Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:01, статья

Краткое описание

Мировой финансовый кризис вынуждает экономики разных стран адаптироваться к новым условиям экономического существования путем принятия таких экономических мер, как оптимизация бюджетных затрат и корректировка источников доходов, изменение налогового режима, пересмотр среднесрочных и долгосрочных планов социально-экономического развития (и соответствующих инвестиционных приоритетов), а также принятия ряда прочих «оздоровительных» мер.

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 33.52 Кб (Скачать)

Как уже было сказано выше, наиболее привлекательными для частных инвесторов оказываются  инвестиции в «малозатратные» технологии (например, информационные технологии). Из них наиболее перспективными считаются прикладные программные средства, интеллектуальные системы поддержки работы сложных комплексов и комплексной автоматизации предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей Интернет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает большие возможности для развития национальной экономики, увеличения занятости населения, как в самом секторе ИКТ, так и в областях, в которых они применяются.

Кроме того, стоит  отметить, что в России отсутствуют  эффективные механизмы оценки и  проработки коммерческой составляющей инноваций – одно из наследий командной  экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач. Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50 % предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью модернизации технологий производства своей продукции. Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а 1/5 часть организаций собираются создать такие подразделения. Однако, учитывая особенности российского менталитета и российской экономики, здесь кроется проблема: не иссякнет ли желание предпринимателей заниматься инновационным процессом, когда кризис закончится? Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности» своей продукции. Данную тенденцию ярко демонстрирует нефтяная промышленность - несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США - 600 литров.

Решение представленных проблем способствует экономическому развитию РФ, что является положительной  стороной кризиса. Действительно, если обратиться к истории, то очевидно, что именно во время мировых финансовых кризисов происходит развитие инновационных  технологий и преобразование экономик. Как отметил министр образования  и науки РФ Андрей Фурсенко: «Кризис — хорошее время для переструктурирования и экономики, и системы потребления, вообще для любой перестройки»[7]. Президент НАИРИТ[4], Ольга Ускова, говорит о другом положительном влиянии кризиса - избавление рынка от неквалифицированных инвесторов-спекулянтов и искусственно раздутых инновационных компаний – очередных «мыльных пузырей». 

3. Роль государства  и частного сектора  в реализации инновационного  потенциала России

Налаживание эффективного диалога и взаимодействия (партнерства) частного сектора в лице бизнеса  и власти для целей совместной успешной реализации государственной  экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, требует определенных «правил поведения» и со стороны т.н. «предпринимательского сообщества», в том числе формализованных (например, налоговые обязательства, обязательства в сфере социальной защиты работников, экологии, прочее) и неформализованных (например, принятие на себя дополнительных форм социальной ответственности). Безусловно, это возможно только вкупе с подготовкой нормативной (законодательной) и методологической (в т.ч. прогнозной) базой, и в этом смысле необходимо отметить наличие определенных положительных сдвигов в данном направлении. Так, согласно прогнозам, озвученным в докладе министра экономического развития Набиуллиной Э.С., завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 года (в рамках завершения второго этапа) будет характеризоваться следующими характеристиками:

· доля предприятий, осуществляющих технологические инновации  должна возрасти до 40-50%;

· удельный вес  инновационной продукции в общем  объеме промышленной продукции должен составлять до 25-35%;

· объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3% ВВП.

В ходе реализации данной программы планируется:

· Стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализацию, капитализацию  интеллектуальной собственности, передача малому и среднему инновационному бизнесу  части госзаказа на НИОКР, инновационная  направленность гос.закупок, Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках;

· введение института  независимой оценки деятельности государственных  научных организаций, увеличение доли конкурсного финансирования, создание 5-7 национальных Исследовательских  центров («национальных лабораторий»), 20-30 исследовательских Университетов;

· радикальное  повышение эффективности инновационной  инфраструктуры (ОЭЗ, центров трансферта технологий, бизнесинкубаторов и технопарков и т.д.), развитие финансовой инновационной инфраструктуры [8];

· поддержка  вхождения российских предприятий как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес-альянсы, участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях.

В целом для  качественного изменения существующего  положения дел в сфере инвестиционно-инновационного потенциала России в рамках обозначенной правительством новой экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, в лучшую сторону, необходимо постоянное взаимодействие всех участников экономических процессов. Рассмотрим основные условия и организационные мероприятия, которые позволят реализовать рассматриваемую экономическую стратегию со стороны основных участников данного процесса. В частности, со стороны государства в лице органов власти (в т.ч. его политических и экономических регуляторов) необходимо осуществлять следующее:

· создавать  условия для свободы предпринимательства  и конкуренции, для развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

· снижать административные барьеры в экономике, проводить  меры, способствующие снижению коррупции;

· формировать  условия для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономике, для совместной с бизнесом работы по повышению общественного  статуса и значимости предпринимательства  и собственности;

· оптимизировать государственное регулирование  экономических процессов, устраняя избыточное влияние и осуществляя косвенное вмешательство в те процессы, где это необходимо;

· поэтапно сокращать  государственное участие в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах  рыночной оценки, равного доступа  к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

· участвовать  главным образом в отраслях, связанных  с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, с развитием  инфраструктуры при безусловном  обеспечении равных условий конкуренции  в тех секторах, где наряду с  государственными функционируют частные компании, включая использование механизма частного предпринимательства для оказания социальных услуг населению на основе соответствующего государственного и/или муниципального заказа;

· поддерживать инициативы бизнеса в развитии социальной сферы, в сохранении и умножении  человеческого капитала в России;

· расширять  участие предпринимательского сообщества (в лице его общественных представителей[5]) в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономических процессов;

· поэтапно осуществлять внедрение и реализацию механизма  частно-государственного партнерства в наиболее важных отраслях экономики; обеспечивать привлекательность условий для участников частно-государственного партнерства;

· обеспечить повышение  и поддержание высокого статуса  ключевых институтов развития (в т.ч. гос.корпораций) осуществляя с их непосредственным участием ключевые этапы реализации государственной экономической, в том числе инновационно-ориентированной стратегии развития.

Роль частного сектора в успешной реализации государственной  экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, на наш взгляд, заключается в обеспечении содействия реализации отдельных программ, участии в «общественных» обсуждениях находящихся в разработке и утвержденных нормативных (законодательных) документов (включая направление общественными представителями бизнеса своих рекомендаций, предложений и поправок), а также поддержание диалога с властью, путем организации и принятия участия в конференциях, форумах и выставках, посвященных различным проблемам экономического развития. В качестве примера можно привести Международный Московский салон инноваций и инвестиций, участие в котором в 2009 году приняли более 700 организаций [9] (1500 проектов) и около 3000 участников, и по итогам которого был заключен ряд перспективных сделок по развитию смелых инновационных проектов, Инновационный форум (с международным участием) в Томске и другие, не менее значимые мероприятия.

Подводя итоги, отметим, что, на наш взгляд, сохранение руководством страны инновационных  планов развития России в относительно тяжелых экономических условиях, разработка и принятие актуальных нормативных (законодательных) документов и методологических концепций – это один из ключевых шагов в создании благоприятных  политических и экономических условий  для всех участников экономических  процессов. Надеемся, что это станет серьезным стимулом для постепенного реального повышения инвестиционной привлекательности России (на внутреннем и внешнем рынках) и соответственно для реального продвижения и поддержки российской науки и промышленности как на общероссийском, так и на международном уровне.

Библиографический список:

1. «В Совете  Федерации хотят усовершенствовать  законодательство в сфере науки  и научно-технической деятельности»,  сайт «Новости Федерации» 04.12.2009, (http://www.regions.ru/news/fedsovet/2256741). 
2. Статья подготовлена с использованием материалов с официального сайта Правительства РФ (
http://www.government.ru/content/governmentactivity/). 
3. Статья подготовлена с использованием материалов с официального сайта Министерства образования и науки РФ (
http://www.mon.gov.ru/files/materials).  
4. Гудков А.В., Инновационное развитие станет принудительным / 
Коммерсантъ, №208/П (4263) от 09.11.2009.  
5. 
«Российский инновационный сектор планирует использовать кризис для «рывка», Агентство по развитию инновационного предпринимательства 27.10.2008г. 
6. Степанов Н., "Практически все инновационные программы в машиностроении и металлургии замораживаются из-за кризиса", сайт "NANO NEWS NET" 08.03.2009, (
http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/prakticheski-vse-innovatsionnye-programmy-v-mashinostroenii-metallurgii-zamorazhivayutsya). 
7. Ускова Е., "
Кризис — отличное время для перемен. Если вы к ним готовы", сайт "Наука и Технологии РФ". 
8. Михеев О.Л., Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства / В.И. Осипов. М.: Анкил, 2009. 55 с. 
9. Статья подготовлена с использованием материалов с официального сайта ММСИИ, (
http://www.innovex.ru/itogi9.html).  
10. Статья подготовлена с использованием информационно-правовой системы «Консультант +».
 
 

Сноски:

[1] Например, ОАО «Газпром», ОАО «РЖД». 
[2] На основе материалов доклада Министра экономического развития РФ Набиуллиной Э.С. «Россия-2020» от 15.10.2008г. 
[3] Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".  
[4] Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, (www.nair-it.ru.)  
[5] Под «общественными представителями» для целей настоящей статьи мы будем понимать некоммерческие организации, осуществляющие представительские функции, а также функции по защите прав и интересов бизнеса (союзы предпринимателей, предпринимательские сообщества и т.п.) 

Информация о работе Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности