Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 08:41, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример , когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики , которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Банк позволяет
оперативно переводить безналичные деньги
в наличные и наоборот, не говоря уже о
других операциях.
“Служба безопасности”
имеет разные формы: это и обычные
охранники, и спортивные секции, финансируемые
группировкой, и “крыша” государственных
органов управления. Кроме того, большинство
группировок так или иначе стремится выступать
соучредителями в общественных организациях
и средствах массовой информации, что
расценивается как распространение заботы
о своей безопасности на сферу общественного
мнения.
Связи так же
могут быть различными. В этом качестве
выступают: обычные (прямые или дальние)
родственники, бывшая совместная работа
в партийных, комсомольских организациях
и государственных органах, землячества,
этническая принадлежность.
Структуры “теневой
экономики” в принципе не являются в полном
смысле экономическими, т.е. ориентированными
на максимальное удовлетворение запросов
потребителя при минимальных издержках
производителя. Они больше напоминают
государство в миниатюре. Об этом свидетельствует
наличие органов, аналогичных Центробанку
и “силовым министерствам”, дублирование
предприятий, которые занимаются одними
и теми же операциями и т.п.
Корни разрастания
теневой экономики развивались
в 80-х годах, во времена окончательной
деградации административной системы.
Новое поколение политических руководителей
России променяло “власть на собственность”.
Достоверного анализа на этот счет нет,
однако, если принять подобную гипотезу
в качестве рабочей, то этот разрушающий
национальную экономику образ хозяйствования
становится более понятным.
За спорами
последних лет о реформах и
контрреформах, о том, что преобразования
идут плохо или вообще остановились,
общество упускает совершенно очевидную
реальность - реальность формирования
системы
Это, прежде всего,
огромный вес “теневого” сектора,
огромная роль неформальных и внеправовых
отношений.
Это образование
в экономической сфере кланов
- устойчивых властно-хозяйственных структур,
имеющих “крышу” в виде того или иного
государственного властного органа, распоряжающихся
крупными суммами накопленного разными
путями капитала и ведущих широкомасштабную
коммерческую деятельность. Однако из
следствий возникновения подобных кланов
- блокирование конкуренции на финансовых
рынках, на рынках основных групп товаров
и даже во внешней торговле.
Другое печальное
следствие формирования кланов - узкой
прослойки людей, присваивающих
колоссальные доходы - обнищание огромной
части населения.
Третье следствие
- деградация бюджетной системы (на
которой эти структуры
Четвертое следствие
- перераспределение
Пятое следствие
- утечка российских капиталов за границу.
Вся эта система
сегодня устойчиво
О том, что весь
госаппарат подчиняется интересам
избранных кланов, свидетельствует
правительственная политика бюджетного
наращивания, государственного долга,
а также приватизационная политика, которая
явно делается по заказу конкретных коммерческих
структур. В этой ситуации весь бюджет
направлен на обслуживание соответствующих
интересов. Фактом является, с одной стороны,
огромный перерасход бюджетных средств
по сравнению с законодательно установленными
лимитами на обслуживание госаппарата,
на предоставление казенных ссуд. С другой
- постоянно недофинансирующиеся расходы
на социально-культурные нужды, здравоохранение
и оборону.
Подобного рода
экономическая система не представляет
ничего принципиально нового в экономической
истории. Ее аналоги существуют на Филлипинах,
в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует,
что выйти из подобной ловушки очень сложно.
Реальные решения
связаны с очень серьезными усилиями,
в том числе с политическими. Действительно
реалистичный рецепт - продвижение по
пути демократизации всех социально-экономических
процессов, повышение ответственности
исполнительной власти перед парламентом,
усиление судебной системы и првоохранительных
органов в целом, жесточайшая борьба с
коррупцией в госаппарате.
Криминализация
бизнеса произошла не без помощи
государства. Именно оно, не оплачивая
в срок госзаказ, побудило директоров
предприятий искать окольные пути по
привлечению кредитов для поддержания
производства.
Нетрудно было
также предвидеть, что при разделении
экономики на государственный и
частный секторы возникнет
Легализация теневой
экономики становится необходимым
фактором для обеспечения
Расчитывать на
иностранных инвесторов, кредиты и помощь
международных финансовых институтов,
конечно, можно, но это ли главные источники
инвестирования?
Возьмем, к примеру,
российских “челноков”. По имеющимся
данным, несмотря на сложнейшие условия
своего бизнеса, сегодня они обеспечивают
20-25% импорта России. В 1995 году на плечах
“челноков” было ввезено в страну товаров
на сумму, превышающую $10 млрд.; для сравнения
- экспорт нефтепродуктов “потянул” на
$12,3 млрд[7] Именно деятельность российских
“челноков” стимулирует иностранное
производство - создаются новые рабочие
места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские
специалисты оценивают вклад российских
“челноков” в экономику Италии в 10% ВВП.
Почему не в Россию? Ведь это серьезный
вопрос - куда пойдет накопленный торговый
капитал “челноков”. Это значительный
внутренний источник инвестиций в малый
и средний бизнес страны. Причем не только
деньгами, но и бесценным опытом, практическими
навыками и умением организовать собственное
дело.
И здесь обращают
на себя внимание оценки специалистов
Международного фонда “Реформа”, обнаруживших
огромный разрыв между данными Роскомстата
о валовом накоплении основного капитала
и экспертным данным об объеме капиталовложений:
величина этого разрыва в 1995 году достигла
астрономической цифры - 205 трлн. рублей[8]
. Нет сомнений, что подавляющая часть
этих триллионов “теневая”. А если к этому
добавить утечку капиталов по другим каналам,
накопления в “чулках” российских граждан,
то упущенные за годы “перестройки” внутренние
инвестиционные ресурсы приближаются
к отметке в несколько миллиардов долларов.
По крайней мере, они сопоставимы с объемами
финансирования программ строительства
жилого фонда десятка российских городов.
Глава 3. Создание
правовых экономических условий
по сокращению теневой экономики.
Практически ни
у кого не вызывает сомнения, что
существующая налоговая система - это
тормоз для дальнейших финансово-экономических
преобразований. НЭП в свое время
легализовал скрытые капиталы. Существенную
роль при этом сыграла разумная налоговая
политика: налог составлял 25% дохода частника.
Это позволило ему развернуться, причем
прежде всего в сферах, работающих на потребителя.
Когда же власть решила вытеснить частника,
налоги стали повышаться: сначала до 30%,
а затем, с переходом к индустриализации
и массовой коллективизации, - до 90% и более.
Оппоненты налоговой
реформы часто приводят такой
пример: уменьшим налоги - завалим бюджет.
К сожалению, они не замечают, что
именно из-за высоких налогов бюджет
пустой. К тому же, кроме налогов,
есть и другие источники пополнения казны.
Следует вспомнить,
как много надежд возлагалось
еще недавно на приватизацию. Безвозмездная
приватизация заведомо не могла обеспечить
должный приток средств для инвестирования,
финансовой стабилизации и решения
социальных проблем. Но сегодня возможен
переход к денежной форме приватизации
с привлечением инвестиций. Где же их взять?
Из легализованных теневых источников.
Так, например, в
п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996
года “О передаче субъектам РФ находящихся
в федеральной собственности акций Акционерных
Обществ, образованных в процессе приватизации”
в качестве покупателей акций справедливо
указываются в первую очередь граждане.
Но если бы к этому добавить, что их средства
могут быть инвестированы без представления
доходных деклараций и с налогом не выше
25%, скажем, в акции сельского хозяйства,
строительства и стройматериалов, пищевой,
легкой промышленности, то это безусловно,
дало бы импульс притоку солидных средств
в эти отрасли.
Нельзя не видеть,
что вопрос о декларациях - о исходный
вопрос практического осуществления легализации.
Минфином был представлен в правительство
законопроект “О государственном контроле
за соответствием крупных расходов на
потребление фактически получаемым физическими
лицами доходам”. По замыслу создателей
это должен быть эффективный рычаг контроля
властей над соответствием расходов граждан
получаемым доходам, в первую очередь
при покупке транспорта и недвижимости.
В принципе, документ
правильный, соответствует мировым
стандартам. Есть в нем определенная логика.
Однако практика его применения без учреждающих
изменений правохозяйственных условий,
без программы репартации капиталов, ушедших
за рубеж, может быть такова, что данный
закон расширит масштабы теневой экономики.
Аналогичный вывод
напрашивается и по законопроектам по
легализации доходов, полученных преступным
путем.
Как представляется,
проблема легализации теневого капитала
должна базироваиться на следующих
принципах:
- благоприятные
для бизнеса изменения
- четкое разграничение
капиталов криминальных
- формирование
нового отношения к
- укрепление
доверия к власти, предполагающего
в качестве одной из мер
демонстрацию эффективной
- Установление
общественного контроля за
Отмывание “грязных”
денег и легализация теневых
капиталов - это отнюдь не одинаковые
процессы, хотя криминалисты зачастую
их отождествляют, понимая под криминальным
доходом любую экономическую выгоду, полученную
в результате нарушений. “Грязный” бизнес
захлестнул российскую экономику. Свыше
трех тысяч организованных преступных
группировок специализируются на “отмывании”
доходов, половина из них организовала
для этого собственные легальные хозяйственные
структуры. В этих целях путем насилия
и шантажа установлен контроль над десятками
тысяч субъектов рынка. Современные теневики
получают доходы не только от преступной
деятельности, но и в результате совершения
хозяйственных, финансовых, таможенных
нарушений.