Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:56, статья
Технологический уклад определяется, как совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.
Реализация курса на инновационное развитие страны и преодоление тенденций разрушения научно-производственного потенциала потребует серьезного наращивания инвестиционной активности. Согласно расчетам академика Л.И. Абалкина, «для реальной модернизации экономики отечественные инвестиции в течение ближайших 15 лет должны расти примерно на 18% к предыдущему году. Такова первая и решающая предпосылка создания благоприятного инвестиционного климата». По некоторым оценкам, для выхода в режим расширенного воспроизводства основного капитала объем производственных инвестиций необходимо увеличивать втрое, а НИОКР – впятеро.
К сожалению, имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности в России неспособны реализовать эту задачу. Сейчас основными инвесторами являются промышленные предприятия, на долю которых приходится свыше 60% всего объема инвестиций. Ни фондовые рынки, ни большинство российских коммерческих банков не выполняют своих основных функций по аккумулированию сбережений и их трансформации в производственные инвестиции, а государство практически прекратило поддерживать инвестиционно-инновационные процессы.
В условиях глобальной конкуренции в интересах развития инновационной экономики Российское государство должно выработать долговременную стратегию, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический и производственный потенциал и была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в направлении преодоления экспортно-сырьевой зависимости, приоритетного развития наукоемких отраслей промышленности. В современных условиях важным является рациональный выбор сферы приложения высоких технологий и приоритетного их развития.
Одако, разработанная Министерством экономического развития /МЭР/ Концепция долгосрочного развития Страны до 2020 года не дает оснований для оптимизма.
1. В Концепции не определен субъект инновационного развития, и роль госаппарата в осуществлении инновационного развития страны. Нет решения кодровой проблемы госаппарата.
2. Откладывается на конец прогнозного периода макроэкономический эффект инновационного развития; это означает, что правительство исходит не из прорыва на инновационный путь развития, а из преобладания инерционной составляющей.
3. В ближайшие три года планируется сохранить двукратное по сравнению с общемировыми стандартами, недофинансирование уровня расходов на образование, науку и здравоохранение, в которых именно сейчас критически важно провести модернизацию.
4. Правительство продолжает идти на поводу монополистов в энергетике, планируя дальнейший опережающий рост тарифов на газ и электроэнергию.
5. В Концепции не планируется устранение налоговых барьеров, мешающих переходу на инновационный путь развития.
Можно привести и еще целый ряд аргументов того, что в этой Концепции явно просматривается доминирующая роль сторонников инерционного и энерго-сырьевого сценариев при пассивной роли сторонников инновационного сценария, поддержка которого ограничивается призывами и лозунгами, в то время как налицо поддержка инерционного и энерго-сырьевого сценариев конкретными решениями, тормозящими переход на инновационный путь развития.
В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства и, на фоне продолжающегося в мире НТП, выразился в отставании России на 15-20 лет по уровню развития ключевых технологий современного ТУ. Большинство производств ядра современного технологического уклада, практически свернуто. Сокращение их производства намного превышает спад производства других видов продукции; произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами.
По
некоторым оценкам, доля пятого технологического
уклада в структуре производства
машиностроительной продукции сократилась
с 33% в 1992г. до 21% в 1998 г. [5], а в экономике
в целом в первой половине 90-х годов его
доля снизилась с 6% до 2% [6]. Начавшийся
после дефолта 1998г. подъем практически
не затронул производства современного
технологического уклада. На мировых рынках
высокотехнологичной продукции Россия
занимает менее 0,3% - это более чем на 2 порядка
меньше, чем США, на порядок меньше, чем
Мексика, втрое меньше, чем Филиппины [7].
По оценкам экспертов, производства высокотехнологической
бытовой электроники, приборостроение
и станкостроение оказались в зоне «некомпенсируемого
технологического отставания» [8]. Стремительное
разрушение ядра современного технологического
уклада означает разрушение технологической
основы устойчивого экономического роста,
закрепление отсталости российской экономики.
Выше было показано, что структурный кризис
преодолевается внедрением новых технологий,
открывающих производственные возможности,
освоение которых обеспечивает прорыв
в повышении эффективности экономики
и переход к новому этапу ее роста.
Но экономический кризис в России кардинально
отличается от классического механизма
обновления технологической структуры
экономики и носит патологический характер.
Спад производства в высокотехнологичных
отраслях оказался намного больше среднего
по промышленности.
Сохранившийся
научно-технический потенциал
Чтобы выйти из тупика, необходимо кардинально изменить экономическую политику государства. Она должна основываться на наращивании национальных конкурентных преимуществ на магистральных направлениях формирования нового технологического уклада. Для этого требуется соответствующая концентрация имеющихся в стране финансовых, информационных и интеллектуальных ресурсов.
Переход к устойчивому экономическому росту предполагает также создание благоприятных макроэкономических условий, включающих снижение процентных ставок, формирование механизмов кредитования производственной деятельности, устранение ценовых диспропорций, а также решение проблем реинтеграции экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства, многократного повышения инвестиционной и инновационной активности. Это требует соответствующей инвестиционной, структурной, промышленной, научно-технической, ценовой и других составляющих политики развития.
В сложившейся сегодня ситуации существует две возможных стратегии экономической политики, определяющих альтернативные траектории будущего развития страны. Первая реализовывалась до сих пор по принципам «Вашингтонского консенсуса», применяемым в целях «зачистки» развивающихся стран для свободного движения международного капитала. Вторая исходит из национальных интересов и основывается на создании максимально благоприятных условий для восстановления и развития отечественного научно-производственного потенциала и подъема народного благосостояния.
Этим
двум стратегиям соответствуют и
два сценария будущего развития. Первый
состоит в продолжении
Специфика текущего момента заключается
в его переломном характере. Выбор стратегии
сегодня предопределит будущее развитие
страны на многие десятилетия. Это связано
с особенностями структурных изменений
мировой экономики и нынешнего состояния
научно-производственного потенциала
страны. Если сейчас он позволяет при соответствующей
экономической политике выйти на высокие
темпы роста промышленного производства
(не менее 10% в год) за счет загрузки и модернизации
имеющихся производственных мощностей,
то через несколько лет лавинообразное
выбытие устаревшего оборудования и обесценение
вывезенного за рубеж капитала «посадит»
экономику в объективно жесткие ресурсные
ограничения. При этом, если сейчас есть
объективные возможности за счет резкого
наращивания инновационной активности
в ключевых направлениях роста шестого
ТУ «оседлать» новую длинную волну глобального
экономического роста и выйти на траекторию
опережающего развития, то через несколько
лет это сделать будет гораздо труднее,
а спустя десятилетие – невозможно. Поэтому
выбор первой стратегии, предопределяя
продолжение тенденций деградации научно-производственного
потенциала, неизбежно повлечет за собой
утрату основных источников современного
экономического роста и, соответственно,
внутренних возможностей опережающего
развития российской экономики, закрепляя
тем самым ее сырьевую специализацию с
характерным для нее неэквивалентным
внешнеэкономическим обменом и внешней
зависимостью.
В
сложившихся условиях выход на траекторию
устойчивого роста экономики
и благосостояния общества возможен
только на основе концентрации имеющихся
ресурсов на прорывных направлениях формирования
нового технологического уклада, декриминализации
рыночной среды и обеспечения добросовестной
конкуренции, многократного повышения
инновационной и инвестиционной активности,
кардинального улучшения качества государственного
регулирования, подъема трудовой, творческой
и предпринимательской энергии людей.
Несмотря на колоссальные разрушения,
российская экономика все еще обладает
мощным научно-производственным потенциалом
и достаточными ресурсами для преодоления
тенденций ее деградации за счет активизации
внутренних возможностей и конкурентных
преимуществ. Прежде всего, это:
высокий уровень образования населения
(по доле лиц с высшим образованием Россия
занимает одно из первых мест в мире), и
духовные традиции, ориентирующие людей
на созидательный творческий труд, социальную
справедливость и партнерство, самореализацию
личности в интересах общества;
развитый научно-производственный потенциал,
наличие зрелых производственно-
наличие собственных научных школ и уникальных
передовых технологий в перспективных
направлениях развития четвертого ТУ;
значительные масштабы свободных производственных
мощностей в наукоемкой промышленности,
позволяющие «оседлать» новую длинную
волну экономического развития;
богатые природные ресурсы, обеспечивающие
большую часть внутренних потребностей
в сырье и энергоносителях, а также устойчивый
приток валютных поступлений;
значительные валютные резервы, позволяющие
последовательно наращивать денежное
предложение ремонетизируя российскую
экономику;
огромная территория и емкий внутренний
рынок, обеспечивающие широкое разнообразие
жизнедеятельности и потребностей населения;
исторические традиции великой державы
и заслуженный мировой авторитет, заставляющий
мировое сообщество считаться с российскими
национальными интересами;
большой объем несвязанных сбережений,
вовлечение которых в экономический оборот
способно удвоить инвестиционную активность.
В
целом, Россия, при наличии имеющегося
научно-производственного потенциала,
имеет объективные предпосылки устойчивого
и быстрого развития экономики на основе
активизации ее конкурентных преимуществ
и инвестиционных возможностей. Для этого
прежде всего должна быть решена задача
формирования и развития производственно-
Литература.