Теневая экономика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Мой интерес к теме «теневая экономика» был обусловлен детским увлечением – детективами. Ведь преступный мир занимает весомую часть теневого сектора. Безусловно, очень интересна моральная и психологическая стороны теневой экономики: что побуждает людей становиться теневиками. Но не менее интересна и экономическая сторона этой проблемы: как влияет теневой сектор на развитие экономики, какой вклад он вносит в производство и, наконец, может ли страна, в частности Россия, существовать без него? На эти, безусловно, актуальные вопросы я и постараюсь ответить.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты теневой экономики
1.1 Понятие «теневая экономика»
1.2 Формы теневой экономики
1.3 Структура теневой экономики
1.4 Причины теневой экономики
1.5 Причины роста теневого сектора в России
2. Оценка масштабов и роли теневой экономики
2.1 Методы оценки теневой экономики
2.2 Масштабы теневого сектора в России
2.3 За и против существования теневой экономики
2.4 Существующие подходы к решению проблем теневой экономики
2.5 Экспроприировать или легализовывать теневой капитал?
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ.docx

— 538.41 Кб (Скачать)

К четвертой группе факторов, объясняющих феномен теневой  экономики, он относит несовершенство правовой базы предпринимательства. Дело в том, что экономический процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняет правовую основу предпринимательства. Государственное законодательство обычно отстает от новых реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правовой базы носит перманентный характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере.

В пятую группу факторов он включает все, что можно считать  слабой этической основой предпринимательства. Особо выделяет он противоречия между  законодательством и морально-этической  составляющей предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально-этические  ценности определенного времени. Однако интересы государства, реализуемые  в законодательстве, не всегда совпадают  с интересами большинства общества, а подчас находятся в противоречии с ними.

Наконец шестую группу факторов, влияющих на формирование теневой экономики, образуют противоречия в политической системе. Одним из принципиальных аспектов здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние усиливает олигархию, существование которой придает  качественно новые черты теневой  экономике. Дело не только в том, что  под давлением финансовых и промышленных магнатов власть принимает законы, создающие благоприятные условия  для свободы экономической деятельности олигархов. Более широким негативным последствием становится то, что подобные действия полностью подрывают принципы социальной справедливости. Государственная  казна недополучает огромное количество средств, малый бизнес оказывается  в еще более неравноправном положении. Многие сделки олигархи заключают в  тени кабинетов власти. С точки  зрения закона они мало уязвимы, но по существу эти деяния следует отнести к разряду теневой экономики. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая в свою очередь ведет к гипертрофированным масштабам теневой экономики.

Таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую  экономику, позволяет говорить о  ней как об одной из подсистем  рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать в хозяйственной жизни.

Однако важно видеть принципиальное различие между реальными причинами  теневой экономики и причинами  ее роста или, напротив, угасания в  определенные исторические периоды.

 

1.5 Причины роста теневого  сектора в России

 

На рост теневой экономики  в России в 90-е годы огромное влияние  оказали явные просчеты и ошибки в проведении государственными органами экономических преобразований.

Во-первых, государственные  структуры в 90-е годы потеряли способность  не только к стратегическому, но и  к оперативному управлению экономикой. Сложившийся вакуум управления заполнился мафиозно-теневыми связями и отношениями, нравами и обычаями дикого капитализма, для которого характерны: стремление отхватить лакомые куски общественного пирога, нажиться за счет спекулятивных операций типа пресловутой пирамиды, обмана и вымогательства, широкое распространение личностных, кланово-земляческих отношений, смыкающихся с мафиозными структурами.

Во-вторых, в ходе реализации модели экономического реформирования сложился дестимулируюший механизм легальной экономической деятельности, вытесняющий ее в тень1.

Эта модель включала в себя:

непродуманную моментальную либерализацию цен, приведшую к  массовому обнищанию населения, а, следовательно, резкому падению  платежеспособного спроса на товары народного потребления;

ускоренное разгосударствление в ходе чековой приватизации крупных  высокорентабельных объектов, сопровождавшееся массовыми хищениями (так, при приватизации Ковдорского ГОК и ПО «Апатит» были зачтены 120 тыс. несуществующих приватизационных чеков);

резкое «открытие» экономики  внешнему миру (неконкурентоспособные  российские предприятия немедленно обусловили высокую безработицу  в стране);

жесткая рестриктивная кредитно-денежная политика;

неподъемный налоговый пресс  по отношению к реальному сектору1.

Наконец, при попустительстве  государства в России сформировалась социальная структура, обладающая высоким  теневым потенциалом. Большая доля населения, относимого к категории  бедных, безработные и фиктивно занятые, социальное дно (из числа нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, вышедших из тюрем людей и др.), беженцы из горячих точек бывшего  СССР, демобилизованные из армии и  находящиеся в состоянии поствоенного шока представляют собой питательную среду для теневой экономики.

Но, к сожалению, само государство  и его органы стали активными  участниками теневых операций. Его  представители наживались на приватизации, распродавали природные ресурсы, строили  финансовые пирамиды, провоцировали  финансовые кризисы2.

Общий вывод таков, что  распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих  от государства ограничений3.

 

2 Оценка масштабов и  роли теневой экономики

 

2.1 Методы оценки теневой  экономики

 

Освещение проблем теневой  экономики в СССР началось в 60-70 гг. Однако в то время затрагивались  лишь отдельно взятые аспекты теневой  экономики. Так, начало 60-х гг. ознаменовалось описанием уголовных дел цеховиков, валютчиков. В те годы прошли шумно прорекламированные прессой процессы над подпольными миллионерами. Несколько десятков из них в соответствии с приговорами суда были расстреляны.

Первые попытки научного учета теневой экономики в  расчетах на отраслевом уровне были впервые  осуществлены в 70-е гг. в НИХТИБ. Эти  расчёты проводились в связи  с дооценкой фактического уровня потребления населением бытовых услуг за счёт добавления к официальному их объему – объема реализации услуг так называемых частных лиц. Поэтому именно сфера бытового обслуживания послужила первым полигоном для обработки методологических приемов изучения теневой экономики, использования результатов расчетов в прогнозных изысканиях1.

Согласно мнению российских статистиков, переворот в данной области произошел в 1993 г., когда, согласно утвержденной ООН новой  версии национальных счетов, всем государствам было рекомендовано учитывать теневую  экономику в объемах производства. С тех пор и Госкомстат РФ начал  осваивать методы ее учета2.

В настоящее время разработано  довольно много методов оценки масштабов  теневой экономики. Каждый из них  имеет положительные и отрицательные  стороны, связан с определенными  условиями и сферой применения.

Учетно-статистический метод основан на фиксировании данных о теневой экономике, не учтенных официальной статистикой. Эти данные можно получить на основе методологии системы национальных счетов (CHC), которая учитывает виды деятельности, обеспечивающей реальный вклад в создание ВВП.

К преимуществам учетно-статистического  метода можно отнести возможность  частичной количественной оценки скрытой  части производительной деятельности на основе методологии CHC. К серьезным  его недостаткам относятся, во-первых, трудность оценки масштабов, структуры, а также влияния криминальной деятельности, не вносящей вклад в  создание реального ВВП, тем более  что Госкомстат РФ не ведет учет многих видов теневой экономической  деятельности; во-вторых, невозможность  количественной оценки в рамках CHC многих экономических преступлений, в результате которых происходит перераспределение, не приводящее к изменению объема ВВП, либо общество упускает некую экономическую  выгоду.

Несмотря на отмеченные недостатки, учетно-статистический метод может  использоваться для определения  масштабов теневой экономики  в России при условии совершенствования  информационной базы расчетов, так  как в этом случае он способен дать достаточно точные количественные оценки. Указанный подход особенно эффективен для выявления производительных секторов теневой экономики, вносящих вклад в создание ВВП.

Для оценки масштабов теневой  экономики могут использоваться также экономико-статистические методы, применяемые при планировании доходов бюджетов всех уровней, основанные на методах группировки, сравнения и экономического анализа. Для их использования необходимо собирать и обобщать комплексную информацию обо всех плательщиках доходов в бюджеты разного уровня, формируя на ее основе информационную базу, которая содержала бы данные не

только об основных параметрах финансово-хозяйственной деятельности в стоимостном выражении, но и  показатели, характеризующие физические объемы (выпуска продукции, затрат), состав основных средств и нематериальных активов, количество и структуру  штатного и нештатного состава сотрудников  и т.п.

Такая информация позволит группировать плательщиков доходов по разным классификационным  признакам (отраслевой принадлежности, рынкам сбыта, стоимости основных фондов, численности занятого населения, рентабельности и т.д.) и на этой основе выявлять средние по данной классификационной  группе показатели финансово-хозяйственной  деятельности. Сравнивая фактические  показатели конкретного плательщика  со средними, можно оценивать масштабы сокрытия доходов; объем средств, которые недополучают бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды. В результате путем использования экспертно-аналитических методов можно определить ущерб, наносимый экономике страны и ее национальной безопасности.

Поскольку учетно-статистический метод неэффективен при оценке непроизводительной части теневого сектора, он может  быть дополнен и использоваться в  совокупности с другими методами, способными учесть теневые отношения  перераспределительного характера. Для их оценки может применяться метод товарных потоков. Его суть заключается в том, что движение стоимости от производителей до потребителей выстраивается в разрезе отдельных важнейших продуктов и товарных групп. Смысл применения данного метода состоит в построении специфической балансовой модели и обнаружении слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если производство и импорт товара меньше суммарного использования, то необходимо решить, какая часть информации (о производстве или об импорте) более надежна, и дополнить другую часть.

В России балансовые монопродуктовые модели используются с советских времен. Однако они касаются в основном продукции производственного назначения (энергетический баланс, балансы зерна, металла и др.) - Ведутся работы по построению балансов потребительских товаров, особенно важных с точки зрения измерения параметров теневой экономики.

В западных странах достаточно широко применяется монетарный метод (метод спроса на наличность). Этот способ оценки масштабов теневой экономики основывается на использовании такой особенности нелегальной экономики, как предпочтение, отдаваемое наличным деньгам при совершении сделок.

Метод спроса на наличность мало подходит для оценки роли теневой  экономики в менее развитых странах (а значит, и в России), где наличные деньги широко используются и в официальных  расчетах (даже при уплате налогов  предприятиями), а с пластиковыми карточками знакома лишь незначительная часть населения.

Для оценки масштабов теневой  экономики в развивающихся странах  часто пользуются методом физических затрат, который основан на сравнении потребления электроэнергии и объема выпуска продукции. Электроэнергию нельзя заготовить впрок: сколько ее производится, столько и потребляется. За 1990-1999 гг. ВВП России сократился на 40%, промышленное производство - вдвое, а электроэнергии - в меньшей степени, на четверть. Сопоставление этих данных позволяет утверждать, что, во-первых, масштабы реального падения производства завышены официальной статистикой; во-вторых, она не учитывает объем выпуска товаров и услуг, который производится, но не проходит через статистическую отчетность и налоговый контроль. При сопоставлении разницы динамики объема ВВП, промышленного производства и производства электроэнергии можно с минимальной погрешностью получить размер теневой промышленности России, а для сферы услуг необходимы другие методы.

Метод оценки масштабов теневой экономики по платежеспособному спросу наиболее перспективен в России. Объем расходов российского населения, по оценке Госкомстата РФ, - 140 млрд. долл., а по оценке маркетингового агентства Interactive Research Group, - как минимум 240 млрд. в 2001 году1. Такой вывод это агентство делает на основе сопоставления официальных оценок отдельных потребительских рынков с данными компаний, отраслевых ассоциаций и результатами маркетинговых исследований. Расхождения оценок потребительского спроса на рынке услуг особенно велики. Например, по официальным данным, в 2002 г. население потратило на образование чуть менее 2 млрд. долл., а по экспертным данным - 4-6 млрд. долл., на здравоохранение -1,3 млрд. и 3-5 млрд. долл. соответственно2. В сфере услуг многие расходы не учитываются Госкомстатом РФ, а именно: на помощь по хозяйству, уход за престарелыми, за детьми, частный извоз. В итоге экспертная оценка расходов на услуги составляет 60-80 млрд. долл. против 32 млрд. по официальным данным3. Величина дооценки расходов населения представляет размер теневого сектора.

Формально-правовой метод оценки масштабов теневой экономики состоит в выделении в качестве ее ключевого критерия отношения к нормативной правовой системе регулирования. Конкретными критериями оценки в этом случае выступают:

1) уклонение от официальной  или государственной регистрации,  что ведет к колоссальным недоимкам  бюджета;

Информация о работе Теневая экономика России