Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:01, статья
Мировой финансовый кризис вынуждает экономики разных стран адаптироваться к новым условиям экономического существования путем принятия таких экономических мер, как оптимизация бюджетных затрат и корректировка источников доходов, изменение налогового режима, пересмотр среднесрочных и долгосрочных планов социально-экономического развития (и соответствующих инвестиционных приоритетов), а также принятия ряда прочих «оздоровительных» мер.
Как уже было сказано выше, наиболее привлекательными для частных инвесторов оказываются инвестиции в «малозатратные» технологии (например, информационные технологии). Из них наиболее перспективными считаются прикладные программные средства, интеллектуальные системы поддержки работы сложных комплексов и комплексной автоматизации предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей Интернет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает большие возможности для развития национальной экономики, увеличения занятости населения, как в самом секторе ИКТ, так и в областях, в которых они применяются.
Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций – одно из наследий командной экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач. Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50 % предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью модернизации технологий производства своей продукции. Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а 1/5 часть организаций собираются создать такие подразделения. Однако, учитывая особенности российского менталитета и российской экономики, здесь кроется проблема: не иссякнет ли желание предпринимателей заниматься инновационным процессом, когда кризис закончится? Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности» своей продукции. Данную тенденцию ярко демонстрирует нефтяная промышленность - несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США - 600 литров.
Решение представленных
проблем способствует экономическому
развитию РФ, что является положительной
стороной кризиса. Действительно, если
обратиться к истории, то очевидно,
что именно во время мировых финансовых
кризисов происходит развитие инновационных
технологий и преобразование экономик.
Как отметил министр
3. Роль государства и частного сектора в реализации инновационного потенциала России
Налаживание эффективного диалога и взаимодействия (партнерства) частного сектора в лице бизнеса и власти для целей совместной успешной реализации государственной экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, требует определенных «правил поведения» и со стороны т.н. «предпринимательского сообщества», в том числе формализованных (например, налоговые обязательства, обязательства в сфере социальной защиты работников, экологии, прочее) и неформализованных (например, принятие на себя дополнительных форм социальной ответственности). Безусловно, это возможно только вкупе с подготовкой нормативной (законодательной) и методологической (в т.ч. прогнозной) базой, и в этом смысле необходимо отметить наличие определенных положительных сдвигов в данном направлении. Так, согласно прогнозам, озвученным в докладе министра экономического развития Набиуллиной Э.С., завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 года (в рамках завершения второго этапа) будет характеризоваться следующими характеристиками:
· доля предприятий, осуществляющих технологические инновации должна возрасти до 40-50%;
· удельный вес
инновационной продукции в
· объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3% ВВП.
В ходе реализации данной программы планируется:
· Стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализацию, капитализацию интеллектуальной собственности, передача малому и среднему инновационному бизнесу части госзаказа на НИОКР, инновационная направленность гос.закупок, Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках;
· введение института
независимой оценки деятельности государственных
научных организаций, увеличение доли
конкурсного финансирования, создание
5-7 национальных Исследовательских
центров («национальных лабораторий»),
20-30 исследовательских
· радикальное
повышение эффективности
· поддержка вхождения российских предприятий как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес-альянсы, участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях.
В целом для
качественного изменения
· создавать
условия для свободы
· снижать административные барьеры в экономике, проводить меры, способствующие снижению коррупции;
· формировать условия для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономике, для совместной с бизнесом работы по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
· оптимизировать государственное регулирование экономических процессов, устраняя избыточное влияние и осуществляя косвенное вмешательство в те процессы, где это необходимо;
· поэтапно сокращать
государственное участие в
· участвовать главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, с развитием инфраструктуры при безусловном обеспечении равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании, включая использование механизма частного предпринимательства для оказания социальных услуг населению на основе соответствующего государственного и/или муниципального заказа;
· поддерживать инициативы бизнеса в развитии социальной сферы, в сохранении и умножении человеческого капитала в России;
· расширять участие предпринимательского сообщества (в лице его общественных представителей[5]) в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономических процессов;
· поэтапно осуществлять внедрение и реализацию механизма частно-государственного партнерства в наиболее важных отраслях экономики; обеспечивать привлекательность условий для участников частно-государственного партнерства;
· обеспечить повышение и поддержание высокого статуса ключевых институтов развития (в т.ч. гос.корпораций) осуществляя с их непосредственным участием ключевые этапы реализации государственной экономической, в том числе инновационно-ориентированной стратегии развития.
Роль частного сектора в успешной реализации государственной экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, на наш взгляд, заключается в обеспечении содействия реализации отдельных программ, участии в «общественных» обсуждениях находящихся в разработке и утвержденных нормативных (законодательных) документов (включая направление общественными представителями бизнеса своих рекомендаций, предложений и поправок), а также поддержание диалога с властью, путем организации и принятия участия в конференциях, форумах и выставках, посвященных различным проблемам экономического развития. В качестве примера можно привести Международный Московский салон инноваций и инвестиций, участие в котором в 2009 году приняли более 700 организаций [9] (1500 проектов) и около 3000 участников, и по итогам которого был заключен ряд перспективных сделок по развитию смелых инновационных проектов, Инновационный форум (с международным участием) в Томске и другие, не менее значимые мероприятия.
Подводя итоги,
отметим, что, на наш взгляд, сохранение
руководством страны инновационных
планов развития России в относительно
тяжелых экономических
Библиографический список:
1. «В Совете
Федерации хотят
2. Статья подготовлена с использованием
материалов с официального сайта Правительства
РФ (
3. Статья подготовлена с использованием
материалов с официального сайта Министерства
образования и науки РФ (http://www.mon.gov.ru/files/
4. Гудков А.В., Инновационное развитие
станет принудительным / Коммерсантъ,
№208/П (4263) от 09.11.2009.
5. «Российский
инновационный сектор
планирует использовать
кризис для «рывка»,
Агентство по развитию инновационного
предпринимательства 27.10.2008г.
6. Степанов Н., "Практически все инновационные
программы в машиностроении и металлургии
замораживаются из-за кризиса", сайт
"NANO NEWS NET" 08.03.2009, (http://www.nanonewsnet.ru/
7. Ускова Е., "Кризис
— отличное время для
перемен. Если вы к ним
готовы",
сайт "Наука и Технологии РФ".
8. Михеев О.Л., Финансовые и правовые
проблемы частно-государственного партнерства
/ В.И. Осипов. М.: Анкил, 2009. 55 с.
9. Статья подготовлена с использованием
материалов с официального сайта ММСИИ, (http://www.innovex.ru/
10. Статья подготовлена с использованием
информационно-правовой системы «Консультант
+».
Сноски:
[1] Например, ОАО «Газпром»,
ОАО «РЖД».
[2] На основе материалов
доклада Министра экономического развития
РФ Набиуллиной Э.С. «Россия-2020» от 15.10.2008г.
[3] Федеральный закон Российской
Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам
создания бюджетными научными и образовательными
учреждениями хозяйственных обществ в
целях практического применения (внедрения)
результатов интеллектуальной деятельности".
[4] Национальная ассоциация
инноваций и развития информационных
технологий, (www.nair-it.ru.)