Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:06, практическая работа
В связи с этим, целью данной работы выступает анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы управления системой отрасли ЖКХ;
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы управления системой отрасли ЖКХ………………..6
1.1 Общие сведения Управления ЖКХ……………………………………...6
1.2 Характеристика жилищно-коммунального хозяйства города…………10
1.3 Задачи и функции Управления ЖКХ…………………………………….16
2 Анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «г. Комсомольск-на-Амуре»……………………………………………………………………………22
2.1 Анализ структуры управления и кадровой работы ……………………22
2.2 Финансовый анализ деятельности Управления ЖКХ………………….25
2.3 Анализ прибыли и убытков Управления ЖКХ………………………….29
Заключение…………………………………………………………….….…….37
Список использованной литературы…………………………………………44
Приложение
Коэффициент рентабельности активов в 2010 году повысил свое значение на 16,77%, и именно в этот период было зафиксировано максимальное значение данного коэффициента в 30,07%. Это значит, что предприятие получает 30 копеек прибыли с каждого рубля, вложенного в активы.
Необходимо отметить, что повышению данного коэффициента в 2010 году способствовало увеличение прибыли от продаж в данном периоде на 47739 тыс. руб. Это говорит о том, что организация достаточно эффективно использовала в 2010 году все свое имущество.
Коэффициент рентабельности реализации в 2010 году увеличился на 19,3% по сравнению с предыдущим периодом и составил 24,2%. А это значит, что предприятие в 2010 году получило 0,24 рубля чистой прибыли с каждого рубля реализованной продукции.
Коэффициент рентабельности собственного капитала в 2009 году показал значение в 138,3%, а уже к 2010 году снизил его до 44,6%, что произошло благодаря резкому повышению (на 107956 тыс. руб.) суммы собственного капитала в этот период времени. В 2010 году данный коэффициент показывал реальное значение в 44,6%, а это значит, что на один рубль собственного капитала в этот период приходилось по 0,45 рублей прибыли предприятия. Данный коэффициент является важнейшим источником информации о перспективах вложения капитала в данное предприятие.
ЗАЮЧЕНИЕ
Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство. Муниципалитет, в лице Управления ЖКХ, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами.
При этом главная задача муниципалитета в современных условиях – не оказание услуг по управлению жилищным фондом с помощью подведомственных учреждений, как это делается сейчас, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и высоком качестве. Основой преобразований в этой связи должна стать реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом, и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.
Таким образом, можно выделить ключевые направления работы муниципалитетов:
1) информационная поддержка реформы ЖКХ: обеспечение необходимыми методическими материалами собственников, их обучение;
2) создание системы независимого и объективного контроля соблюдения прав собственников.
Для принятия своевременных, эффективных и отвечающих интересам собственников управленческих решений необходима комплексная информация об экономическом, технико-технологическом и функциональном состоянии отрасли.
Поэтому для решения данной проблемы необходимо выделить в составе мониторинга состояния ЖКХ два направления:
1. финансовый мониторинг – исходя из потребности получения информации о финансовом состоянии предприятий отрасли, уровне конкуренции и, соответственно, уровне тарифов на услуги;
2. технологический мониторинг – направленный на анализ качества и гарантированности бесперебойного обеспечения населения услугами (см. рис. 3.1).
Рисунок 3.1 – Задачи мониторинга состояния ЖКХ
Для успешной реализации перечисленных на рисунке 3.1. задач мониторинга ЖКХ в структуре администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» считаем целесообразным выделение самостоятельного подразделения, осуществляющего мониторинг, т.е. занимающегося сбором, обработкой, анализом и распределением информации, и имеющего налаженное взаимодействие с собственниками жилых помещений, управляющими компаниями и компаниями-монополистами. Такую структуру по ее содержанию и функциям можно назвать информационно-аналитической.
Функции такого подразделения должны объединять стратегическое планирование, мониторинг состояния ЖКХ, работу с населением, общую координацию деятельности предприятий ЖКХ. Иначе говоря, в структуру информационно-аналитической службы целесообразно включить:
– отдел по работе с собственниками;
– отдел мониторинга;
– отдел целевых программ;
– отдел координации.
Учитывая большую значимость собственников жилых помещений как источника информации и их главную роль в управлении ЖКХ, целесообразно, в первую очередь, включение в рекомендуемую структуру отдела по работе с собственниками. Данный отдел должен заниматься работой с собственниками жилья, сбором информации о текущем положении дел в ТСЖ и управляющих компаниях, приемом претензий и предложений по работе жилищно-коммунальных структур.
Отдел мониторинга должен осуществлять сбор, обработку, анализ и распределение информации о состоянии отрасли ЖКХ, о положении предприятий ЖКХ, состоянии жилого фонда и т.п.
Отдел целевых программ будет осуществлять стратегическое планирование отрасли ЖКХ города в форме составления целевых программ развития отрасли и бизнес-планирования.
Отдел координации будет заниматься координацией работы служб коммунального хозяйства города в вопросах выполнения целевых программ и качественного исполнения своих обязанностей.
Создание описанной выше информационно-аналитической структуры позволит повысить эффективность действующей организационной структуры управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» и организовать эффективную работу с собственниками жилья, чего до сих пор в рамках муниципалитета не производилось.
Другой важной проблемой в муниципальном образовании городского округа «Комсомольск-на-Амуре» является высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Учитывая проблемы в росте тарифов на ЖКУ в г. Комсомольске-на-Амуре, основными мероприятиями по совершенствованию оплаты за жилищно-коммунальные услуги могут стать:
1. Обязательная аудиторская проверка целесообразности произведенных предприятиями ЖКХ расходов, включаемых в структуру тарифов;
2. Экономия затрат предприятий жилищно-коммунального обслуживания;
3. Открытость информации о структуре тарифа;
4. Регулирование тарифа не на формальном уровне, а путем экспертизы и целесообразности каждой из статей расходов предприятий ЖКХ.
Для уменьшения роста тарифов в целях определения оценки объективности расчета затрат всех экономических субъектов, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в формирование тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, необходимо введение обязательной аудиторской экспертизы экономически обоснованных тарифов по соответствующим видам деятельности услуг и ремонтно-эксплуатационного производства в жилье, благоустройстве и дорожно-мостовом хозяйстве, если эта сфера деятельности не регулируется конкурентной средой, а также услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения.
Элемент регулирования и контроля за ценообразованием, обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.
Стоит отметить еще одну важную проблему, поисками решения которой занимается Управление ЖКХ – это совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства города.
Структура регионального и муниципального финансового контроля основана на положениях федерального закона о муниципальном управлении, Жилищном кодексе РФ и представлена следующими составляющими:
1) контроль выделения средств бюджета и фондов (выделение и перечисление средств на все виды капитального ремонта, приобретение коммунальной техники, содержание объектов внешнего благоустройства);
2) контроль расходования средств бюджета (целевое назначение, по факту использования);
3) контроль тарифной политики.
В настоящее время население осуществляет 100% оплату ЖКУ. В то же время создана достаточно эффективная программа адресной помощи семьям с низкими доходами в оплате ЖКУ – программа жилищных субсидий, в которой принимают участие 17% семей г. Комсомольска-на-Амуре. Тем не менее, в процессе оптимизации бюджетных расходов встают серьезные проблемы: чрезвычайно неэффективна система предоставления льгот различным категориям граждан; не решены вопросы монетизации социальных выплат на оплату ЖКУ.
Поэтому даже при наличии системы льгот и скидок для поддержания благосостояния граждан малейшее повышение оплаты за коммунальные услуги приводит к резкому снижению объемов фактической оплаты этих услуг. За последние 3 года произошло снижение общего уровня собираемости коммунальных платежей в МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» с 97,08% в 2007 г. до 93,6 % в 2010 г. Это может быть обусловлено как влиянием ежегодного повышения тарифов, так и воздействием мирового экономического кризиса на платежеспособность населения.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств может заключаться не только в оказании адресной социальной помощи низкодоходным семьям, но и в замене бюджетных дотаций предприятиям на финансируемые бюджетом инвестиционные программы развития и модернизации жилищного фонда и объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. Такой подход, с одной стороны, может способствовать сдерживанию роста тарифов для населения, с другой – обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
И, наконец, нельзя не отметить характерную для большинства российских городов проблему, актуальную также и для Комсомольска-на-Амуре, – изношенность объектов городской коммунальной инфраструктуры, которая на некоторых из них составляет до 85 %. Управление ЖКХ, как собственник муниципального жилищного фонда и обслуживающей его инфраструктуры, в условиях ограниченности бюджетных средств и субсидий федерального и регионального уровней не в состоянии проводить в необходимых объемах ремонт или замену устаревшего оборудования и коммуникаций. Здесь невозможно обойтись без привлечения частных капиталов к финансированию программ развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. Одним из эффективных способов такого выгодного взаимодействия является создание механизмов государственно-частных партнерств.
Международный опыт последних десятилетий показал, что государственно-частное партнерство может приносить большую пользу для модернизации систем коммунального обслуживания. Оно выгодно как для муниципальной администрации, так и для бизнес-структур. Наиболее распространенным в мировой практике видом государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере являются концессионные соглашения, согласно которым частный сектор получает во владение государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества. Важным содержательным моментом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы. Таким образом, в рамках договора концессии частный бизнес принимает на себя все три основных риска: коммерческие и инвестиционные риски и риски, связанные с управлением инфраструктурой и обеспечением ее работоспособности.
Важным фактором, определяющим целесообразность заключения концессионных соглашений на территории МО ГО «Комсомольск-на-Амуре», является необходимость привлечения больших инвестиционных ресурсов в модернизацию и ремонт коммунальной инфраструктуры при ограниченности бюджетных ресурсов.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 30.12.2002 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Консультант Плюс.
3. «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.02.2010 № 102-р // Консультант Плюс.
4. Арцыбашев В.М. Совершенствование рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса / В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова // Экономика строительства. – 2006. – №3. – С.64-69.
5. Абдуллаев Н., Зайнетдинов Ф. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. - 2009. -№28, 30, 32.
6. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика. - 2007.-246с.
7. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Изд-во "ДИС": НГАЭиУ,. - 2007. - 128с.
8. Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги / И. Башмаков // Вопросы экономики. – 2006. – №4. – С.136-150.
9. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие / В.В. Бузырев, В.С. Чекалин. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 390 с.
Информация о работе Управление жилищно-коммунального хозяйства