Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:39, контрольная работа
Первый этап возник на доиндустриальной стадии производства. Если искать истоки человеческой общности, то они обнаруживаются в той исторической дали, которая отстоит от нас на 10 тыс. лет. Тогда зарождался торговый обмен, и люди, жившие в обособленных друг от друга родовых общинах и племенах, закладывали основы взаимно выгодного экономического сотрудничества. Его первыми объектами стали излишки зерна, мяса и других благ, образовавшиеся у соседних племен, отдельных семей и лиц. С течением времени товарное производство создавало все возрастающую массу продукции, которая поступала в регулярный обмен между разными государствами. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик ……..6
2. Уровень участия стран в мировом хозяйстве. Показатели, характеризующие активность страны в мировом хозяйстве……………….……………..13
Тесты……………………………………………………………………………..16
Задача……………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………..……………………………19
o либерализацию финансовых операций, наличие развитого национального финансового рынка и его интегрированность в мировую финансовую систему;
o экономическую свободу внутри страны, т. е. свободу индивидуального выбора, частного обмена, предпринимательства, гарантии прав частной собственности
По степени открытости экономики судят об уровне ее вовлеченности во всемирное хозяйство, в мирохозяйственные связи, о благоприятных условиях для создания совместных предприятий, размещения иностранных инвестиций, целесообразности размещения кредитов.
В течение последних лет, лидерами рейтинга открытости экономики признаются Гонконг, Сингапур, Люксембург. Из бывших союзных республик в десятку стран с открытой экономикой вошла Эстония (по данным на 2003 год). Россия пока в данном рейтинге занимает скромное 122-е место.
Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики (прямые методы-политика протекционизма, и косвенные- принадлежащие государству международные компании), одновременно стремится в определенной степени ограничить международное вмешательство в свою экономическую деятельность, оставляя за международными организациями, прежде всего ВТО и МВФ, лишь функции контроля за рекомендациями. Экономическая открытость не может быть абсолютной, так как процессы взаимодействия национальной экономики со всемирным хозяйством оказывают существенное воздействие на ее макроэкономическое равновесие. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики протекционизма. ( Протекционизм-экономическая политика государства противоположная политике «свободной торговли» и направленная: на защиту от иностранной конкуренции имеющих стратегическое значение отраслей отечественной экономики; на временную защиту относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики; на расширение внешнего рынка).
Таким образом, наиболее развитые страны ограничивают эмиграцию «интеллектуальных умов», следят за соотношением импорта и экспорта, ограничивают вывоз наиболее передовых технологий и др. Развивающиеся страны ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей и настаивают на импортозамещающей индустриализации, которая ограничивает ввоз иностранных товаров. В связи с этим экономическая открытость страны должна иметь, пределы исходя из национальных интересов.
Для количественной оценки открытости национальной экономики используют такие показатели участия страны во всемирном хозяйстве, как участие страны в международной торговле, в международном движении капитала и международных валютно-расчетных отношениях, в международной миграции трудовых ресурсов, научно-техническом сотрудничестве.
В первую очередь, в развитии всемирного хозяйства заинтересованы экономически развитые страны, так как высокий уровень развития производительных сил и переход к более высокой стадии разделения труда и специализации производства дают им дополнительные конкурентные преимущества. Ведущие роли в международных экономических организациях (ВТО, МВФ, во Всемирном банке) также позволяют развитым странам получать существенные выгоды на стихийных мировых рынках. Поэтому международная экономическая интеграция для них служит дополнительным источником экономического роста, повышения уровня и качества жизни.
В отличие от развитых стран вхождение во всемирное хозяйство развивающихся стран и стран с трансформирующейся экономикой является длительным, сложным и противоречивым процессом, предполагающим смену приоритетов экономического развития, видоизменение хозяйственных структур и механизмов регулирования, обострение проблем национальной и экономической безопасности.
Противоречия проявляются в том, что с одной стороны, от международной экономической интеграции в рамках всемирного хозяйства указанные страны могут получить положительный экономический эффект, обусловленный ростом производительности труда и повышения эффективности производства вследствие углубления специализации и кооперации их экономик, притока иностранных инвестиций, приобретения новейших технологий и ранее недоступной информации. Только посредством мирохозяйственных связей можно обеспечить поток необходимых товаров и услуг, получить доступ к дополнительным рынкам сбыта. А с другой - возможны и негативные последствия. Среди них: закрепление узкой специализации страны, потеря самостоятельности в проведении государственной экономической политики, зависимость от импорта, неэквивалентный экономический обмен, способствующий росту бедности населения, дискриминация товаропроизводителей на внешних рынках, бегство капитала, возрастание финансовой зависимости от международных институтов (МВФ, Всемирный банк) и обострение проблемы внешней задолженности, беззащитность перед мировыми финансовыми и структурными кризисами. Примером тому служит мировой финансовый кризис 1997-1998 гг., наиболее остро затронувший развивающиеся азиатские страны - Индонезию, Малайзию и Филиппины.
Результаты участия страны во всемирном хозяйстве, активность ее деятельности в интеграционных процессах неоднозначны. Для определения итогов такого участия в мировой практике используется система показателей, таких как ВВП, ВВП на душу населения, доходы на душу населения, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), структура экспорта и импорта, структура и динамика иностранных инвестиций и др.
Одни и те же страны не могут быть лидерами во всех показателях. Например, по данным за 2003[2] год и по объему ВВП на первом месте в мире США, на втором - КНР с Гонконгом и Макао, на третьем – Япония, на четвертом – Индия, Россия – только на десятом. Однако по уровню ВВП на душу населения лидируют Люксембург, США, Норвегия, Ирландия, Дания, Россия здесь находится на 56 месте. По объему привлечения зарубежных капиталовложений лидируют Китай, США, Канада.
Чтобы определить на практике место каждой страны во всемирном хозяйстве основываются на данные об объеме ВВП, платежного баланса и резервов центрального банка страны. Исчисленный по предложенной методике МВФ удельный вес каждой национальной экономики во всемирном хозяйстве свидетельствует о том, что к началу третьего тысячелетия безусловным лидером является США(20,6%), Япония (7,6%), доля России составляет на данный момент 1,79%.[3]
В 2004 г. аналитики американского инвестиционного банка «Голдман Сакс» опубликовали прогноз развития мировой экономики на ближайшие полвека. Согласно прогнозу, через несколько десятилетий должна радикально измениться конфигурация «большой семёрки» (или «восьмёрки»). Состав этой элитной группировки выглядит анахронизмом уже сейчас. В дальнейшем Индия и Китай, по мнению авторов, должны с полным правом занять место среди лидеров мирового хозяйства, вытеснив оттуда такие страны, как Италия или Канада. Китай же, согласно прогнозу, должен опередить США по объёму ежегодного валового производства приблизительно к началу четвёртого десятилетия и превратиться в крупнейшую экономику мира.
Контрольные тестовые задания
1. Зоны свободной торговли — это:
а) области, в которых не работает налоговое законодательство;
б) районы, где разрешен любой вид деятельности;
в) районы, не охваченные государственным таможенным режимом;
г) участки, где в большом объеме проводятся общественные работы;
д) обширные регионы, куда государство направляет прямые инвестиции.
Ответ: В
Обоснование ответа:
Зоны свободной торговли создаются для стимулирования торговли, поддержки новых коммерческих образований (переработки, складирования, хранения, жилищного строительства, оказания финансовых услуг и др.) и привлечения прямых иностранных инвестиций. В ЗСТ действуют льготные условия (преимущественно для экспорта товаров и услуг): освобождение от пошлин и налогов, упрощение административных процедур, беспошлинный ввоз сырья, техники, запасных частей и оборудования. В Международной конвенции об упрощении таможенных процедур используется термин «свободная зона», которую определяют как «часть территории страны-участницы, где любые ввозимые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории».
2. К позитивным моментам деятельности ТНК в принимающих странах
относится то, что они:
а) способствуют ускорению экономического роста;
б) устанавливают монопольные цены на продукцию;
в) внедряют передовую технологию в странах функционирования;
г) восполняют нехватку капитала, в котором нуждаются многие страны
мира;
д) передают опыт в области организации труда;
е) диктуют свои экономические и политические условия;
ж) проводят политику «снятия сливок».
Ответ: А,В,Г,Д
Обоснование ответа:
Инвестиции ТНК в экономику принимающих государств, становятся составной частью их воспроизводственного процесса. В развивающихся странах на долю компаний с иностранным капиталом приходится до 40% промышленного производства, а в ряде государств дочерние структуры и филиалы ТНК выпускают 50-60% производимой продукции.
Интегрируя рабочую силу различных государств ТНК способствуют распространению международных стандартов подготовки квалифицированных кадров. Все это приводит к росту промышленности принимающей страны и росту производительности труда.
ТНК оказывают определенное влияние на местные органы власти для улучшения налогового режима, реформирования бюрократического аппарата, пересмотра различных законодательных актов, регулирующих правила инвестирования и налогообложения в сторону их оптимизации и либерализации. В результате этого повышается прозрачность экономики государства, его привлекательность для иностранных инвесторов, что способствует привлечению в страну дополнительных капиталовложений.
Задача
В потребительскую корзину входят три продукта А, В и С в количестве 5, 25 и 40 единиц соответственно. Цены на продукты представлены в таблице.
Цена | Продукт | ||
А | В | С | |
В долларах | 3 | 1 | 0,5 |
В рублях | 90 | 32 | 20 |
Рассчитайте паритет покупательной способности доллара по отношению к рублю.
Решение:
1) Стоимость потребительской корзины в долларах:
5*3+25*1+40*0,5=60 долларов
2) Стоимость потребительской корзины в рублях:
5*90+25*32*40*20=2050 рублей
3)ППС доллара к рублю:
60/2050=0,0293 доллар/рубль
Ответ: ППС равен 0,0293 доллара к рублю.
Список литературы.
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. – М.: Фин. и стат., 2001
2. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка и др. – М.: ЮНИТИ, 2003
3. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997.
4. Леонтьев В.В. Экономические эссе. -М., Республика, 1992.
5. Мировая экономика: учеб./ под ред. И.П. Николаевой. – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 240 с.
6. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 2001.
7. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003
8. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003
9. http://forum.barrel.ru/
19
[1] Мировая экономика: учеб. под ред. Николаевой
[2] Мировая экономика: учеб. под ред. Николаевой
[3] Мировая экономика: учеб. под ред. Николаевой