Валовой внутренний продукт Республики Беларусь: структура, динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Первые оценки национального дохода сделаны Кузнецом в 1934 году. В этой работе впервые появились счета национального дохода и продукта. Кузнец пересчитал счета национального дохода США до 1869 года. Впервые доклад о национальном доходе и производстве за период 1929—1935 был представлен Конгрессу США в 1937 году. До этого никто не имел детальных представлений об экономической деятельности страны. Термин макроэкономика до 1939 года в печати не употреблялся. В 1971 году Саймон Кузнец получил Нобелевскую премию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…...5
1 Теоретические аспекты измерения ВВП………………..………………..….7
1.1 Модель круговых потоков в национальном хозяйстве …………..7
1.2 Общая характеристика ВВП………………………………..............8
1.3 Методы расчета ВВП…………………………………………..…...10
1.4. ВВП в системе взаимосвязанных показателей………………..….15
2 Анализ ВВП в Республике Беларусь…...……..………………………..…..17
2.1 Национальный продукт и его формы в экономике РБ: структура и его динамика………………………………….………………….………...…..17
2.2 Динамика показателей ВВП в Республике Беларусь………..……19
3 Моделирование и прогнозирование экономического роста в Республике Беларусь….......……………………………..……………………………….…24
Заключение…………………………………………………………..……...…29
Список использованной литературы………………………..….…………....31
Приложения………………………………………………..……...…………...33

Файлы: 1 файл

Валовой внутренний продукт Республики Беларусь.docx

— 139.25 Кб (Скачать)

Примечание: [15]

     Во II квартале 2009 г. по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года произошло  снижение на 1,5 процентных пункта доли в ВВП добавленной стоимости  отраслей, производящих товары, в основном за счет снижения доли добавленной  стоимости в промышленности (на 3,6 процентных пункта). При этом доля добавленной  стоимости отраслей, оказывающих  услуги, увеличилась на 2,4 процентных пункта (в торговле и общественном питании – на 0,4 процентных пункта; в связи – на 0,3 процентных пункта; в банковской деятельности – на 1,4 процентных пункта).

     Доля  чистых налогов на продукты снизилась на 0,9 процентных пункта (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

     Валовой внутренний продукт в 2008 году составил 130,9% к 2005 г. (по программе 124,8-128,9%), при этом среднегодовой прирост ВВП составил 9,4%. По сравнению с 2007 г. ВВП в 2008 г. увеличился на 10% [1, с.2].

     Важно отметить, что экономический рост в 2006-2008 гг. сопровождался заметным снижением энергоемкости ВВП, что в нынешних условиях роста цен на импортируемые энергоносители приобретает ещё большую значимость. Так, снижение энергоемкости ВВП за 2006-2008 г. составило 18,9% (по программе – 16,9-19,6%).

     Самым весомым источником роста экономики Беларуси в 2008 г. оставались промышленность, строительство и сектор услуг [3, с.4].

     Удельный  вес в ВВП добавленной стоимости  промышленности составил 28,1%, строительства - 9,4%, торговли и общественного питания - 10,6%, сельского хозяйства - 8,4%, транспорта и связи - 8%  (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Динамичное развитие ведущих отраслей поддерживалось расширением внутреннего спроса как со стороны конечного потребления, так и благодаря росту валового накопления. Сохранение высоких темпов роста реальных денежных доходов населения способствовало расширению розничного рынка, оборот которого увеличился на 20,5% по сравнению с уровнем 2007 г. Такая тенденция, в свою очередь, стимулировала развитие производства потребительских товаров в республике и рост объема платных услуг населению.

     В промышленности производство продукции  в 2008 г. составило 134,2%  к 2005 г. (по программе 123,1-127,1%), потребительских товаров – 135,9% (127,1-130,7%), в том числе продовольственных – 132% (127,7-131,3%), непродовольственных – 140,6% (126,6-130,1%) [10, с. 49].

     Способствовал развитию национальной экономики и  рост инвестиций в основной капитал. Предпринимаемые правительством меры по стимулированию инвестиционной деятельности, организации бизнес-планирования конкретных проектов способствовали увеличению вложений средств в основной капитал с 2007 г. Удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме валового внутреннего продукта составил 27,8% против 27,1% в 2007 г. Одним из положительных экономических факторов прошлого года можно отметить сближение динамики заработной платы и производительности труда. По итогам 2008 г. заработная плата выросла на 9,9% по сравнению с 2007 г. и производительность труда – на 9,7% [10, с.52]. За 2006-2008 гг. реальная заработная плата увеличилась на 41,9%, что выше, чем предусмотрено программой (на 27,1-30,7 %).

     Рост  производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволил обеспечить достижение целевых параметров программы  по повышению уровня жизни населения.

     Рост  реальных денежных доходов населения  в 2006-2008 гг. (147,3% при задании по программе 124,8-128,9%) способствовал повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). В результате в 2008 г. темп роста розничного товарооборота составил 162,4% к уровню 2005 г. (по программе – 130,7-134,9%), реализация платных услуг населению – 138,9 процента (128,3-131,9%).

     Одним из важнейших направлений бюджетной  политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого  для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Программой предусмотрен дефицит  республиканского бюджета не выше 1,5% к ВВП. По предварительным данным в 2008 г. сложился профицит республиканского бюджета на уровне 0,8% к  ВВП [9, с.66].

     В результате успешного завершения 2008 г. в агропромышленном комплексе и сбора рекордного урожая в 2006-2008 гг. удалось преодолеть тенденцию отставания от выполнения прогнозных параметров, установленных программой, в период 2006-2007 гг. Так, в сельском хозяйстве в 2008 г. производство валовой продукции во всех категориях хозяйств составило 120,5% к уровню 2005 г. (по программе 119,1-124,8 %). Как сказал Заместитель министра экономики Республики Беларусь В.Адашкевич: «2008 год стал самым благоприятным за последние 2-3 пятилетки для производителей сельской продукции» [1, с.2].

     В то же время, по отдельным показателям  запланированные на 2006-2008 г. количественные значения недовыполнены, что связано с действием ряда объективных факторов и ограничений.

     Во  внешнеэкономической деятельности в 2006-2008 гг. при существенном превышении определенных программой параметров по объему внешней торговли товарами и услугами (222,2% при задании по программе 128,2-131,8%) и экспорту (210% при задании 128,9-132,5%), не менее быстрыми темпами прирастает и импорт, уже существенно превышая установленные программой ограничения (234,4% при задании 127,1-130,7%).

     Таким образом, положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2008 годы позволила  достичь значительных результатов  по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). Так объем валового внутреннего продукта в Ι полугодии 2009 г. составил в текущих ценах 60,6 трлн.рублей и увеличился по сравнению с Ι полугодием 2008 г. в сопоставимых ценах на 0,3%. Самыми весомым источником роста экономики Беларуси в 2008 г. оставались промышленность (удельный вес 28,1%), строительство (удельный вес 9,4%) и сектор услуг (удельный вес 8,6%).  Негативное влияние на структуру использования ВВП во II квартале 2009 г. оказала отрицательная величина чистого экспорта товаров и услуг, которая составила более 4,5 трлн. рублей, или 14,3% от ВВП. 
 

ГЛАВА 3

  МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     Создание  эффективной национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень  жизни населения и достойное  место среди других стран мира, является важнейшим приоритетом  для большинства стран. Стратегическими  целями социально-экономического развития Беларуси признаны оздоровление, повышение  благосостояния, обеспечение рациональной занятости населения и степени  его социальной защищенности. Для  достижения поставленной цели необходимы ускорение темпов роста и улучшение  качественных параметров развития народного  хозяйства страны. Важнейшими средствами обеспечения устойчивого развития национальной экономики и решения социальных задач, как определено в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., являются дальнейший рост ВВП, формирование межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.

     В настоящее время  в Республике Беларусь при разработке важнейших  факторов прогнозных и программных  документов на кратко- и долгосрочный период – годового прогноза и программы  социально-экономического развития –  для обоснования на перспективу  ключевых макроэкономических показателей  и пропорций, и прежде всего темпов роста ВВП как важнейшего целевого параметра прогнозов, НИЭИ Министерства Республики Беларусь, выполняющего функции  главного разработчика государственных  прогнозов и программ, наряду с  применением экономико-математических методов и моделей, в качестве базового используется производственный метод расчета ВВП, основанный на представлении данного показателя как суммы созданных в экономике добавленных стоимостей и чистых налогов на производство и импорт. При прогнозировании динамики ВВП производственным методом применяется следующая технология расчетов: на основе экспертно задаваемых в прогнозном периоде темпов изменения материалоемкости производства в важнейших отраслях экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, услуги, прочие отрасли) и спрогнозированных темпов роста валового выпуска в названных отраслях определяется объем промежуточного потребления. Путем вычитания из валового выпуска 

промежуточных затрат определяется добавленная стоимость  и рассчитываются темпы ее роста  в прогнозном периоде. С помощью  полученных данных о темпах роста  добавленной стоимости в отраслях и об экспертно прогнозируемой динамике чистых налогов вычисляется непосредственно  динамика ВВП и его отраслевая структура. Преимущества использования  производственного метода заключаются  в невысокой трудоемкости расчетов, а также в возможности увязки и балансировки планируемых на перспективу  объемов производства с располагаемыми ресурсами. В то же время поскольку  динамика ВВП определяется факторами как со стороны предложения, так и со стороны спроса, для поддержания темпов экономического роста, сохранения динамического равновесия национальной экономики в практике макроэкономического прогнозирования необходимо осуществлять увязку производственных и спросовых детерминант роста ВВП, что вызывает необходимость разработки и использования в расчетах на перспективу дополнительного методического инструментария, позволяющего прогнозировать динамику экономического роста республики методом конечного использования.  Применение предлагаемой модели прогнозирования конечного потребления и оценки его влияния на темпы роста ВВП при разработке кратко- и среднесрочных макроэкономических прогнозов должно способствовать решению проблемы увязки факторов роста ВВП со стороны спроса и предложения, а в конечном счете - повышению обоснованности расчетов на перспективу [16, с.8].

     Технология  модельных прогнозных расчетов элементов  конечного потребления, динамики и  структуры ВВП, встроенная в существующую систему макроэкономического прогнозирования, выполняется в четыре этапа. Расчеты  динамики ВВП на перспективу производственным методом и методом конечного  использования проводятся одновременно. На первом этапе расчетов по модели формируются сценарии социально-экономического развития республики на прогнозный период и в соответствии с ними экзогенно  задаются управляющие переменные –  параметры экономической политики: темпы роста реальной заработной платы, денежных доходов населения, ИПЦ, ставка по краткосрочным кредитам населению и обменный курс белорусского рубля к доллару США. На втором этапе с учетом воздействия экзогенных переменных рассчитывается динамика платных  услуг, а также расходов населения  на продовольственные и непродовольственные  товары, образующие объем розничного товарооборота. Здесь же прогнозируется динамика потребительского импорта, оценивается  конечное потребление домашних хозяйств, госучреждений и некоммерческих организаций; рассчитывается совокупный объем расходов на конечное потребление  и его структура.

     На  третьем этапе в зависимости  от поставленных задач и имеющейся  информации рассчитывается динамика ВВП  на основе эконометрического уравнения  или балансовых соотношений, либо на основе их совместного использования. При этом, в соответствии с нормами международной практики макроэкономического прогнозирования, расхождение между полученными прогнозными значениями ВВП не должно превышать 3%. В случае превышения указанного критерия уточняются экзогенные параметры и расчеты повторяются. На четвертом, заключительном, этапе оценивается расхождение между прогнозом динамики ВВП, полученным на основе модели и рассчитанным производственным методом. При этом критерием сходимости расчетов на перспективу выступает предельная норма расхождения прогнозов – 3%, в случае превышения которой расчеты после экспертной корректировки экзогенных переменных вновь повторяются.

     В рамках разработанной эконометрической модели на основе выявленных причинно-следственных связей с использованием приведенной технологии прогнозных расчетов получены оценки динамики и структуры конечного потребления, темпов роста ВВП на период 2009-2012 гг. в основу прогнозных расчетов на 2009 г. положена умеренно-благоприятная оценка социально-экономического развития Республики Беларусь в текущем году в условиях развертывания мирового финансово-экономического кризиса, характеризующаяся динамикой реальной заработной платы и денежных доходов населения на уровне 97-98 и 100-101% соответственно к предыдущему году, сокращением расходов консолидированного бюджета в реальном выражении на 15%, нарастанием инфляционных процессов до 113-114%. Прогнозные расчеты на 2010-2012 гг. осуществлялись в рамках двух сценариев социально-экономического развития Республики Беларусь в среднесрочной перспективе, отличающихся силой и продолжительностью воздействия на макродинамику мирового экономического кризиса, а также мерами по преодолению его последствий, предпринимаемыми органами государственного управления. Первый сценарий – умеренно-оптимистический, основанный, согласно мнению экспертов Всемирного банка, на предложении о постепенном оживлении мировой экономики в 2010 г. и, следовательно, восстановлении внешнего спроса на белорусскую продукцию, незначительном увеличении объемов внутреннего производства, ускорении макроэкономической динамики и доходов секторов экономики. Второй сценарий, консервативный, разрабатывался на основе представлений ведущих специалистов, в том числе МВФ, о значительном спаде и стагнации мировой экономики в среднесрочной перспективе будет направлена на существенное сжатие бюджетных расходов, сдерживание внутреннего спроса путем ужесточения кредитной политики, ограничения заработной платы и доходов населения.

     Эксперименты  с моделью показали, что при  заданных параметрах экономической  политики темпы роста розничного товарооборота и платных услуг  могут составить в 2009 г. 104,5-106,5 и 105-106% соответственно; потребления домашних хозяйств -105-106%; ВВП -100-101% к уровню предыдущего года (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж). В соответствии с прогнозными расчетами на 2010-1012 гг. умеренно-оптимистическому сценарию, можно ожидать среднегодовые темпы роста розничного товарооборота и платных услуг на уровне 103,8-105 и 105-106% соответственно; конечного потребления -103,2-104,2; потребления домашних хозяйств -104,3-105,3%. В рамках консервативного сценария темпы прироста потребления домашних хозяйств составят 2-3,3% в среднем за 2010-2012 гг., при этом розничного товарооборота -1-2,7, платных услуг -4,3-5,3%; среднегодовые темпы роста конечного потребления составят  101,3-102,3%. По обоим сценариям в прогнозном периоде ожидается замедление динамики текущего государственного потребления, обусловленное сокращением расходов бюджета, а также существенное падение физического объема импорта потребительских товаров, что объясняется, прежде всего, значительной девальвацией белорусского рубля к доллару США и падением реальной покупательской способности доходов населения. В условиях ограниченности внешних источников экономического роста в период глобального финансово-экономического кризиса потребительский спрос является важнейшим внутренним фактором динамического развития белорусской экономики: по оценкам, прогнозная динамика конечного потребления способна обеспечить по умеренно-оптимистическому сценарию темпы роста ВВП на уровне 101,3-102,3% в среднем за 2010-2012 гг., по консервативному -98,7-100%  (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

     Экономический анализ расчетов показал, что разработанный  модельный аппарат может использоваться органами госуправления при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития страны на кратко- и среднесрочную перспективу (на период до трех лет) для обоснования важнейших параметров прогноза – розничного товарооборота и платных услуг, ВВП и его воспроизводственной структуры; для оценки макроэкономических последствий экономической политики в области регулирования потребительского спроса, выработки ее адекватных мер, направленных на стимулирование темпов экономического роста в республике. 
 

     Из  всего вышесказанного можно сделать ряд выводов.

     В 1996-2008 гг. экономика Республики Беларусь демонстрировала высокие темпы  роста, важнейшим внутренним источником которого со стороны спроса выступало  конечное потребление и его наиболее значимый элемент – потребление  домохозяйств. Основным фактором роста  и изменений в структуре конечного  потребления населения явилось  увеличение реальных денежных доходов, вызывающее опережающий рост расходов на непродовольственные, а также  потребительские товары импортного производства. В результате выполненного в рамках предложенной  методики анализа влияния элементов конечного спроса на темпы роста ВВП установлено, что среди потребительских расходов домашних хозяйств наиболее значимое воздействие на макроэкономическую динамику оказывала группа непродовольственных товаров – наукоемких, с высокой долей добавленной стоимости. В то же время влияние потребительского импорта на динамику экономического роста не имело ярко выраженного отрицательного эффекта.

Информация о работе Валовой внутренний продукт Республики Беларусь: структура, динамика