Валютное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:27, контрольная работа

Краткое описание

Валютное регулирование – неотъемлемая часть экономической политики стран с неконвертируемой и частично конвертируемой валютой. Конечная его цель состоит в достижении полной конвертируемости национальной валюты. Переход к конвертируемости предполагает длительный процесс доведения базовых характеристик экономики, по крайней мере, до среднеевропейского уровня. Достижение определенного уровня конвертируемости отнюдь не означает приобретения этого качества навечно, а лишь формирует требования к экономической эффективности и динамике развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..2
Глава I. Международные валютные отношения и валютные системы.
1. Понятие валютных отношений и валютных систем.
Мировая валютная система..………………………………………………...3
2. Виды валютных систем……………………………………………………...4
3. Задачи и функции международной валютной системы……………...........6
4. Валютный курс и факторы, влияющие на его
формирование. Ревальвация и девальвация валюты………………………..7
Глава II. Регулирование международных валютных отношений.
Валютная политика.
1.Валютное регулирование как элемент экономической политики……….12
2. Регулирование величины валютного курса. Валютная
политика и валютные ограничения…….…………………………………..13
3. Международный валютный фонд (МВФ)…………………………….......15
Глава III. Валютное регулирование экономики в России
1. Валютное регулирование экономики в России…………………………..17
2. Центральный Банк РФ как основной орган валютного
регулирования. Валютный контроль………………………………………...18
А) Центральный Банк РФ
Б) Защита валюты Российской Федерации
В) Цель и направления валютного контроля
Г) Органы валютного контроля и агенты валютного контроля
3. Евро и экономическая безопасность России……………………………...21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

гос рег 1.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

 

2.  Центральный  Банк РФ как  основной орган  валютного регулирования.

Валютный  контроль. 

А) Центральный Банк РФ 

1.  Центральный   банк  Российской  Федерации   является   основным   органом валютного регулирования в Российской Федерации.

2. Центральный банк Российской Федерации в рамках настоящего Закона:

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской  Федерации  иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

О прекращении  на территории РФ расчетов в иностранной  валюте за  реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)

б)  издает  нормативные  акты,  обязательные  к  исполнению   в   Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) проводит все виды валютных операций;

г)  устанавливает  правила  проведения   резидентами   и   нерезидентами   в Российской Федерации операций с иностранной валютой  и  ценными  бумагами  в иностранной валюте, а также правила проведения  нерезидентами  в  Российской Федерации операций с валютой  Российской  Федерации  и  ценными  бумагами  в валюте Российской Федерации;

д)  устанавливает  порядок  обязательного  перевода,  ввоза  и  пересылки  в Российскую  Федерацию  иностранной  валюты  и  ценных  бумаг  в  иностранной валюте,  принадлежащих  резидентам,  а  также  случаи  и  условия   открытия резидентами счетов в иностранной валюте в  банках  за  пределами  Российской Федерации;

О порядке осуществления переводов в иностранной  валюте  с  валютных  счетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов;

е) устанавливает  общие правила  выдачи  лицензий  банкам  и  иным  кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает  единые формы учета, отчетности, документации  и  статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а  также  порядок  и сроки их представления;

з) готовит  и публикует статистику валютных операций Российской Федерации  по принятым международным стандартам;

и) выполняет  другие функции, предусмотренные настоящим  Законом. 
 

 Б) Защита валюты Российской Федерации 

1. Расчеты  между резидентами осуществляются в  валюте  Российской  Федерации без ограничений. Расчеты между резидентами и  нерезидентами  в  валюте  Российской  Федерации осуществляются в порядке,  устанавливаемом  Центральным  банком  Российской Федерации.

2. Порядок   приобретения  и  использования  в  Российской  Федерации  валюты Российской  Федерации  нерезидентами  устанавливается   Центральным   банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

3. Вывоз  и пересылка из Российской Федерации валюты Российской  Федерации  и ценных бумаг, выраженных в валюте  Российской  Федерации,  а  также  ввоз  и пересылка в  Российскую Федерацию валюты  Российской Федерации  и  ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляются  резидентами и нерезидентами в порядке,  устанавливаемом Центральным  банком  Российской Федерации  совместно  с  Министерством финансов  Российской   Федерации   и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

4. Сделки, заключенные в нарушение  положений  настоящего  Закона, являются недействительными.  Лица,  совершившие  такие   сделки,   несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии  с законодательством Российской Федерации. 
 

В) Цель и направления валютного контроля 

1. Целью  валютного контроля является  обеспечение соблюдения валютного

законодательства  при осуществлении валютных операций.

2. Основными  направлениями валютного контроля  являются:

а) определение  соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной  валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. 

 Г)  Органы валютного контроля и  агенты валютного контроля 

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством

   Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Органами  валютного контроля в Российской  Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

3. Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль  за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство  Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

7. Центральный  банк Российской Федерации осуществляет  взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля. 
 

               

 

3. Евро и экономическая  безопасность России. 
 

      Геополитические  последствия   введения   евро   напрямую   затрагивают экономическую безопасность России.

      В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо  высокой.  До  70%  продовольствия,  потребляемого населением  крупных  городов,  поступает  из-за  рубежа.  Государство  не  в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз  капитала.  Размеры  выплат по  внешним  долгам  превышают  возможности  российской  экономики.   Страна вынуждена подстраивать  свою  экономическую  политику  под  универсалистские требования международных экономических организаций, нередко  не  учитывающие в должной мере российскую специфику.

      Особенно опасным является положение,  сложившееся  в  валютной  сфере. Глубокая долларизация экономики привела к тому,  что  в  этой  сфере  Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от  одной страны и ее валюты.

      Это,  в  частности,  привело   к  перекосу  между  структурой  валютных отношений  России  и  структурой  ее  внешнеэкономических   связей.   Сейчас подавляющая часть внешней торговли России - до 2/3 - связана с  Европой,  из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть – на страны  Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США  в экспортно-импортных  операциях  РФ  не  превышает  10%.  В  последнее  время Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.

   Однако самой используемой и ликвидной  иностранной  валютой  в  России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров  далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика  роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.

      Возможные  последствия  этого   перекоса  очевидны.  Обвал   доллара  на международных  валютных  рынках  имел  бы  разрушительные  последствия   для российской экономики. Это - реальная угроза безопасности страны.

      Существенное  значение  имеет   и  геополитический   аспект   проблемы. Соединенные  Штаты  лишь  косвенно  зависят  от  развития  экономической   и политической  ситуации  в  России,  тогда  как Европейский Союз  и Россия непосредственно  взаимосвязаны.  Их  объединяют  тесные  внешнеэкономические отношения,  совместные  транспортные  сети  и  научно-технические   проекты. Географическая близость  заставляет  их  вместе  решать  проблемы  экологии, миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения  наркотиков и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной  юридической  базе - Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.

      Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции  доллара  в  отечественной экономике определяются главным образом  объективной  слабостью  национальной валюты.  Поэтому  ключом  к   восстановлению   экономической   независимости государства  является  оздоровление   внутренней   экономической   системы - внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане  лишь  вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного  использования. Определенное место среди этих рычагов призвана занять и  единая  европейская валюта.

      В  контексте  экономической безопасности  России  появление евро   и вызванный  им  сдвиг  в  сторону биполярности  представляются,  безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны  (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле  для  маневра  при  решении вопросов  режима  валютного  курса,  состава валютных  резервов,   валютной структуры внешних заимствований и торговли.

      В  стратегическом  плане   представляется  целесообразной   постепенная диверсификация  валютных отношений России.  Однако  проводить  ее  следует осмотрительно,  руководствуясь  принципами  экономической обоснованности  и постепенности.

      Поскольку колебания курсов доллара  и евро, как  уже  отмечалось  выше, практически неустранимы,  более  сбалансированное  распределение  активов  и пассивов по основным международным денежным единицам  позволит  России  (как на государственном, так и на частном уровне)  минимизировать  риск  курсовых потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства.  Отныне государственным  органам  придется  более  скрупулезно   выстраивать   линию поведения, просчитывать  риски  и  предвидеть  последствия  своих  действий. Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической  ситуации в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.

                                   Вывод.

      Таким   образом,    введение    евро    непосредственно    затрагивает стратегические интересы России и меняет  условия  ее  интеграции  в  мировую экономику. В целом последствия происходящих перемен благоприятны  для  нашей страны. Во всех областях валютных отношений и валютной политики  открываются более   широкие   возможности   для   решения    стоящих    перед    Россией внешнеэкономических задач.

      Работа с единой европейской  валютой в  России  начинается  в  условиях кризисного состояния национальной кредитно-денежной системы, слабости  рубля и глубокой долларизации экономики. Главной  задачей  экономической  политики правительства  являются завершение  реформ  в валютно-финансовой  сфере  и последовательное укрепление национальной валюты. Этой задаче и  должны  быть

подчинены  все  шаги  в  отношении  евро.  Главный  принцип государственной политики на этом направлении должен состоять в  том,  чтобы  последовательно преодолевать фактическое неравенство евро (как и других валют)  в  отношении доллара США на внутреннем валютном рынке России.

Информация о работе Валютное регулирование экономики