Теория международной конкуренции М.Портера

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

Ценность этого исследования состоит в том, что оно, в общем-то, отвечает на большинство вопросов, которые возникли у ученых-экономистов в 1980-е годы: что влияет на международную торговлю, как взаимодействуют государство и национальная компания при выходе на мировые рынки, почему на мировых рынках закрепились фирмы одних стран и это не получается у других и т.д.. А в условиях глобализации экономики, углубляющегося процесса международного разделения труда корректно ли подходить к этим вопросам, находясь на позициях классических, но не учитывающих современные реалии теорий А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Э. Хекшера, Б. Олина и друтих?

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
1. Особенности международной конкуренции ………………………5
2. Параметры факторов производства…………………………….8
3. Условия спроса……………………………………………....11
4. Родственные и поддерживающие отрасли………………………..13
5. Стратегия, структура и соперничество фирм…………………….15
6. Роль случая……………………………………………………….…16
7. Роль правительства………………………………………….……..18
Заключение……………………………………………………………19
Литература…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

реферат по мировой экономике.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

      существуют мобильные и многонациональные внутренние покупатели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);

      имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупателей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки ("эффект демонстрации").

Влияние параметров спроса на конкурентоспособность зависит и от других частей "ромба". Так, без сильной конкуренции широкий внутренний рынок, или его быстрый рост не всегда стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы не способны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т.д.

 

 

 

 

 

4. Родственные и поддерживающие отрасли

Третьим детерминантом, определяющим национальное конкурентное преимущество, является присутствие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.

При наличии конкурентоспособных отраслей-поставщиков возможны:

      эффективный и быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию или квалифицированной рабочей силе и др.;

      координация поставщиков на внутреннем рынке;

      оказание содействия процессу нововведений. Национальные фирмы получают наибольшую выгоду, если их поставщики конкурентоспособны на мировом рынке.

Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высоко развитых видов производства. Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, например компьютерами и программным обеспечением. Взаимодействие может происходить в сфере развития технологий, производства, маркетинга, сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Географическая близость и культурное родство обусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами.

Успех на мировом рынке одной отрасли может повлечь за собой развитие производства дополнительных товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров за границей привела к повышению спроса на американские периферийные устройства, программное обеспечение и к развитию американских служб, работающих с базами данных.

Однако успех отраслей-поставщиков и родственных отраслей может повлиять на успех национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных составляющих "ромба".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Стратегия, структура и соперничество фирм

Четвертым важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность отрасли, является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними (по размеру) семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления. Кроме того, можно вспомнить об американской и японской системах управления. Эти национальные особенности в значительной степени влияют на позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию.

Особое значение для достижения высокой конкурентоспособности в отрасли имеет сильное соперничество на внутреннем рынке, что объясняется следующими причинами:

      сильная внутренняя конкуренция дает более мощный импульс к совершенствованию;

      внутренняя конкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем рынке, но и заставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего роста;

      более сильные местные фирмы, закаленные внутренней конкуренцией, способны добиться успеха и за границей;

      при конкуренции на внутреннем рынке создаются также преимущества для национальной отрасли в целом, а не только для отдельных фирм. Конкуренты заимствуют друг у друга прогрессивные идеи и развивают их, поскольку в пределах одной нации идеи распространяются быстрее, чем между разными нациями.

Эти преимущества усиливаются при концентрации конкурентов в одной географической местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Роль случая

Случай - это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся :

      изобретательство;

      крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника и др.);

      резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);

      значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;

      резкое повышение мирового или местного спроса;

      политические решения зарубежных правительств;

      войны.

Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности в новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.

В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран - Германии, Японии и Италии).

 

7. Роль правительства

Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияния на все четыре детерминанта:

на параметры факторов - через субсидии, политику в отношении рынка капитала и др.;

на параметры спроса - путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок;

на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков - посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры; на стратегию фирм, их структуру и соперничество - через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д.

Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздействие на правительство. Роль правительства может быть положительной и отрицательной.

Детерминанты национальной конкурентоспособности представляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или "кластеры", состоящие из отраслей, зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экспорта приходится на отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором уже говорилось.

 

Заключение

В данной работе была рассмотрена концепция конкурентоспособности Майкла Портера, и ее основные понятия. Конкурентоспособность – важный показатель, характеризующий страну на мировой арене. Она позволяет оценить насколько эффективно производство в данной стране, какова производительность труда, на какой стадии конкурентных преимуществ находится государство и многое другое.

Основным положением рассмотренной теории является утверждение, что мировая конкуренция усиливает роль страны базирования в конкурентной борьбе. Интернационализация хозяйственной жизни не делает все страны единообразными. Различия в национальном характере лежат в основе успеха в конкурентной борьбе. Компании могут компенсировать факторные недостатки, получая рабочую силу, ресурсы, материалы за рубежом. Однако по мере повышения технологической интенсивности конкуренции жизненно важным становится влияние внутреннего окружения.  От него зависит, каким образом обнаруживаются новые возможности, как используются специализированные навыки и ресурсы, какое давление ощущают фирмы в направлении мобилизации ресурсов наиболее быстрым и эффективным способом.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Иголкин А.А., МотылевВ.В. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы. - М.: Междунар. отношения, 1988.

2. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992.

3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 1993.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Кн. IV "О системах политической экономии". - М.: Соцэкгиз, 1935.

 



Информация о работе Теория международной конкуренции М.Портера