Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа
Поэтому целью данного исследования являются
- исследование и обобщение результатов импорта институтов.
В связи с поставленной целью перед нами возникли следующие задачи:
- изучить необходимую литературу по теме контрольной работы;
- определить понятие «импорт» институтов и его особенности;
Введение…………………………………………………………………………………………………………… 2
Сущность понятия «импорт» институтов…………………………………………………………. 4
Причины и последствия импорта институтов………………………………………………….. 7
Импорт институтов в России……………………………………………………………………………. 9
Заключение……………………………………………………………………………………………………… 11
Список использованной литературы……………………………………………………………… 12
Содержание
Введение…………………………………………………………
Сущность понятия «импорт» институтов……………………………………………………
Причины и последствия импорта
институтов………………………………………………….
Импорт институтов в России………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Формирование институтов вызвано объективным стремлением общества к сокращению производственных и трансакционных издержек. Именно в результате формирования соответствующих институтов общество обеспечивает сокращение возрастающих трансакционных издержек, повышение эффективности функционирования экономической системы на новом этапе развития.
Выделяют
два способа осуществления
Прошедшие
полтора десятка лет
Несмотря
на многочисленность исследований по
институциональным
- исследование и обобщение результатов импорта институтов.
В связи с поставленной целью перед нами возникли следующие задачи:
- изучить необходимую литературу по теме контрольной работы;
- определить понятие «импорт» институтов и его особенности;
- исследовать причины и
- рассмотреть российский опыт импортирования институтов и его последствия.
Таким образом,
предмет нашей контрольной
Сущность понятия «импорт» институтов
Проблема импорта институтов экономической власти в России весьма актуальна. По словам Т. Эггертсона: "Самый важный новый урок, который можно извлечь из … перехода [экономических систем советского типа к рынку], связан с ограниченностью наших знаний об институциональной динамике, о путях внедрения новых социальных технологий в общество, обладающее собственными сложными институтами, в особенности же о способах обеспечения новой организации экономики".[1]
Местные
технологии экономической власти, или
институциональная среда и
Поиски альтернативы приводят к революционному варианту институционального развития, заключающемуся в попытках изменить, прежде всего, формальные рамки, ориентируясь на уже известные образцы. Речь идет об импорте формальных институтов экономической власти, уже доказавших свою эффективность в обеспечении взаимодействий, и отхода на этой основе от тупиковой траектории институционального развития. В отличие от генетических изменений, сопровождающих эволюцию институтов, революционные изменения можно назвать онтологическими: желаемая ситуация проецируется на общество. Еще одно отличие от эволюционного варианта развития заключается в необходимости политической воли для осуществления революционных преобразований. Роль государства из чисто технической, сведенной к законодательной фиксации неформальных норм, превращается в главенствующую.
Революционные изменения касаются в первую очередь формальных рамок, ибо неформальные не поддаются прямому воздействию и могут быть изменены лишь индуктивно, как реакция на новые формальные рамки. На какие же образцы ориентированы изменения формальных институциональных рамок?
Во-первых, институты могут строиться в соответствии с некой идеальной моделью, т. е. напрямую переносятся из теоретической модели на практику
Во-вторых, институты могут воспроизводить образцы, существовавшие в истории данной страны, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции общества. Поиск исторических образцов для подражания, принимающий форму поиска утраченного «золотого века», связан с опасностью появления институциональных «атавизмов».
В-третьих, формальные институты могут строиться по образцам, существующим в других странах. Причем речь идет как о политических (институты демократии), так и экономических институтах.
Процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде, В.М. Полтерович называет «трансплантацией»
Основные факторы, определяющие особенности импорта институтов:
1) Издержки трансплантации: для институтов, в отличие от производственных технологий, отсутствует «проектная документация», описывающая условия применения и параметры «технологического процесса» и гарантируемые качества получаемого продукта. Трансплантация института – весьма рисковое и нередко очень дорогое мероприятие.
Пример: Чековая приватизация в России. Внедрение открытого акционерного общества при отрицательном спросе на этот институт со стороны значительной части трудовых коллективов привело к высоким издержкам.
2) Стратегии
трансплантации: предусматривает модификацию
трансплантата с тем, чтобы
облегчить его адаптацию к
новой среде. Эффективная
Пример:
Наивная стратегия
3) Выбор
трансплантата:
Пример:
примеры «забегания вперед» - попытка
внедрения современной
4) Инфраструктура
трансплантации: стратегия промежуточных
институтов предусматривает
Пример: институт полномочных представителей Президента в регионах как промежуточный институт системы федерализма.
5) Использование
структурной аналогии: если спонтанное
развитие некоторого института
в одной стране происходит
по схеме, уже осуществившейся
в прошлом в других странах,
можно предположить, что аналогия
продолжится и в дальнейшем. Отсюда
мы получаем ориентир для
Причины и последствия импорта институтов
Теперь разберемся с вопросом, почему же страна начинает импортировать институты или что является причиной их изменения?
Американский экономист и историк Д. Норт, написавший немало трудов по институциональной экономике выделил три причины изменения институтов:
1) Изменение
в соотношении цен. Изменение
цен меняет стимулы,
2) Изменения
под влиянием изменения идей,
вкусов, привычек. Распространяющиеся
в обществе в ту или иную
эпоху идеи также служат
3) Внешние
факторы — давление, военные угрозы.
Однако при этом меняются
Универсализация европейской, а затем и американской модели государства обусловила рост локальных и региональных конфликтов в странах третьего мира. Например, принцип территориального построения государства неприемлем для исламских и индийских народов, религия и культура которых предполагает построение государства на основе принципа не территориального единства, а «единства в вере», а также кочевых племен. Тем более, неприемлемым является насаждение американской «демократической» модели насильственным путем (Ирак).
Получается, что импорт институтов создает хаос, который распространяется не только на политическую сферу, но и на процесс национальной самоидентификации, коллективных действий. Возможность возникновения эффектов, прямо противоположных ожидаемым, при импорте одного из наиболее признанных образцов – американской Конституции, отмечалась многими исследователями. Общий вывод заключается в том, что импорт институтов, безусловно, оказывает влияние на динамику институционального и экономического развития, но это влияние может принимать как позитивные, так и негативные формы.
По мнению А. Олейника, основными факторами, влияющими на успех импорта институтов, являются степень и характер конгруэнтности господствующих в стране-импортере неформальных норм и формальных норм, на основе которых функционирует импортируемый институт. Наличие между нормами конгруэнтности позволяет получить их конвергенцию, сближение тренда, траектории институционального развития. В свою очередь, конвергенция бывает позитивной и негативной, эволюционной, стабильной или гибридной.
Позитивная
конвергенция заключается в сближении
формальных и неформальных норм на
основе тенденции, ведущей к оптимуму.
Негативная конвергенция, наоборот, принимает
форму общей тенденции к
Таким образом,
главным условием непрерывного воспроизводства
общества и его устойчивого социально-
Импорт институтов в России
Прежде
чем мы начнем говорить о российском
опыте импортирования институтов, следует
отметить три очевидных объективных
фактора, которые превращают системную
трансформацию в России в дело
более трудное, чем, к примеру, в
странах Центральной и
Во-первых,
большое значение имеет факт различной
продолжительности «