Сущность и причины возникновения инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности и причин возникновения инфляции, пути ее преодоления и ее экономические последствия, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь. Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность, причины и виды инфляции.
2. Рассмотреть особенности инфляции и основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь.
3. Проанализировать антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Инфляция и ее последствия КУРСОВАЯ.docx

— 563.16 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1. Сущность и методы антиинфляционной  политики

 

Многочисленные исследования взаимосвязи инфляции и экономического роста, проведенные за последние  два десятилетия, показали, что инфляция имеет отрицательное влияние  на средне - и долгосрочный рост. Также  инфляция препятствует эффективному распределению  ресурсов в обществе. В то же время  искусственное подавление инфляции, например, путем ограничения государственных  расходов ведет к ограничению  спроса населения, сдерживает темпы  роста экономики (по существующим оценкам  на 3-4%) и, конечно, не позволяет восстановить и повысить качество жизни [8, с. 106],

Поэтому необходимо четкое определение  приоритетов экономической политики в целях укрепления позиций страны, а также выяснение того, является ли контроль над инфляцией самоцелью  или это ступень к решению  каких-то более глубоких задач. В  качестве целевого ориентира инфляции должен устанавливаться научно обоснованный оптимально допустимый уровень, который  не наносит ущерб экономическому росту и общественному воспроизводству (или несет минимальные издержки), но в то же время позволяет поднимать  низкие доходы граждан, повышать в целом  качество жизни в стране [2, с. 88].

В рыночной экономике, как  свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно  ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство  проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти  ответ на такой важный вопрос - ликвидировать  инфляцию путем радикальных мер  или адаптироваться к ней.

В рыночной экономике, как  свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно  ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство  проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти  ответ на такой важный вопрос - ликвидировать  инфляцию путем радикальных мер  или адаптироваться к ней [10, с. 17].

Многообразные негативные социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные [6, с. 133].

Косвенные методы.

- регулирование общей  массы денег через управление  ими центральным банком;

- регулирование ссудного  и учетного процесса коммерческих  банков через управление ими  центральным банком;

- обязательные резервы  коммерческих банков, операции центрального  банка на открытом рынке ценных  бумаг.

Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

- прямое и непосредственное  регулирование государством кредитов  и тем самым - денежной массы;

- государственное регулирование  цен;

- государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование  заработной платы;

- государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта  должен быть выработан комплексный  подход с акцентом на среднесрочных  мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового  рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал  необходимость комплексного подхода  к снижению инфляции при высоком  и даже умеренном ее уровне (7-10%), поскольку инфляция является одним  из базовых факторов торможения структурных  изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста  доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп [5, с. 187].

 

 

 

3.2. Антиинфляционное регулирование  в Беларуси

 

В целях предотвращения или  смягчения инфляционных последствий  государство вырабатывает механизм антиинфляционного регулирования. Он состоит из антиинфляционной стратегии  и тактики. Первое включает цели и  методы долгосрочного характера: введение жестких лимитов на ежегодные  приросты денежной массы, борьба с бюджетным  дефицитом, сведение к минимуму внешних  инфляционных влияний, проведение эффективной  внешнеторговой и валютной политики.

Технические меры антиинфляционной политики направлены не на устранение причин инфляции, а на сбивание темпов, смягчения ее последствия. К таким  мерам относятся регулирование  уровня цен на отдельные товары; регулирование доходов населения  предприятий; проведение эффективной  краткосрочной кредитно-денежной политики путем использования налоговых  ставок, амортизации, процентов за кредит [2, с. 64].

К основным направлениям антиинфляционной политики в республике в условиях перехода к рыночной экономике относятся  следующие: ускорение формирования рыночной экономики с одновременной  структурной перестройкой; активизация  производственной деятельности; проведение жесткой финансовой политики в области  расходов государственных средств; совершенствование механизма привлечения  денежных средств населения и  предприятий, развитие рынка ценных бумаг, совершенствование налоговой  системы в целях стимулирования развития предпринимательства и  др. [2, с. 68]

При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного  характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Антиинфляционная стратегия  включает четыре основных компонента:

- преодоление инфляционных  ожиданий, страха перед обесцениванием  сбережений. В мировой практике  положительные результаты достигаются  при создании конкурентной среды  и условий для развития предпринимательства,  стимулировании диверсификации  производства, проведении антимонопольной  политики, ослаблении таможенных  и импортных ограничений;

- долгосрочная денежно-финансовая  политика, направленная на введение  жестких лимитов на ежегодные  приросты денежной массы;

- сокращение бюджетного  дефицита и перестройка структуры  доходов и расходов государственного  бюджета в соответствии с требованиями  рыночной экономики;

- увеличение совокупного  предложения посредством структурного  преобразования народного хозяйства,  государственное стимулирование  научно-технического прогресса,  мотивации инвестиционных процессов, конверсии [6, с. 72].

Меры антиинфляционной тактики  в зависимости от цели условно  можно разделить на две группы:

- при необходимости увеличения  совокупного предложения без  адекватного увеличения совокупного  спроса применяются льготное  налогообложение, приватизация государственной  собственности;

- для снижения текущего  спроса без соответствующего  падения предложения используются  повышение процентных ставок  по вкладам и депозитам, развитие  акционерных форм собственности,  стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ [8, с. 139].

Антиинфляционная стратегия  и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики, такие, как:

- необходимость структурной  перестройки народного хозяйства;

- запаздывание формирования  рыночной экономики;

- монопольный характер  экономики;

- перекладывание налогового  бремени на себестоимость продукции [8, с. 153].

С учетом вышеизложенного, антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия:

- отказ от контроля  над ценами и рентабельностью  за исключением сверхмонополизированных отраслей; проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды; отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств; проведение либеральной торговой политики; радикальная аграрная реформа; реформа системы налогообложения; реализация политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом [12, с. 18].

Правительство и Национальный банк Республики Беларусь, как и  любой страны, находящейся в кризисе, проводят антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут  быть прямыми и косвенными [13].

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к  равновесию. К первоочередным мерам  относятся следующие:

1. обеспечение страны в  достатке продовольствием. Это  первейшее условие любых реформаторских  усилий. Для налаживания продовольственного  дела в стране следует оказать  государственную финансовую помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

2. воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным.  В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых синдикатов. Эти структуры  могут функционировать в рамках  отдельных регионов, в межгосударственном  масштабе.

4. взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных  условиях хозяйствования в Беларуси  рост инфляции и крайне трудно  поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным  платежом в бюджет налог на  прибыль, дифференцировав его  ставки в зависимости от роста  рентабельности и роста объемов  производства, что будет нацеливать  производителей на рост массы,  а не только нормы прибыли.

5. на время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  Беларуси, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального  банка по приоритетности и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. в течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной  деятельности. Все экспортные операции  должны осуществляться через  немногие крупные фирмы и синдикаты,  контролируемые государством и  выполняющие экспортные операции  на комиссионных налогах [13].

Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

Второй путь позволяет  получить более быстрый эффект, поскольку  способствует развитию эффективных  и менее ресурсоемких отраслей и  производств, предоставляет возможность  в какой-то мере маневрировать материальными  ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать  перспективные направления, получая  тем самым дополнительный кумулятивный эффект [15 с. 16].

Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у  любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика - свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственное, чего нам не хватает - это опытной, умной, экономически и  политически эрудированной команды  «гончаров».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инфляция, есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства  в различных сферах рыночного  хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически  во всех странах мира.

Информация о работе Сущность и причины возникновения инфляции