Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ теории общественного выбора.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора;
- рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;
- рассмотреть такие явления, как экономика бюрократии и «провалы» государства (правительства).
Введение
Теория общественного выбора в экономической теории
1.1. Сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора
1.2. Общественный выбор в условиях прямой демократии
1.3. Общественный выбор в условиях представительной демократии
2. Теории, основанные на концепции общественного выбора
2.1. Теория политического делового цикла
2.2.Теория эндогенного определения экономической политики
2.3.Теория политической ренты
2.4. Экономическая теория политических институтов
Заключение
Список литературы
2.4 Экономическая теория политических институтов
Данная исследовательская дисциплина находится в зоне соприкосновения теории общественного выбора и неоинституционально экономической теории. В центре ее внимания находятся проблем институциональной организации процесса принятия государственных решений.
Сочетание методологических подходов, присущих нео-институционализму и теории общественного выбора, позволяет рассматривать проблемы трансакционных издержек, возникающих процессе принятия решений органами государственной власти, особенности агентских отношений между избирателями и политиками,) политиками и чиновниками, чиновниками разных уровней и т.д., а также вопросы нетранзитивности коллективных предпочтений процедурного манипулирования в органах принятия решений. При этом четко проводится постулат о рациональном поведении участвующих в политическом процессе субъектов, а сами политические институты понимаются как специфические правила и процедуры выработки решений, направляющие это поведение в определенное русло. Благодаря этому появляется возможность рассматривать результат процесса принятия политических решений в терминах структурно детерминированного равновесия, т.е. равновесия, обусловленного использованием существующих институциональных механизмов.
В последние десятилетия
широкое распространение
Аналогичное значение имеет
сопоставление специфических
Во-первых, рассмотрение предложений
в парламенте или правительстве
(политический путь) касается важных случаев,
когда все заинтересованные группы
и рядовые избиратели хорошо осведомлены
об их характере. Напротив, к техническому
пути прибегают тогда, когда политическая
важность дела и степень осведомленности
о нем избирателей
В условиях конкуренции субъектов политического рынка за власть и доступ к экономическим привилегиям логично было бы предположить, что процедуры принятия политических решений будут подвержены частым изменениям. На практике, однако, этого не происходит.
Господствующее объяснение этого феномена подчеркивает роль политических институтов как запаса капитала, обеспечивающего стабильный поток политических решений, а значит, и определенный набор точек структурно детерминированного равновесия в различных сферах. В этих условиях инвестиции, направленные на изменение данного запаса, неизбежно сопряжены с неопределенностью относительно нового набора точек структурно детерминированного равновесия. Эта неопределенность подрывает стимулы к институциональным изменениям и обусловливает стабильность равновесных политических институтов, возникающих в результате контрактарного взаимодействия субъектов политического рынка.
Учет действия политических
институтов позволяет сделать важные
выводы относительно факторов, определяющих
возможности использования
Опираясь на данную схему, можно идентифицировать основные направления, по которым реформа политических институтов может влиять на расширение экономических возможностей страны. Во-первых, создание более эффективных политических институтов обеспечивает снижение уровня «политически обусловленных» трансакционных издержек, т.е. приближает границу социальных возможностей к границе трансакционных возможностей. Во-вторых, в условиях функционирования эффективных политических институтов открываются возможности создания качественно новых для данной экономической системы механизмов заключения контрактов и защиты прав собственности, что приближает границу трансакционных возможностей к границе производственных возможностей.
Заключение
Заслугой теории общественного выбора является постановка вопроса о провалах государства (правительства). Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Обычно к провалам государства относят:
1. Ограниченность необходимой
для принятия решений
Подобно тому, как на рынке
возможно существование асимметричной
информации, так и правительственные
решения могут приниматься
2. Несовершенство политического
процесса. Напомним лишь основные
моменты: рациональное
3. Ограниченность контроля
над бюрократией.
4.Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.
Деятельность государства,
направленная на исправление провалов
рынка, сама оказывается далекой
от совершенства. К фиаско рынка
добавляется фиаско правительства.
Поэтому необходимо строго следить
за последствиями его деятельности
и корректировать ее в зависимости
от социально-экономической и
Исправить существующее положение, по мнению сторонников теории общественного выбора, возможно с помощью конституционной революции. В ее понимании существует несколько подходов. Ф. фон Хайек настаивает на ограничении парламентского суверенитета.
Модель конституции, предложенная Фридрихом фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов.
Поэтому Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа:
"один - для занятия исключительно конституцией (он будет собираться с большими интервалами, лишь, когда потребуются изменения в конституции);
другой - для постоянного
совершенствования кодекса
третий - для текущего правления, то есть для распоряжения общественными ресурсами.
Список литературы
1.Автономова В., Ананьина
О., История экономических учений/
2. Бьюкенен Джеймс. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 2000.
3.ГригорьевС.И. Трансформация оценок населением России роли государства в регулировании доходов богатых // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 30-43.
4.Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 2004
5.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 2001. – 400 с.
6.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.
7.Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы, 2004.
8.Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.,2005
9.Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 2000. Гл.4. С. 73-100.
10.Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 2003
11.Политическая рента в рыночной и преходной экономике. М.: ИМЭМО, 2003.
[1]Бьюкенен Джеймс. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 2000, С.112
[2] Бьюкенен Джеймс. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 2000, С.112
[3]Бьюкенен Джеймс. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 2000, С.112
[4]Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 2000. Гл.4. С. 73-100.
[5]Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 2003
[6]Политическая рента в рыночной и преходной экономике. М.: ИМЭМО, 2003.
[7]Политическая рента в рыночной и преходной экономике. М.: ИМЭМО, 2003.
[8]Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.
[9] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.