Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:32, курсовая работа
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Глава № 1. Причины появления теневой экономики…………………5
1.Факторы, способствующие развитию
теневой экономики…………………………………………………..5
2.Основные причины коррумпированности
экономики………………………………………………………….10
3.Структура теневой экономики……………………………...12
2.Глава № 2. Формы проявления………………………………………..16
1.Определение теневой экономики и формы проявления…..16
2.Сферы теневой экономики………………………………….18
3.Стабилизирующее влияние теневой экономики…………..22
4.Дестабилизирующее влияние теневой экономики………...23
5.Теневая экономика и налоговая преступность…………….25
6.Просчеты государственного управления
экономикой в 90-е годы…………………………………………….25
3.Глава № 3. Борьба с теневой экономикой…………………………….27
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику……...27
3.2. Создание правовых экономических условий по
сокращению теневой экономики…………………………………..31
3.3. Направление борьбы с теневой экономикой…………………34
3.4.Создание и развитие барьеров теневой экономики…….…….38
Заключение………………………………………………………….……..40
Список использованной литературы……………………………………..43
Введение…………………………………………………………
теневой экономики…………………………………………………..
экономики……………………………………………………
экономикой в 90-е годы…………………………………………….25
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику……...27
3.2. Создание правовых экономических условий по
сокращению теневой экономики…………………………………..31
3.3. Направление борьбы с теневой экономикой…………………34
3.4.Создание и развитие
барьеров теневой экономики…….…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет
собой очень трудный для
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.
Одно из характерных явлений рыночной системы - развитие теневой экономики. Это — неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления социалъно-экономические отношения между отдельными гражданами социальными группами. Теневая экономика включает в себя неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Она существует и в командной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики и питающим ее, выступает несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной эконо- мики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающей задержки выплаты заработной платы и пенсий как источником существования основной части населения. В целом в общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он превышает 30%. 1
Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика охватывает три сектора:
Что касается размеров капитала, незаконно вращающегося в торговых операциях.
Разграничение типов теневой экономики весьма условно. В определенных случаях они пересекаются, имея общий интерес — получение дополнительного дохода за пределами правового поля. Вместе с тем между ними есть существенные различия. Подпольные, криминальные структуры действуют преимущественно в сфере распределения и перераспределения доходов. Основные способы «присвоения» у них связаны с внеэкономическими методами, с насилием. Субъекты же некриминальной экономики изначально выступают, как правило, законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем они выводят свои доходы из-под действия законов, поскольку исполнение действующих экономических правил ставит под угрозу их собственное дело.
В России теневая
Цель данной курсовой работы
сводится к анализу теневой
экономики в России и разработк
Глава 1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1.Факторы, способствующие развитию
теневой экономики
- несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);
- несправедливое первичное
распределение капитала - теневой
сектор обеспечивает
- продолжающиеся многие
годы крупномасштабные хищения
бюджетных средств (по
- полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно - как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
- отсутствие государственной
системной политики
- архаичная структура
финансов (сегодня денежные средства,
находящиеся в обращении в
теневой экономике вне
2. Правовые:
- существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
- отсутствие антикоррупционной
криминологической и
- слабая и в значительной
степени коррумпированная
- отсутствие государственной
программы жесткой системной
борьбы с организованной
- незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, 'правоохранительного террора', посягательств криминала и рейдерства 'олигархов' (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).
3.Административные:
- отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
- запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
- местничество и мздоимство
чиновников (неизбывная русская
традиция ставить чиновника на
'прокорм' за счет использовани
- безответственность
и некомпетентность
- высокая неофициальная
'благотворительная' нагрузка
- неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
- недоверие граждан
к государственным институтам, особенно
к бюджету (большинство
- социальная и политическая
незащищенность большинства
- деградация культуры,
пропаганда культа
Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Основными в этой системе
мер, на наш взгляд, должны стать
следующие решения и