Управление современным коммерческим банком

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:58, лекция

Краткое описание

Организационная структура коммерческого банка
Основы построения аппарата управления банком
Основы банковского менеджмента
Основы банковского маркетинга

Файлы: 1 файл

Лекция 2.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.  Другими словами, это взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента (который представляет собой управление процессами формирования и использования денежных ресурсов) и организационно-технологического менеджмента (управление банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управление персоналом).

Банковский менеджмент как инструмент управления призван решать важнейшие задачи в различных сферах банковской деятельности.

 

Основными задачами банковского менеджмента являются:

Банковская политика

  1. Постановка главных задач и выделение основной цели существования банка
  2. Разработка комплексных программ, обеспечивающих достижение основных целей существования банка
  3. Разработка методологии управления деятельностью банка
  4. Разработка организационной структуры банка
  5. Разработка стратегии управления персоналом

Банковский маркетинг

1 Выявление  существующих и потенциальных рынков банковских услуг

2 Выбор конкретных рынков  и выявление потребностей банковской  клиентуры

Создание банковских продуктов

1 Внедрение новых видов услуг  в практику и контроль банка  за реализацией программ внедрения

2 Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов

Формирование клиентской базы банка

1 Укрепление позиций на освоенных  сегментах рынка банковских услуг  для привлеченных групп клиентов

2 Завоевание новых рынков  банковских услуг

Экономика и финансы

1 Приращение капитала

2 Управление прибылью  и ликвидностью

3 Обеспечение стабильности  развития банка

4 Обоснование финансовых  решений

Информационно-аналитич. обеспечение

Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций

Администрирование

Приведение организационной структуры банка и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка


 

Как известно, основное назначение банка — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны. Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка и своей клиентуры.  Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических параметров, структурно-функциональных параметров и функционально-технологического управления банковскими продуктами.

  1. Основы банковского маркетинга

Банковский МАРКЕТИНГ (от англ. market — рынок) — обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка банковских услуг, осуществляемая в целях стимулирования реализации банковских услуг, лучшего удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли.

Банковский маркетинг включает в себя планирование производства банковского продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса.

Существует несколько вариантов создания маркетинговых служб. В частности маркетинговая служба может являться: 1) частью какого-либо организационного направления деятельности банка; 2) самостоятельным направлением деятельности коммерческого банка; 3) инструментом координации и контроля всей деятельности банковского учреждения.

Основными задачами банковского маркетинга являются:

1) прогнозирование требований покупателей  к банковскому продукту; 
2)  изучение спроса на банковский продукт;

3) выпуск банковского продукта, соответствующего  требованиям покупателей; 
4) установление уровня цен на банковский продукт с учетом условий конкуренции; 
5) повышение имиджа банка;

6) повышение доли финансового рынка, контролируемого данным банком.

 

Банковскому маркетингу присущи определенные функции. Функции банковского маркетинга – это совокупность видов маркетинговой деятельности банка по реализации банковских продуктов. 
Основными функциями банковского маркетинга являются:

Ø сбор информации;

Ø маркетинговые исследования;

Ø планирование деятельности по выпуску и реализации банковских продуктов;

Ø реклама;

Ø реализация банковских продуктов.

Маркетинговая деятельность начинается с анализа  потенциального спроса на банковские услуги. Сбор информации и ее анализ предопределяют подготовку предложений по  основным направлениям развития банковских услуг и ценовой политике.

Наиболее традиционная схема маркетинговых исследований службами банка заключается в следующем: Определяется доля рынка, обслуживаемая банком и в том числе по привлекаемым и размещаемым средствам. Важным моментом при исследовании доли рынка для определения перспектив развития банка является структуризация: по источникам формирующим пассивную часть баланса банка (в отраслевом разрезе, географии, типам клиентов и т.д.), так и по направлениям вложения средств (использования активной части баланса банка - по тем же параметрам).  Определяется доля рынка по конкретной услуге в сравнении с конкурентами на рынке. Осуществляется также обработка демографической информации в соответствии с возрастом, доходом, полом и т.д. при необходимости составляется модель тенденции демографического развития клиентуры.

Особенности маркетинга в банковской сфере определяют методы деятельности специалистов. В частности, в сфере взаимоотношений коммерческих банков с организациями как вкладчиками временно свободных денежных средств. В данном случае специалисты по маркетингу должны быть ориентированы на изучение перспектив увеличения депозитов (вкладов), обеспечивая заинтересованность предприятий, организаций, кооперативов, населения в получении ими доходов в форме процента, выплачиваемого банком вкладчикам. Службы маркетинга банков должны постоянно исследовать внешнее окружение и внутреннюю деятельность банка в отношении: потребности и удовлетворенности клиентов банка, обеспечивающих основную долю его ресурсов, с выделением элитной группы (VIP-группа) , а также клиентов, с которыми банк проводит основной объем активных операций, в частности, кредитование.

В практике банков могут быть использованы следующие типы организации маркетинговой деятельности: а) функции отдельных работников маркетингового отдела, организованные по географическому принципу, то есть они обслуживают отдельные географически обособленные рынки (рыночные сегменты, ниши, окна, районы города, области, регионы России); б) рыночный принцип, согласно которому специализация сотрудников проводится по отдельным социальным группам и контактным аудиториям, формирующим собственный рыночный сегмент (отрасль, VIP-клиент и т.д.); в) товарный принцип, который обуславливает разделение маркетинговых функций сотрудников по сферам банковских услуг, представляемых независимо от рыночной принадлежности потребителей (кредиты, ценные бумаги); г) матричная система организации маркетинга, основанная на специализации как по товарам (видам банковских услуг), так и по рынкам в зависимости от конкретной ситуации.

Маркетинговые службы банка собирают информацию о потребителях банковских услуг на рынке действия банка, о клиентах банка, об удовлетворении их интересов структурами банка и его сотрудниками, осуществляющих непосредственный контакт с клиентом, и о путях и средствах продвижения услуг и имиджа банка и его эффективности. Источниками маркетинговой информации могут быть: Финансовые рынки (банки, инвестиционные компании, страховые, пенсионные фонды, биржи, аукционы, конкуренты).

Государственные учреждения (налоговая, комитет статистики), СМИ (радио, телевидение, пресса и т.д.). Результаты деятельности структур банка контактирующих с клиентами.

Конкуренция требует от банков борьбы за каждого клиента исходя из знаний его потенциальных потребностей и возможностей.  Классификация клиентуры составляет информационную основу для индивидуального подхода к клиенту с учетом его  потребностей.

Необходимо также определить мотивацию клиентов банка при пользовании его услугами или причинами перехода на обслуживание в другой банк. Проведенные исследования мотивов - например, выбора конкретного банка клиентами свидетельствуют, что на первое место клиенты обычно ставят количество и качество предлагаемых услуг, далее - уровень цен таких услуг в банке и в банках-конкурентах, правильное понимание пожеланий и запросов клиентов, быстрота проведения операций.

По данным опросов основными причинами, побудившими новых клиентов открыть расчетный счет являются: устойчивое положение ОАО "Промышленно-строительный банк" на финансовом рынке - 26,4%;  
надежность банка - 19,7%. 

Основными причинами, влияющими на переход клиентов ОАО "Промышленно-строительный банк" в другие банки являются:  удаленность от офиса клиента - 27,2%; указание вышестоящей организации - 16,1%; отказ в кредите на условиях клиента - 9,3%.

Для удержания клиентуры и привлечения новой необходимо, прежде всего, рассмотреть возможности:

  • предоставление более гибкой кредитной политики филиалам;
  • улучшение качества обслуживания клиентов путем увеличения количества помещений для работы с клиентами;
  • ускорение поступления денежных средств по валютным операциям.
  • расширения рекламы комплекса услуг предоставляемых филиалами банка /в том числе и в районной печати/;
  • расширение комплекса услуг предлагаемых филиалами.

 

 


Информация о работе Управление современным коммерческим банком