 процентов. Российские и западные венчурные фонды снизили свою деловую активность в России на треть. До конца года их инвестиции в инновационные проекты уменьшились вдвое. Поэтому основной вес поддержки инновационной отрасли переместился в сторону государства. Госфинансирование инноваций в основном пошло через федеральные целевые программы, Российскую венчурную компанию (РВК), "Росинфокоминвест" и, конечно, региональные администрации.
РВК уже давно финансирует инновационную отрасль, выкупая паи в специально созданных венчурных фондах. Те же в свою очередь инвестируют средства в конкретные инновационные проекты.
Деятельность венчурного капитала на территории России напрямую связана с ее интеграцией в мировую экономику. Опережающее создание новых для России и гармонизированных с международными стандартами финансовых институтов существенно снизит риски потери рынков и капиталов для венчурных фондов как с российским, так и с иностранным капиталом.
Перед государством стоит задача разработки дополнительных форм своего участия в развитии системы венчурного инвестирования, особенно в инновационный сектор российской экономики, опирающихся на существующий задел и мировой опыт, адаптированный к российским условиям.
Дмитрий Медведев привел данные, по которым в России сегодня действуют 108 венчурных фондов. Из них, как было написано у него в справке, только 43 являются активными. А объем капитала этих фондов составляет всего 2 млрд долларов. "Это совсем немного в масштабах такой страны, как наша, в сопоставлении с другими фондами, которые имеются в развитых странах", - заявил президент. Оценки фактических венчурных инвестиций в России еще хуже. В 2009 году они составили всего 300 млн долларов. Для сравнения в США это 21,4 млрд, в ЕС - 4,6, в Китае - 1,9.