Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление возможностей свободных экономических зон, сущность, а также их значимость в мире.
Задачами данной курсовой работы являются:
Анализ свободных экономических зон в нашей стране
Выявление основных форм свободных экономических зон
Значение СЭЗ для экономики Казахстана
Введение_________________________________________________________3
1. Характеристика свободных экономических зон______________________ 4
1.1 Понятие, сущность, возможности СЭЗ___________________________ __4
1.2 Виды свободных экономических зон___________________________ ___ 6
1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ_______________________________ __ 10
2. Свободные экономические зоны Казахстана________________________ 16
2.1 Первые СЭЗ в Казахстане__________________________ _____________16
2.2 Проблемы функционирования правового режима СЭЗ_______________ 18
2.3 Наличие налоговых и таможенных льгот делает привлекательным климат СЭЗ для потенциальных инвесторов_________________________________20
3. СЭЗ как приоритетное направление в экономике_____________________23
3.1 Зоны внешней торговли_________________________________________23
3.2 Предпринимательские зоны_______________________ ______________28
3.3 Технологические парки______________________________________ ___30
Заключение____________________________________ __________________34
Список использованной литературы_
Для
получения статуса
Основные ограничения, касающиеся организации ПЗ всех типов управления, распространяются на срок, на который они создаются. В большинстве штатов он составляет 10—20 лет (в штате Коннектикут — б, в штате Кентукки — 7 лет). Федеральные предпринимательские зоны создаются на 20 лет, и в дальнейшем решением исполнительной власти срок может быть продлен.[13]
На федеральном уровне ПЗ организуются и курируются Министерством жилищного строительства и городского развития после получения и утверждения соответствующей заявки от правительства штата или местных властей. На местном уровне предпринимательские зоны управляются муниципальными органами.
В 700 городах и пригородных районах США действуют свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней. Быстрое распространение этих зон объясняется уже упоминавшимися экономическими и другими льготами, предоставляемыми действующим на их территории американским компаниям для развития производства и увеличения занятости. На федеральном уровне — это пятипроцентная скидка на налоги. выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов — это пятидесятипроцентная скидка на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов (штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в ПЗ новые рабочие места.
Помимо
экономических стимулов на предпринимателей,
действующих в зонах, распространяется
и ряд других льгот (в частности,
упрощенная процедура ведения
Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения организации ПЗ и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджета всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Благодаря распространению ПЗ в США было создано или сохранено в 1987 г. 80 тыс. рабочих мест, в 1991 г. — около 95 тыс. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы для проживающих в них и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых. [13]
Следует
особо отметить, что предпринимательские
зоны ориентированы в основном на
решение внутриэкономических
В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка обычно не требуется разрешения того или иного правительственного органа. Условием их создания является наличие определенной среды, характеризующейся сочетанием соответствующих географических, экономических, научных и социальных факторов. В последние годы некоторые штаты стремятся искусственно создавать у себя такую среду, используя различные стимулы. Нельзя не отметить, что в современных условиях технопарки играют важную роль в повышении конкурентоспособности США на мировом рынке и в развитии национальной базы для высокотехнологичных производств.
Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегии от государственных организаций. Режим их работы такой же, как и у фирм. действующих в высокотехнологичных производствах, хотя в 50—60-е годы эти фирмы (как и технопарки) имели определенные льготы по сравнению с компаниями, функционировавшими в традиционных отраслях экономики (например, снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, скидка с налога на инвестиции, предназначенные на исследования и развитие высокотехнологичной продукции), отмененные в 70-е годы.
Определенные преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики на основе федеральных контрактов (в основном в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентрированы в технологических парках, последние, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологичными производствами, для размещения своих предприятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.
В
США существуют два типа технопарков:
те, что возникли спонтанно, по инициативе
отдельных личностей или
Согласно различным оценкам, в настоящее время в США насчитывается от 80 до 150 технопарков. Хотя конкретные формы их организации и управления не единообразны, технопарки, как правило, являются совместной собственностью на деловых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Финансирование технопарков осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые яз технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями.
Несмотря на разнообразие форм управления, и источников финансирования, всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т.д.
Значительную
экономию средств венчурным фирмам,
входящим в состав технопарка, дает
пользование его
Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследовании и разработок в области высокотехнологичных производств и соответствие специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм.
Еще одна характерная черта деятельности технопарков — их сотрудничество с промышленными компаниями, которые в свою очередь получают доступ к университетским ресурсам и имеют возможность привлекать к работе преподавательский состав и наиболее способных студентов и аспирантов, пользоваться библиотекой и т.д.;. Для технопарка. и в частности для университета как основного его подразделения, подобное сотрудничество дает возможность непосредственно участвовать в практической реализации идеи и результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Нередко на территории технопарка создается и промышленное производство, правда, в большинстве случаев при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, сборки высокотехнологичных изделий, явившихся непосредственным результатом исследований и разработок, выполненных в парке венчурными фирмами.[2]
Несмотря
на рост числа технологических парков,
не все они оказываются
В
последние годы процесс создания
технологических парков в США
несколько замедлился. Отмечаются не
столько образование новых
Заключение
Анализ
деятельности свободных экономических
зон свидетельствует, к сожалению,
о том, что пока они не выполняют
основной своей роли – служить
очагами динамичного
Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.
У нашей страны есть относительно небольшой опыт по привлечению инвестиций в СЭЗ. Возьмем для примера СЭЗ «Астана – новый город» (Приложение №1).
СЭЗ «Астана новый город» до 2007 года планируется вложить инвестиций в строительство объектов на сумму 238,6 млрд. тенге (1,6 млрд. долларов США). В текущем году на территории СЭЗ «Астана новый город» планируется освоить за счет всех источников финансирования 47,7 млрд. тенге (317 млн. долларов США). По структуре инвестиций 44,7% составят средства госбюджета, 15,1% инвестиции национальных компаний, 26,8% капитал частных компаний, и 13,4% гранты иностранных государств [14]
Таким
образом, свободные экономические
зоны – это мощный инструмент по
привлечению иностранных
Список использованной
литературы
1.
Большой экономический словарь,
2.
Информационно-маркетинговый
3. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. М., 1996 г.
Информация о работе Свободные экономические зоны: сущность, возможности