Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:58, лекция
Организационная структура коммерческого банка
Основы построения аппарата управления банком
Основы банковского менеджмента
Основы банковского маркетинга
Банковский менеджмент в общем виде представляет
собой управление отношениями, связанными
со стратегическим и тактическим планированием,
анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой
деятельностью, персоналом, осуществляющим
банковские операции. Другими словами,
это взаимоувязанная совокупность финансового
менеджмента (который представляет собой
управление процессами формирования и
использования денежных ресурсов) и организационно-
Банковский менеджмент как инструмент управления призван решать важнейшие задачи в различных сферах банковской деятельности.
Основными задачами банковского менеджмента являются:
Банковская политика |
|
Банковский маркетинг |
1 Выявление существующих и потенциальных рынков банковских услуг 2 Выбор конкретных рынков
и выявление потребностей |
Создание банковских продуктов |
1 Внедрение новых видов услуг
в практику и контроль банка
за реализацией программ 2 Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов |
Формирование клиентской базы банка |
1 Укрепление позиций на 2 Завоевание новых рынков банковских услуг |
Экономика и финансы |
1 Приращение капитала 2 Управление прибылью и ликвидностью 3 Обеспечение стабильности развития банка 4 Обоснование финансовых решений |
Информационно-аналитич. обеспечение |
Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций |
Администрирование |
Приведение организационной структуры банка и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка |
Как известно, основное назначение банка — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны. Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка и своей клиентуры. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических параметров, структурно-функциональных параметров и функционально-технологического управления банковскими продуктами.
Банковский МАРКЕТИНГ (от англ. market — рынок) — обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка банковских услуг, осуществляемая в целях стимулирования реализации банковских услуг, лучшего удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли.
Банковский маркетинг включает в себя планирование производства банковского продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса.
Существует несколько вариантов создания маркетинговых служб. В частности маркетинговая служба может являться: 1) частью какого-либо организационного направления деятельности банка; 2) самостоятельным направлением деятельности коммерческого банка; 3) инструментом координации и контроля всей деятельности банковского учреждения.
Основными задачами банковского маркетинга являются:
1)
прогнозирование требований
2) изучение спроса на банковский продукт;
3)
выпуск банковского продукта, соответствующего
требованиям покупателей;
4) установление уровня цен на банковский
продукт с учетом условий конкуренции;
5) повышение имиджа банка;
6)
повышение доли финансового
Банковскому
маркетингу присущи определенные функции.
Функции банковского маркетинга – это
совокупность видов маркетинговой деятельности
банка по реализации банковских продуктов.
Основными функциями банковского маркетинга
являются:
Ø сбор информации;
Ø маркетинговые исследования;
Ø планирование деятельности по выпуску и реализации банковских продуктов;
Ø реклама;
Ø реализация банковских продуктов.
Маркетинговая деятельность начинается с анализа потенциального спроса на банковские услуги. Сбор информации и ее анализ предопределяют подготовку предложений по основным направлениям развития банковских услуг и ценовой политике.
Наиболее традиционная схема маркетинговых исследований службами банка заключается в следующем: Определяется доля рынка, обслуживаемая банком и в том числе по привлекаемым и размещаемым средствам. Важным моментом при исследовании доли рынка для определения перспектив развития банка является структуризация: по источникам формирующим пассивную часть баланса банка (в отраслевом разрезе, географии, типам клиентов и т.д.), так и по направлениям вложения средств (использования активной части баланса банка - по тем же параметрам). Определяется доля рынка по конкретной услуге в сравнении с конкурентами на рынке. Осуществляется также обработка демографической информации в соответствии с возрастом, доходом, полом и т.д. при необходимости составляется модель тенденции демографического развития клиентуры.
Особенности маркетинга в банковской сфере определяют методы деятельности специалистов. В частности, в сфере взаимоотношений коммерческих банков с организациями как вкладчиками временно свободных денежных средств. В данном случае специалисты по маркетингу должны быть ориентированы на изучение перспектив увеличения депозитов (вкладов), обеспечивая заинтересованность предприятий, организаций, кооперативов, населения в получении ими доходов в форме процента, выплачиваемого банком вкладчикам. Службы маркетинга банков должны постоянно исследовать внешнее окружение и внутреннюю деятельность банка в отношении: потребности и удовлетворенности клиентов банка, обеспечивающих основную долю его ресурсов, с выделением элитной группы (VIP-группа) , а также клиентов, с которыми банк проводит основной объем активных операций, в частности, кредитование.
В практике банков могут быть использованы следующие типы организации маркетинговой деятельности: а) функции отдельных работников маркетингового отдела, организованные по географическому принципу, то есть они обслуживают отдельные географически обособленные рынки (рыночные сегменты, ниши, окна, районы города, области, регионы России); б) рыночный принцип, согласно которому специализация сотрудников проводится по отдельным социальным группам и контактным аудиториям, формирующим собственный рыночный сегмент (отрасль, VIP-клиент и т.д.); в) товарный принцип, который обуславливает разделение маркетинговых функций сотрудников по сферам банковских услуг, представляемых независимо от рыночной принадлежности потребителей (кредиты, ценные бумаги); г) матричная система организации маркетинга, основанная на специализации как по товарам (видам банковских услуг), так и по рынкам в зависимости от конкретной ситуации.
Маркетинговые службы банка собирают информацию о потребителях банковских услуг на рынке действия банка, о клиентах банка, об удовлетворении их интересов структурами банка и его сотрудниками, осуществляющих непосредственный контакт с клиентом, и о путях и средствах продвижения услуг и имиджа банка и его эффективности. Источниками маркетинговой информации могут быть: Финансовые рынки (банки, инвестиционные компании, страховые, пенсионные фонды, биржи, аукционы, конкуренты).
Государственные учреждения (налоговая, комитет статистики), СМИ (радио, телевидение, пресса и т.д.). Результаты деятельности структур банка контактирующих с клиентами.
Конкуренция требует от банков борьбы за каждого клиента исходя из знаний его потенциальных потребностей и возможностей. Классификация клиентуры составляет информационную основу для индивидуального подхода к клиенту с учетом его потребностей.
Необходимо также определить мотивацию клиентов банка при пользовании его услугами или причинами перехода на обслуживание в другой банк. Проведенные исследования мотивов - например, выбора конкретного банка клиентами свидетельствуют, что на первое место клиенты обычно ставят количество и качество предлагаемых услуг, далее - уровень цен таких услуг в банке и в банках-конкурентах, правильное понимание пожеланий и запросов клиентов, быстрота проведения операций.
По данным опросов основными причинами,
побудившими новых клиентов открыть расчетный
счет являются: устойчивое положение ОАО
"Промышленно-строительный банк"
на финансовом рынке - 26,4%;
надежность банка - 19,7%.
Основными причинами, влияющими на переход клиентов ОАО "Промышленно-строительный банк" в другие банки являются: удаленность от офиса клиента - 27,2%; указание вышестоящей организации - 16,1%; отказ в кредите на условиях клиента - 9,3%.
Для удержания клиентуры и привлечения новой необходимо, прежде всего, рассмотреть возможности:
Информация о работе Управление современным коммерческим банком