Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 00:25, курсовая работа
Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры корпоративного типа. В мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью по отношению к рискам различной этимологии, и поэтому становление корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только практиков, но и ученых-экономистов.
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ И РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Корпорация, корпоративный капитал как экономические категории
1.2 Экономическое содержание категории госкорпорация
1.3 Ревизия взглядов на госкорпорации и госсектор экономики в экономической теории
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ
2.1 Современные российские государственные корпорации: создание и характеристика
2.2 Причины создания госкорпораций
2.3 Конечные цели и инструменты в управлении госкорпорацией
Франклин Рузвельт, 32-й президент США, инициатор создания крупнейших ГК, утверждал, что, как общее правило, развитие экономики есть функция частной инициативы и частного капитала, но из этого правила бывают жизненно важные исключения, требующие радикального государственного вмешательства.
Являясь ставленниками государства в экономике, ГК в нескольких отношениях сильно отличаются от частных фирм. Во-первых, ГК пользуются финансовой поддержкой государства. Но эта поддержка строго дозируется и контролируется. Чтобы выполнить свою нелегкую миссию, ГК должны по крайней мере на первых порах иметь повышенный запас прочности. Их стартовый капитал может быть внушительным; их могут освободить от уплаты не только дивидендов, но и некоторых налогов; они могут получать государственные субсидии на специальные нужды и государственные гарантии выплат по своим облигациям. Все другие нужные им средства ГК добывают на рынке капитала. И долг ГК не включается в государственный долг, если только он не является объектом государственной гарантии (как и сами ГК не включаются в государственный сектор).
Продвигая свои проекты, государство рискует. Помимо дивидендов от ГК платой за риск является удовлетворение граждан результатами проектов и большее доверие государству. Государственная финансовая поддержка ГК оправданна:
Хотя бы одно из этих "если" всегда наличествует, и потому из государственного аппарата в ГК поступают какие-то деньги. Со временем финансовая "пуповина", связывающая ГК с материнским ведомством, может ослабевать.
Ф. Рузвельт указывает на второе важное отличие ГК от частных фирм - "корпорация, облеченная властью правительства, но гибкая и инициативная, как частное предприятие"11. Некоторые ГК действительно "облечены властью правительства"12. Это помогает им выполнять свою миссию стабильно и с минимумом бюрократической волокиты.
Госкорпорации создаются, в первую очередь, для того, чтобы восстановить разрушенные хозяйственные связи в наукоемких отраслях и повысить конкурентоспособность российской продукции на зарубежных рынках при помощи внедрения современных технологий. В госкорпорациях консолидируются предприятия с высокотехнологичными производствами.
Зачастую ГК неприбыльны, т.к. создаются для реализации определенных целей государственной политики там, где рыночные институты не работают, где надо дать толчок инновационному развитию. Ведь инновационный бизнес — всегда занятие рисковое.
Обстоятельства возникновения ГК могут выглядеть экстраординарными, с точки зрения частной фирмы. ГК учреждается не частными лицами для максимизации прибыли, а государством для решения проблем, волнующих "народные массы". Нужна экономическая депрессия, дефицит или, наоборот, избыток продукции общественного назначения, завышенная ее цена или низкое качество, чтобы сложилась обстановка для учреждения ГК. Вот почему у многих ГК обычная коммерческая мотивация "притуплена". Многие из них являются бесприбыльными в том смысле, что вся прибыль реинвестируется и собственник дивидендов не получает.
Все научные разработки требуют долгосрочных капиталовложений, а именно бюджетные средства призваны создать «длинные» деньги для современных госкорпораций.
Россия встала на долгий путь к «экономике знаний». Этот термин был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний".
Однако вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается дискуссионным. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более.
В основу экономической политики
России на современном этапе
Согласно этой политике,
базой новой инфраструктуры
Одним из крупнейших проектов по практической реализации данной стратегии, очевидно, является создание Государственной корпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», а также создание Государственной корпорации по развитию нанотехнологий «Роснано».
1.3 Ревизия взглядов на госкорпорации и госсектор экономики в экономической теории
В концептуальном плане новейшие дебаты по поводу места госкорпораций в экономической модернизации «вписываются» в контекст многолетней общей дискуссии о роли государства в экономике, включая, естественно, аспекты сегодняшних «провалов» рынка и государства, специфики функций госрегулирования в условиях глобализации и становления постиндустриализма. Авторитетные отечественные аналитики изначально акцентировали всю драматическую остроту проблемы задействования рыночных механизмов на специфической по своей технико-технологической и отраслевой структуре производственной базе, в течение многих десятилетий формировавшейся в условиях планово-централизованного хозяйствования, эта проблема перманентно недооценивалась. Результат – не только потери в производственно-инновационном и человеческом потенциалах страны, но и пробуксовка реформ. Становление рассматриваемых корпораций можно квалифицировать и в качестве реакции на эту ситуацию.
Уточнению представлений об экономической роли государства вообще и госкорпораций в частности способствуют исследования современной специфики социальных потребностей, выявляющие в их составе те, что не сводятся к индивидуальным. Выделение группы «мериторных» благ, спрос на которые со стороны индивидуальных потребителей отстает от желательного для общества, фокусирует внимание на соответствующих экстерналиях, отличных от традиционных производственных. Стимулирование потребления подобных благ – одно из направлений рационального включения государства в рыночно не мотивируемую деятельность.
Заметна и корректировка в интерпретациях зарубежного опыта. Дирижизм в экономической политике связывается уже далеко не только с послевоенными Францией и Японией. Так, в «германском экономическом чуде» сегодня акцентируется не столько либеральное начало, сколько «госинтервенционизм», включая происходившее до 70-х годов расширение государственного сектора экономики. Равным образом выясняется, что «тайваньское экономическое чудо» сопровождалось увеличением в 60-е – 70-е годы госсектора, а к активной приватизации на острове приступили лишь с середины 90-х годов, когда страна достигла уровня развитых индустриальных держав.
Особая группа сюжетов, связанных с возникновением объективных мотивов к расширению госсектора, касается современных форм международной технологической конкуренции в системе конкурентных взаимоотношений между странами в условиях глобализации. Рассмотрим лишь один из них – роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в преодолении ограниченности доступа национальных экономик к новейшим технологиям.
Абсорбционная
способность экономики прежде всего
зависит от степени обеспеченности
народного хозяйства
Госкорпорации могут рассматриваться как средство повышения абсорбционного потенциала страны, т.к., во-первых, концентрируемые в них ресурсы позволяют не только поддерживать автохтонные разработки, но и приобретать и осваивать зарубежные технологии. Во-вторых, вовлечение в эти корпорации целых технологических цепочек улучшает ситуацию с поставками материалов и комплектующих. В-третьих, практикуемое государством использование прав на интеллектуальную собственность в качестве одного из инструментов экономической интеграции предполагает четкую регламентацию этих прав в госкорпорациях.
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ
2.1 Современные
российские государственные
Первый вариант госкорпорации вызревал в недрах Федерального агентства по промышленности в течение 2005 года и реализовался в конце 2006-го в виде Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и в 2007-м – Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
ОАК стала ответом на кризис гражданского авиастроения, вызванный отсутствием инвестиций, фрагментацией отрасли и, как следствие, внутренней конкуренцией за российские и зарубежные заказы. Острая необходимость в модернизации парка гражданских самолетов и практически проигранная компаниям Boeing и EADS конкуренция за сегмент дальне- и среднемагистральных самолетов требовали срочных решений по отрасли в целом, поскольку отечественное авиастроение ежегодно производило лишь 7 – 9 гражданских самолетов и постепенно превращалось в поставщика отдельных узлов.
Создание отраслевого монополиста было связано с тем, что конкуренция в этой отрасли переносилась за границы страны, а государственный контроль – с тем, что государство выступило инвестором и основным лоббистом интересов ОАК на уровне межгосударственных отношений. Госкорпорация объединила 16 военных и гражданских авиастроительных компаний и заводов, включив и интересы частных владельцев13. Будущее покажет, сможет ли ОАК добиться заявленных целей: занять 50% российского и 10% мирового рынка гражданских самолетов, доведя продажи до $20 – 25 млрд. к 2025 году14. Но важно отметить, что, будучи в собственности государства, ОАК, тем не менее, имеет значительную самостоятельность в текущем управлении и остается рыночным субъектом со стандартными критериями успеха и эффективности, такими, как доля рынка и рентабельность продаж.
Через год та же схема была применена для реорганизации судостроительной отрасли. Гражданское судостроение, которое, в отличие от военного, и в советские времена не отличалось большими достижениями, находится на грани исчезновения. Будучи загруженной лишь на 20 – 25% и удовлетворяя лишь около 6% российских потребностей, отрасль не имеет ни кадров, ни мощностей, ни технологий для выполнения новых заказов торгового флота и энергетических компаний15. Консолидация всех верфей и последующая модернизация отрасли должны, по мнению правительства, обеспечить ее подготовку к выполнению заказов, связанных с шельфовыми разработками в Арктике и на Дальнем Востоке. Но, как и в случае с самолетостроением, принуждать российские компании размещать заказы на отечественных предприятиях имеет смысл, только если последние в состоянии их выполнить, а для этого требуются не просто денежные вложения в техническое переоснащение, но и реорганизация устаревшей системы ФГУПов, эффективно управлять которыми российские министерства не в состоянии.
Второй вариант реорганизации государственных активов был придуман группой Сергея Чемезова, контролировавшей «Рособоронэкспорт». Идея состояла в использовании юридической формы НКО «Госкорпорация» для получения в собственность государственных активов.