Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 11:43, доклад
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.
Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июня 1994 г. объем кредитов, предоставленных Банком России правительству, составил 27 655 млрд. руб., или 38,9% его сводного баланса.
Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.
Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент.
Реальная причина
отмеченного “зеркального отражения”,
его системной закрепленности в
СНГ--монополизм промышленных предприятий
преимущественно
Площадь незаштрихованного прямоугольника составляет выручку предприятий-монополистов. Площадь заштрихованного прямоугольника--возрастание выручки за счет инфляционного роста цен. Итак, денег стало больше. Их увеличение -- источник нарастания финансово-спекулятивных операций. Одновременно с нарастанием денежного кома снизился объем производства, дефицит усилился. Это поможет предприятиям -монополистам получить еще большую номинальную выручку на следующий год и т. д. до бесконечности, точнее до полного развала экономики, если не будут приняты сильные антиинфляционные меры.
Со временем подобный механизм может стать устойчивым. Из всей суммы предприятий будут постепенно разоряться те, которые менее монополизированы. Спрос на их продукцию будет относительно снижаться, быстрее, чем у других.
Перейдем к рассмотрению механизма инфляции предложения (издержек), вызванной ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства и проч.).
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования.
Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961 - 1973 гг. составлял 2,3%, то в 1974 - 1980 гг. - 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были характерны и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.
Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало ее заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5 - 2 раза превышал рост цен на остальные товары.
Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".
Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60-е годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%.
Дефицитная экономическая система имеет свой особый механизм инфляции предложения (по аналогии с инфляцией спроса). Напомним, что логика спроса здесь как бы “перевернута”: дефицитный рост рыночной цены в сочетании с пессимизмом рациональных ожиданий населения и бизнеса, неопределенностью конъюнктуры провоцирует нарастание спроса в количественном измерении. Короче говоря, чем дороже товар, тем больше его берут. Логика предложения также “перевернута” по сравнению с классической: чем дороже товар, тем меньше его производят. Главная причина отмеченных нелогичностей -- накапливающаяся дефицитность экономики, подкрепленная технико-экономическим монополизмом всех уровней и окрасок.
Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию постоянного наращивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначительному и эпизодическому увеличению выпуска. Так, за 1991 г. количество реализованной продукции даже сократилось, а цена возросла. Налицо дефицитная инфляция.
Таким образом, в условиях дефицитной рыночной экономики инфляция предложения как бы вторична по сравнению с инфляцией спроса. Рост издержек предприятий смещает линию предложения вверх, и цена равновесия растет; но главная составляющая роста цены даже в такой ситуации неизменна -- это дефицитный, накапливающийся спрос.
Стратегия поведения
фирмы в условиях дефицитной инфляции
по-своему уникальна. “Предприятие можно
образно сравнить с автомобилем,
разогревающим свой мотор. Водитель
не знает, куда ему ехать, и чаще всего
ему невыгодно ехать куда-либо, даже если
он знает направление: расход бензина
в силу несбалансированности инфляции
может не окупиться даже при кажущейся
на первый взгляд выгодности перевозки
пассажира или товара. К сожалению, топливо
расходуется даже тогда, когда реального
движения нет: двигатель должен быть разогрет,
готовность к движению должна быть максимальной.
Затраты топлива на разогрев двигателя--это
как бы издержки предприятия по сохранению
трудоспособного коллектива, поддержанию
технических параметров производства
и прочие сопряженные издержки.”
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
-- перераспределение доходов и богатства;
-- отставание
цен государственных
-- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
-- ускоренная
материализация денежных
-- нестабильность экономической информации;
-- падение реального процента;
-- обратная пропорциональность
темпа инфляции и уровня
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР
Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как “сражение с ветряными мельницами”. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.
Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.
В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-это 90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной “расторопности” правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.
Политика доходов -- одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика “стоп--вперед”, оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.
Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия 1967--1971 гг., США-- 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается.
Следующий вариант -- государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.
Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант -- минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к “невидимой руке” А. Смита.
К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.
Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют.
В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая “компромиссная теория инфляции”, в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.
В связи с
популярностью, “естественностью”
стихийного рыночного механизма применяется
обеспечение так называемого естественного
уровня безработицы.
Выводы
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
В странах с
развитой рыночной экономикой инфляция
может рассматриваться в
В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).