Теневая экономика в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
1.Глава № 1. Причины появления теневой экономики…………………5
1.Факторы, способствующие развитию
теневой экономики…………………………………………………..5
2.Основные причины коррумпированности
экономики………………………………………………………….10
3.Структура теневой экономики……………………………...12
2.Глава № 2. Формы проявления………………………………………..16
1.Определение теневой экономики и формы проявления…..16
2.Сферы теневой экономики………………………………….18
3.Стабилизирующее влияние теневой экономики…………..22
4.Дестабилизирующее влияние теневой экономики………...23
5.Теневая экономика и налоговая преступность…………….25
6.Просчеты государственного управления
экономикой в 90-е годы…………………………………………….25
3.Глава № 3. Борьба с теневой экономикой…………………………….27
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику……...27
3.2. Создание правовых экономических условий по
сокращению теневой экономики…………………………………..31
3.3. Направление борьбы с теневой экономикой…………………34
3.4.Создание и развитие барьеров теневой экономики…….…….38
Заключение………………………………………………………….……..40
Список использованной литературы……………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….2

  1. Глава № 1. Причины появления теневой экономики…………………5
      1. Факторы, способствующие развитию

теневой экономики…………………………………………………..5

      1. Основные причины коррумпированности

 экономики………………………………………………………….10

      1. Структура теневой экономики……………………………...12
  1. Глава № 2. Формы проявления………………………………………..16
      1. Определение теневой экономики и формы проявления…..16
      1. Сферы теневой экономики………………………………….18
      2. Стабилизирующее влияние теневой экономики…………..22
      3. Дестабилизирующее влияние теневой экономики………...23
      4. Теневая экономика и налоговая преступность…………….25
      5. Просчеты государственного управления

экономикой в 90-е годы…………………………………………….25

  1. Глава № 3. Борьба с теневой экономикой…………………………….27

3.1. Пути воздействия  государства на теневую экономику……...27

3.2. Создание правовых  экономических условий по

сокращению теневой экономики…………………………………..31

3.3. Направление борьбы с теневой экономикой…………………34

3.4.Создание и развитие  барьеров теневой экономики…….…….38

Заключение………………………………………………………….……..40

Список использованной литературы……………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В экономической науке  есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления  и степень его изученности  были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно  измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки  зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

         Одно из характерных явлений  рыночной системы - развитие теневой  экономики. Это — неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления социалъно-экономические отношения между отдельными гражданами социальными группами. Теневая экономика включает в себя неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Она существует и в командной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики и питающим ее, выступает несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной эконо- мики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающей задержки выплаты заработной платы и пенсий как источником существования основной части населения. В целом в общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он превышает 30%.  1

 

Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что  теневая экономика охватывает три  сектора:

  1. Подпольный бизнес – запрещенные законом виды экономической деятельности: торговля оружием и наркотиками, рэкетирство, убийства на заказ и т.п.
  2. Неофициальная экономика – легальные виды экономической деятельности, где производство товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой, сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п.
  3. Фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества и т.п.2

Что касается размеров капитала, незаконно  вращающегося в торговых операциях.

         Разграничение типов теневой  экономики весьма условно. В определенных случаях они пересекаются, имея общий интерес — получение дополнительного дохода за пределами правового поля. Вместе с тем между ними есть существенные различия. Подпольные, криминальные структуры действуют преимущественно в сфере распределения и перераспределения доходов. Основные способы «присвоения» у них связаны с внеэкономическими методами, с насилием. Субъекты же некриминальной экономики изначально выступают, как правило, законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем они выводят свои доходы из-под действия законов, поскольку исполнение действующих экономических правил ставит под угрозу их собственное дело.

           В России теневая экономическая  деятельность пустила глубокие  корни. Особенно активно она  проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: мошенничество, фальсификация документов, заключение незаконных сделок с ценными бумагами, хищение финансовых средств. Наиболее масштабно представители теневой экономики ведут себя в процессе приватизации. Имеется немало фактов, свидетельствующих о незаконных действиях акционеров при борьбе за контрольный пакет акций и др.

         Цель данной курсовой работы  сводится к анализу  теневой  экономики в России и разработки барьеров препятствующие росту ее масштабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1.Факторы,  способствующие развитию

теневой экономики

  1. Финансово-экономические:

- несовершенство налоговой  системы - до сих пор в России  взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);

- несправедливое первичное  распределение капитала - теневой  сектор обеспечивает перераспределение  ВНП (рано или поздно, но Россия  вынуждена будет решить проблему  грабительской приватизации и  олигархического капитала, - речь  не о 'раскулачивании олигархов', а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);

- продолжающиеся многие  годы крупномасштабные хищения  бюджетных средств (по экспертным  оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);

- полное устранение  граждан и предпринимателей из  процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно - как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);

- отсутствие государственной  системной политики экономического  и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);

- архаичная структура  финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в  теневой экономике вне российских  банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом - составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, - около $300 млрд.).

2. Правовые:

- существенные противоречия  и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;

- отсутствие антикоррупционной  криминологической и ситуационной  экспертизы проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов;

- слабая и в значительной  степени коррумпированная система  правоохранительных и судебных  органов (в отличие от развитых  стран, наши 'правоохранители' не  борются с профессиональной преступностью  - это трудно, опасно и неденежно,  а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);

- отсутствие государственной  программы жесткой системной  борьбы с организованной профессиональной  преступностью, в том числе  в экономической сфере;

- незащищенность открытого  эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, 'правоохранительного террора', посягательств криминала и рейдерства 'олигархов' (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

 

3.Административные:

- отсутствие эффективной  государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;

- запретительное, наказательное  администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;

- местничество и мздоимство  чиновников (неизбывная русская  традиция ставить чиновника на 'прокорм' за счет использования должностных функций в корыстных целях - своеобразная чиновничья рента);

- безответственность  и некомпетентность государственного  управленческого аппарата, отсутствие  зависимости оплаты труда чиновника  от конкретных результатов его  труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;

- высокая неофициальная  'благотворительная' нагрузка на  бизнес, обеспечить которую возможно  только за счет теневой экономической  деятельности.

  1. Общественно-политические:

- неуверенность большинства  предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;

- недоверие граждан  к государственным институтам, особенно  к бюджету (большинство граждан  небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);

- социальная и политическая  незащищенность большинства населения  - государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;

- деградация культуры, пропаганда культа криминалитета  и вседозволенности, отсутствие  системы воспитания подрастающего  поколения.

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе  мер, на наш взгляд, должны стать  следующие решения и мероприятия:

  • проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
  • компенсация потерь населения от 'шоковой экономической терапии', гиперинфляции и 'приватизации' принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
  • введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
  • установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
  • стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
  • проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
  • введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
  • проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
  • формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего - судебной, системы;
  • ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;
  • законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

Информация о работе Теневая экономика в РФ