Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:55, контрольная работа
Наиболее общий философский смысл, соответствующий современному широкому пониманию экологии как области знаний, состоит в рассмотрении и раскрытии закономерностей развития некое совокупности организмов, предметов, компонентов сообществ и сообществ во взаимодействиях в системах биогеоценозов, нообиогеоценозов, биосфере с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого за центральный в этой системе. Рассматриваемым объектом может быть и промышленное предприятие, отрасль народного хозяйства или человеческая деятельность в целом на Земле.
Введение........................................................................................
Глава№1.Смена технического типа развития экономики России
на устойчивый тип......................................................................
1.1.Черты техногенного типа развития экономики.....................
Глава№2. экстенсивные факторы ограничивающее рост экономики..........................................................................................
Глава№3 Экологизация экономики..................................................
Заключение.......................................................................................
Список литературы..............................................................................
Контроль и управление зонами радиационного загрязнения территории - один из наиболее важных приоритетов экологической политики России. Опыт Чернобыльской катастрофы, Уральский след, зоны поражения радионуклидами от взрывов в Семипалатинске стимулировали пионерские эколого-экономические разработки по ущербу окружающей природной среде, реабилитации территорий и ликвидации последствий радиационных катастроф. Российские экономисты уже давно бьют тревогу по поводу накопления во времени специфических факторов возникновения техногенных катастроф. К ним относят: давление дефицита и объемных показателей, вызывающее неритмичность производства и строительства; снижение качества и надежности выпускаемых технических систем и строительных объектов; "горячие" ремонты и эксперименты на ходу;
преобладание устаревших технологий, вызывающее повышенную нагрузку на природную среду; возросший износ основных фондов; уменьшение инвестиционной активности; измененная концентрация производственных мощностей в местах проживания населения, позволяющая экономить капитальные вложения. Все эти факторы наносят ущерб экологической безопасности и являются результатом экономического кризиса в стране. Если такая достаточно затянувшаяся тенденция продлится, мы будем в скором времени свидетелями резкого увеличения количества крупных аварий. Выход из этой ситуации видится на двух существующих путях достижения экологической безопасности. Первый - совершенствование производственно-отраслевой структуры экономики. И второй путь основан на использовании достижений НТП и переходе к экологически чистой технологической структуре производства. Оба стратегических пути к экологической безопасности требуют для своего осуществления больших капитальных вложений и длительного времени.
К факторам риска техногенных аварий и катастроф относится и такой социальный фактор как уровень развития культуры общества. Речь идет о соотношении уровня культуры и текущего состояния практики. В тех случаях, когда нарушается адекватность практики уровню образования и культуры производства возникает эффект разрушения (пример - катастрофа на ЧАЭС). Противостоять этому можно только на путях повышения образования и интеллектуального потенциала общества. К сожалению, возрастающей сложности государственных социальных, технических и глобальных проблем сопутствует явное снижение уровня компетентности лиц, принимающих решения. К ряду исследований по инновационным инструментам управления природопользованием относятся отечественные работы по оценке ассимиляционного потенциала окружающей среды, как природного ресурса и концепции, уже воплощенной в практику, создания внебюджетных экологических фондов на федеральном и региональном уровнях. В деятельности экологических фондов этих новых институтов по регулированию природопользования, переплетаются функции присущие органам финансовой системы государства (сбор налоговых платежей, централизованное финансирование), банковской системе (кредитные операции) и производственно-коммерческим организациям (получение доходов от хозяйственной деятельности).
Неэффективность рыночных механизмов для целей устойчивого развития обсуждается многими западными и отечественными специалистами. Современный западный экономический процесс, определяемый децентрализованным принятием решений, основанный на воздействии рынка и конкуренции ведет к перекладыванию части издержек на других. Примером можно считать перекладывание издержек на окружающую среду. Другими условиями, определяющими неэффективность рынка, можно считать власть монополий и несправедливое распределение доступа к рынку.
Перекладывание издержек на других проявляется и во времени и в пространстве (примеры: истощение ресурсов лишает будущие поколения источников жизнеобеспечения; вода в озерах Швеции подкисляется вследствии выбросов ТЭУ прилегающих стран).
Отсюда ясно, что неспособность рыночных механизмов охранять и улучшать природную среду должна нейтрализоваться мерами правительства, т. е. государственным регулированием. В работе известные специалисты в области экологической экономики прямо пишут: "Мы должны исследовать перспективные альтернативы командно-административного типа для наших современных систем природопользования командно-административного типа и изменить соответствующим образом существующие агентства, правительственные органы и другие институты". Эта мысль перекликается с идеей разумного баланса вариантов регулирования двух систем, выраженная в концепции конвергенции социализма и капитализма. Такой эволюционный путь использования экономических инструментов различных политических систем не может, конечно сводиться к простому сложению существующих механизмов управления, нужны новые идеи. К ним относится теоретическая разработка планового управления научно-техническим прогрессом, основанная на потребительной стоимости производственных сил (в частности, техники). Автором разработана теория потребительной стоимости, представленной в ее трудовом измерении, что позволяет преодолеть затратные подходы к НТП. Полезные свойства производительных сил, их потребительная стоимость сводятся к совокупной величине замещенного новой техникой сэкономленного труда. Раскрыт механизм действия закона потребительной стоимости, разворачивающегося в систему экономических законов, регулирующих темпы НТП. Обоснован потребительностоимостный критерий эффективности нововведений.
Проведение конверсии вызывает необходимость решения ряда проблем. Конверсия связана со структурной перестройкой экономики. Со сложностями структурной перестройки экономики многие страны сталкиваются постоянно, меняя устаревшую продукцию на выпуск новых товаров. Перевод же предприятий на выпуск гражданской продукции потребует, как считают специалисты многих стран, правительственной помощи по типу помощи фирмам, где происходит крупная модернизация производства. В России предлагается создать государственный инвестиционный банк конверсии и соответствующие инновационные банки, которые бы финансировали перепрофилирование предприятий и социальные программы для работников, данных предприятий.
Конверсию можно определить как последовательный перевод ресурсов, производственных мощностей и людей из военной в гражданскую сферу.
Однако на пути конверсии существуют экономические и социальные барьеры. Уже два столетия специалисты спорят, является ли военное производство движущей силой или тормозом развития экономики. Долгие
годы создавалось мнение о том, что средства, вложенные в военно-промышленный комплекс, стимулируют экономику, поскольку являются стабилизатором рыночного спроса, обеспечивают загруженность производственных мощностей, создают рабочие места, стимулируют научно-технический прогресс. Однако в последние годы появляется все больше исследований, подтверждающих, что военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие. По мнению американских ученых, такие расходы носят инфляционный характер, так как заработная плата работников оборонных предприятий, ведя к росту потребительского спроса, не способствует расширению предложения товаров и услуг, военное производство отвлекает сырье и технических специалистов от гражданских отраслей. Существование же монополизма военно-промышленного комплекса и гарантированный рынок сбыта снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению с гражданскими отраслями.
Опровергается сегодня и утверждение, что конверсия вызовет рост безработицы, что крайне важно, поскольку в США, например, около 6,5 млн. человек имеют работу и доходы благодаря заказам Пентагона. Вместе с членами семей это составит почти 20 млн. человек.
Подготовке конверсии способствует и процесс диверсификации, увеличение доли гражданского производства в деятельности оборонных предприятий. Это достигается посредством приобретения новых компаний, имеющих опыт работы в гражданских отраслях, и направлением расходов на НИОКР в невоенные области. В России предполагается формирование в районах с высокой концентрацией конверсируемых военных производств технополисов и технологических парков с привлечением специалистов и капиталов из других стран.
Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии, или внешние эффекты. В природопользовании они охарактеризовываются как негативные эколого-экономические последствия производственной деятельности, которые не принимаются во внимание хозяйственными субъектами, так как непосредственно не сказываются на их экономическом положении. Производители загрязнений заинтересованы в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки, они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения. Издержки по борьбе с экстерналиями вынуждено отнесены на государственный уровень.
В масштабах планеты данный вид экстерналии уже породил ряд конкретных проблем, связанных, прежде всего с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологический воздействия создают значительные эколого-экономические проблемы у других стран;
- межсекторальные экстерналии. Развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих, наносит значительный экологический ущерб другим секторам. Существуют и положительные межсекторальные экстерналии. Развитие одних секторов может дать значительный эколого-экономический эффект в других секторах.
- межрегиональные экстерналии. Этот вид экстерналии является уменьшенной копией глобальных экстерналии, только в рамках одной страны.
Заключение.
К сожалению, в охране природы подавляющее большая часть действий на среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов. И тут экстерналии характеризуются как нехорошие эколога экономические последствия экономической деятельности человека не принимаемые часто им во внимание.
Сейчас самым важным является создание государством посредством эффективных, косвенных и прямых, экономических инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития эколого-ориентированного бизнеса. В связи с этим рассмотрим влияние экономических реформ в России на сохранение окружающей среды, оценим наиболее перспективные направления развития бизнеса в этой сфере.
Природные ресурсы России, прежде всего нефть, газ, лес, руды, являются конкурентным товаром на мировом рынке и дают огромную валютную прибыль экспортеру. Если выгоды от развития ресурсосберегающих структур и перехода к устойчивому развитию придется ожидать далеко не сразу, то быстрота "конвертируемости" в топливно-энергетическом комплексе делают очевидным сиюминутные выгоды от его развития . А то, что следующие поколения лишаются сырьевой базы, будут вынуждены тратить огромные средства на ликвидацию последствий, вызванных современными загрязнениями, не принимается во внимание лицами, принимающими решения. Здесь происходит игнорирование проблемы экстерналии, внешних эффектов между поколениями, что чрезвычайно важно в концепции устойчивого развития.
Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов.
Наиболее слабым звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.
Список литературы.
1.Проблемы устойчивого развития экологической экономики и их решение в России
2.Хильчевская Р.И., к.б .н . Объединенный научный совет РАН по проблемам экологии
3.Сафонов П.И., к.т.н., Институт проблем управления РАН
Москва - 1994 г.
4. В.И. Кормилицын, М.С. Цицкишвили, Ю.И. Яламов Основы экологии, Москва, 1997г.
5. П.М. Нестеров, А.П. Нестеров Экономика природопользования и рынок , Москва, 1997г
6."Национальный форум "Экология и экономика России"-1995.г.
7."Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов". Под редакцией Супруновича Б.П. Москва, 1995 г.
8. "Экономика природопользования" под редакцией Хачатурова Т.С., М.1991.г.