Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:37, курсовая работа
Целью работы является изучение причин и последствий торговых войн с древнейших времен до настоящего времени.
Задачи, которые я ставила перед собой для достижения данной цели:
Дать определение понятию «торговая война»;
Изучить историю торговых войн;
На основе изученного сделать соответствующие выводы по причинам и последствиям торговых войн.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Торговые войны……………………………………………………4
1.1. Методы ведения торговых войн……………………………………….8
Глава 2. Анализ торговых войн. Причины и последствия……………….12
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы……………………
И наконец, самая недавняя история: рыбная война между Канадой и ЕС. Не вдаваясь в дебри морского права, можно объяснить дело так: испанцы ловили рыбу в международных водах — но вместе с тем достаточно близко от канадской 200-мильной прибрежной зоны. С одной стороны, испанцы правы, с другой — рыба не знает границ, она могла бы приплыть в канадские воды, если бы испанцы ее не поймали. Поэтому канадцы арестовали испанское рыболовецкое судно.
Европейский союз был возмущен и грозил эмбарго на канадские морепродукты (их в Европе продают на $1 млрд). Но никакого эмбарго, конечно, не было, зато в конце прошлого года было подписано новое соглашение о правилах рыболовства в международных водах.
Фактически, торговые войны появились довольно давно (практически с момента зарождения торговых отношений), но они носили одиночный характер, встречались очень редко и даже термин «торговая война» отсутствовал.
Наибольший пик их
активности пришелся на
В экономике данная политика называется сопернической торговлей, которая ведется до полного разорения государства (предприятия) . Следует отметить, что двадцатый век явился переломным и в этом отношении. Так, до 1850 года в мире царила в основном комплементарная торговля (т.е. партнерство). Вскоре появилась и к 1900 году была в пике конкурентная торговля (нацеленная на клиентуру). А во второй половине двадцатого века - соперническая торговля (преобладание), которая является одной из компонент торговых войн. Впервые ее применила Япония, как средство экономического выживания после второй мировой войны. Сейчас же такая политика вошла в жизнь и применяется довольно часто, примером чего может послужить огромное число предприятий- и государств-банкротов в последнее время.
Данный феномен нашел свое выражение в специальной литературе, посвященной исследованию торговых, или маркетинговых войн. «Первая книга о маркетинговых войнах, - отмечают Э. Райс и Дж. Траут, - была написана еще тогда, когда конкуренция переживала свое средневековье. Десять лет назад еще не существовало понятия «глобальная конкуренция». Все технологии, которые мы сегодня воспринимаем как должное, были тогда лишь отблеском идеи в умах инженеров из Силиконовой долины.
Глобальная коммерция оставалась уделом избранных транснациональных компаний. Все переменилось. По сравнению с современным рынком то, что было прежде, кажется невинной вечеринкой с чаем.
В каждой точке земного
шара идут или готовятся войны.
Представляет интерес основные причины возникновения торговых и продовольственных войн, тактика их ведения, а также психологические и философские аспекты подготовки и ведения такого рода войн (ведения торговых войн между разными странами либо транснациональными корпорациями и концернами). Сложившаяся ситуация в мире позволяет выделить следующие три основные причины возникновения торговых и продовольственных войн:
Например, страна имеет основное производство на территории своей страны и «дочерние» предприятия в других странах.
При каких-либо разногласиях между этими государствами страна-поставщик вполне может прекратить поставку необходимых товаров в эти зависимые страны, и «дочерние» предприятия в них разорятся, нанося экономический ущерб. В любом случае государство, ведущее торговую войну, рискует быть разоренным, так как все последствия ее ведения предсказать невозможно, что требует разработки новой философии маркетинга.
Любая страна в мире, имеющая внешние торговые отношения, имеет и так называемую экономическую безопасность. Это значит, что любое действие во внешнеторговой политике сначала просчитывается экономистами, хотя результат не всегда совпадает с реальностью (это зависит от тактики ведения торговых войн). Тактика ведения продовольственных и торговых войн сводится, в основном, к определению наиболее необходимого для страны-соперника товара и прекращению его поставок (в простейшем случае). Ответ может последовать в той же форме, однако, с милитаристскими государствами такие торговые войны идут недолго и перерастают в боевые действия с применением оружия (как это почти всегда заканчивалось во времена до XIX века), примером чего может послужить война в Ираке.
Малоэффективны также торговые войны по отношению к государству, имеющему большое число союзников, так как в этом случае «нападение» на эту страну может обернуться «защитой» от всех ее союзников.
Анализ сложившейся мировой ситуации на рубеже XX и XXI столетий позволяет зафиксировать следующие варианты ведения торговых и продовольственных войн: во-первых, прекращение поставок наиболее необходимых стране-противнику товаров (в основном, сырья); во-вторых, полный отказ государства от торговых отношений с другим государством (если это возможно); в-третьих, поставка заведомо недоброкачественной продукции (иногда по сниженным ценам); в-четвертых, экономическая блокада (вариант «железного занавеса», т.е. полный отказ всех стран от торговых отношений с какой-либо страной); в-пятых, запрет на импорт продукции страны-соперника. В меньшей степени встречаются другие варианты. В результате осуществления политики торговой войны, проводимой в нелинейном по своей природе обществе, последствия могут быть самыми неожиданными. В любом случае,100% совпадения рассчитанного результата от торговой войны и реально получившегося не существует, так как в ведении такого рода войн присутствует философские и психологические тонкости.
Иногда страны, измотанные и разоренные торговыми войнами, прекращают их и приходят к соглашению и даже к примирению. Это связано с тем, что экономическая ситуация в них настолько ухудшена, что они уже не в состоянии выбраться из нее и занять прежние позиции на мировой арене (в экономике такая стратегия называется мондиализацией бизнеса). Дело в том, что ни одно государство не может предугадать, каким будет ответное действие другого. На встрече правительственных кругов в Давосе (середина 90-х годов XX века) самым непредсказуемым в этом отношении была признана Россия. Действительно, Россия находится в экономической зависимости от Запада, имея за рубежом огромную финансовую и геополитическую собственность. Кстати, по данным института национальных стратегических исследований национального университета безопасности США России предрекается на будущее 4 варианта развития: полный упадок; создание Соединенных Штатов Евразии на базе СНГ; потеря Дальнего Востока и Сибири (которые отойдут к Китаю или Японии) и создание русского национального государства «Имперская Россия». Из всех этих вариантов Запад не устраивает до сих пор только четвертый, причем западные и некоторые российские политологи постоянно муссируют идею о неизбежном распаде Советского Союза, чтобы не возникало и мысли о восстановлении «Российской империи». Для ведения торговой и продовольственной войны, кроме экономики необходимо еще учитывать психологию, менталитет проживающего на территории государства населения, поскольку именно психологический фактор определяет так называемую «экономическую живучесть» (которая, кстати, в России занимает одно из первых мест).
В философском плане может показаться, что стремление к лидерству на мировом рынке, в геополитике и т.д. в конце концов приведет к образованию единого целостного «идеального» государства на планете, однако это государство вовсе не будет являться идеальным даже с позиций экономики, согласно которой «любая замкнутая система в конце концов придет в упадок» . В экономической литературе обращается внимание на то, что в мире идет борьба за лидерство в экономике и геополитике: «В послевоенный период эти государства (Россия и США) вместе со сферами влияния достигли пределов пространственной экспансии. Весь мир был разделен между Западом и Востоком, и жесткое противостояние на суше и в Мировом океане составило ключевую характеристику существования глобальной системы, поставившее её на грань самоуничтожения. В то же время в зонах фронтальных разделов интересов набирали силу два государства второго уровня - Германия и Япония, которые в ближайшей перспективе будут претендовать на роль лидеров не только в экономическом развитии, но и в решении глобальных геополитических вопросов… Экономические решения, принимаемые российскими структурами власти, во многом способствуют смягчению экономического кризиса в США, однако давление новых полюсов роста с неизбежностью приведет к его завершающему этапу (обвал доллара и переход к марке и йене как мировым валютам). Таким образом, использование законов существования приводит к выводу о распаде двух мировых систем и переходе к новому многополюсному миру с доминирующим положением Германии и Японии».
Факты торговых и продовольственных войн известны уже очень давно - еще до появления понятий конкурентной и сопернической торговли, в Индии, Китае, арабских странах уже велись торговые войны.
Основной целью тогда было вытеснить конкурента с торговых позиций любыми, в том числе и военными, средствами. Сейчас же торговые войны ведутся вплоть до полного уничтожения соперника, и, в основном, без применения оружия. Например, не имея практически ни одного месторождения (ни железной руды, ни каменного угля, ни известняка, ни газа) Япония, оказавшись на грани экономического кризиса, применила стратегию торговой войны, закрыв США импорт товаров и услуг и развивая технологию низкой оплаты труда при высокой стоимости и качестве товаров. Курс доллара стал нестабилен: в 1985 году он упал за 6 месяцев от 250 йен за доллар до 125 йен за доллар. США, надеясь уговорить Японию открыть свой внутренний рынок для товаров и услуг Америки, угрожают закрыть свой собственный рынок для Японии, Бразилии и Кореи. Таким образом вступает так называемый принцип взаимности, когда в торговую войну втягиваются другие страны и т.д. На январь 1996 года курс доллара к йене составил приблизительно 110 йен за доллар. То же происходит и с Европейским рынком промышленных товаров: «К концу 80-х, несмотря на усиленную политику протекционизма, европейцы попали под такое серьезное давление со стороны японского и южнокорейского импорта, какого никогда не испытывала Америка...
Материнская компания в Европе, имеющая заводы в Голландии, Британии, Франции, Австрии, Италии и Испании, шатается под нажимом нашествия с Дальнего Востока. Продукция фирмы «Филипс», например, практически вытеснена с полок магазинов в Великобритании южнокорейскими товарами... «Фиат» и «Рено» оказались бы перед лицом конкуренции со стороны «Тойоты» и «Хонды», если бы Италия и Франция открыли свои границы для Японского импорта». Большое значение в торговых войнах имеет развитие технологии. Так, компании, базирующиеся на изготовлении медных проводов для связи, тратят до 80% стоимости готового изделия, и их легче загнать в экономическую яму, чем производства, занимающиеся оптоволоконными линиями, где тратится всего 10% от стоимости готового волокна.
По отношению к России также ведется торговая война, хотя здесь тактика иная - заполнить российский рынок иностранными товарами, вывозя из России сырье (т.е. без последствий для Запада). «На смену холодной войне, - отмечает Л. Райцин, - изматывающей на протяжении десятилетий экономику России и других республик бывшего СССР, пришли локальные торговые войны, которые ведутся против нашей страны по всем канонам экономического истребления противника. Здесь и лобовые атаки на российский рынок в виде массовых поставок залежалого третьесортного ширпотреба, и обходные маневры в виде затягивания торговых переговоров, и построение непроходимых оборонительных редутов в виде антидемпинговых пошлин на различную российскую продукцию» . Таким образом осуществляется тактика ведения торговых войн Запада по отношению к России, тогда как она не имела в 90-е годы прошлого века по существу никакой тактики ведения этой торговой войны: в результате чего ей нанесен немалый ущерб. В этом случае следовало бы ориентироваться на опыт западных стран, таких, как США, Япония и др., которые уже имеют опыт ведения торговых войн.
Вполне правомерно утверждение Л. Райцина, который пишет: «Эффективность экспорта возросла бы, если многочисленные мелкие и случайные экспортеры могли знать, по какой цене продают нефть, нефтепродукты, различные металлы и прочие товары... Существует отработанная методика усреднения и обезличивания сообщаемых для прессы данных. Главное здесь - выявление тенденции и ориентировка экспортера на определенный порядок цифр, чтобы его зарубежный партнер не «вешал ему лапшу на уши», искусственно завышая или занижая цены». Таким образом, можно прийти к выводу, что для успешного ведения торговой войны на мировом рынке надо, по крайней мере, знать ситуацию на мировом рынке, экспортеров и импортеров и их цены.
Такого рода примеров можно привести достаточное множество, существенным же здесь является то, что они значительно ухудшили производственные показатели в России.