Свободные экономические зоны: зарубежный опыт, условия создания, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 00:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы- рассмотреть свободные экономические зоны: зарубежный опыт, условия создания, проблемы.

Оглавление

Введение 3
1.Сущность , цели и условия создания свободной экономической зоны 4
2. Мировой опыт организации свободных экономических зоны 7
3. Проблемы развития свободных экономических зон 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_16_var.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Для национальных частных инвесторов развивающиеся страны устанавливают в свободные экономические зоны различные ограничения. Во многих странах разрешается вложить капитал только при условии, что как минимум 90% объема произведенной ими продукции будет экспортироваться. Условия и формы вложения капитала для местных частных инвесторов в свободные экономические зоны могут изменяться в зависимости от изменения уровня ее развития, доли свободных экономических зон и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  развития свободных экономических  зон

Одной из основных проблем выживания СЭЗ является проблема несовпадения декларируемых целей, целей, реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и государства в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. 

Следует подчеркнуть также, что иностранные капиталы перетекают в СЭЗ не для поднятия экономики , а ради получения сверхприбылей. При этом, чем более стабильна и развита страна, чем ниже производственные и финансовые риски, тем ниже норма прибыли, являющаяся привлекательной для инвестора.

Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать и в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития. В связи с этим возрастает опасность проникновения на территорию СЭЗ неблагонадёжных компаний из числа мировых аутсайдеров и криминализации бизнеса в зоне, что приведёт если не к полному срыву, то к снижению качества исполнения поставленных задач.

Другой экономической проблемой СЭЗ является халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение.

Характерна и проблема отечественной оффшорной зоны. Зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок, и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж.

К финансовым проблемам СЭЗ добавилась также проблема доверия к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, проблема кредитоспособности финансовых институтов.

Кроме программно-целевых и финансовых, в ряду общих для всех СЭЗ социально-экономических проблем следует выделить:

-неразвитость инфраструктуры и промышленности;

-разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий, отсутствие защиты товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;

-наличие на пути развития свободного предпринимательства препон бюрократического и - криминального характера, в том числе коррумпированность чиновников;

-проблема уровня квалификации кадров, как рабочих, так и управленческих, проблема отсутствия опыта;

-одна из важнейших и определяющих проблем - проблема доверия к власти.

При перечислении социально-экономических проблем СЭЗ не следует забывать и о том, что у каждой зоны есть также собственные, индивидуальные, которые, впрочем, перекликаются как с общими для всех СЭЗ, так и с общегосударственными.

Среди проблем следует выделить проблему политической стабильности, преемственности политико-экономических решений, согласованность в действиях властей всех уровней. Многочисленные непоследовательные правовые решения по СЭЗ имели несомненную политическую подоплеку борьбы различных властных группировок, что не могло не сказаться отрицательно на развитии зон.

Другой немаловажной проблемой является поддержание экономической безопасности государства и его интересов на должном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Свободными экономическими зонами называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами.

Цели образования СЭЗ:  создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством; освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка; активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны; мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Функционирование СЭЗ в мире свидетельствует о том, что это направление является весьма действенным в развитии экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов, направленных на повышение благосостояния, как в самих зонах, так и на территории целой страны. Самый распространенный способ достижения этих целей - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.

Создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. Среди проблем различного характера, встающих на пути их создания и функционирования, нет действительно неразрешимых. Однако, необходимо наличие политической воли у государственной власти. При этом достижение компромисса в интересах региональных и федеральных властей явится основной гарантией стабильного развития таких зон, а вместе с ними и государства в целом.

 

Список использованной литературы

1.Киреев А.П. Международная экономика : учебное пособие. – М.: Гриф, 2011.-326 с.

2.Кудров  В.М. Мировая экономика : учебник. – М.:Вершина,2011.-489 с.

3.Кумаев Н.Р. Свободные (специальные, особые) экономические зоны // Финансовая газета. Региональный выпуск / № 36, 2012.-С.18-21

4.Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 656с.

5.Ямпольская И.Л. Мировая практика создания и функционирования свободных экономических зон // журнал Теория и практика управления , № 5, 2011. -С.32-36

 


 



Информация о работе Свободные экономические зоны: зарубежный опыт, условия создания, проблемы