Сущность и предпосылки приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:12, доклад

Краткое описание

Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства. Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Сущность и предпосылки приватизации

Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства. Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация. Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность:

  • предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
  • материальных и нематериальных активов предприятий;
  • долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);
  • принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики, в большей степени независимой от государства.

В ходе приватизации в России созданы разнообразные видьгинди-видуальной и коллективной собственности, перешедшей в хозяйственное владение трудовых коллективов и акционеров. В индивидуальной и частной собственности к 1998 г. было почти 80% промышленных и 85—90% коммерческих структур.

К сожалению, реформирование ключевых отраслей и либерализация производственно-экономических связей не обеспечили экономический рост — увеличение темпов развития и рост национального дохода на душу населения. Поспешная приватизация и криминализация экономики привели к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство и связи, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За 1992—1998 гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны.

В России пучок прав собственности четко не определен и недостаточно эффективно защищен законодательно. Особенно ярко это видно на примере приватизированных предприятий. Права собственности в них «размыты» среди трех основных групп субъектов:

  1. работников предприятий;
  2. руководства тех же предприятий;
  3. так называемых внешних собственников (акционеров), в качестве которых чаще всего выступают частные фирмы и банки.

Между ними зачастую идет борьба за обладание всем пучком прав или главными из них. В России произошла формальная передача прав собственности, но спецификация (четкое определение прав каждого собственника, разграничение элементов пучка, их законодательное закрепление и защита) находятся еще в процессе становления.1

Приватизация является особой системой экономических отношений, которые возникли из-за изменения форм собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Посредством приватизации можно достичь социальной справедливости, повысить экономическую эффективность производства, увеличить рост доходов государственного бюджета, расширить сферу функционирования предпринимательских отношений.

Основные цели приватизации это:

- сформировать  слой средних и мелких собственников;

- сократить часть  имущества, которое находится в  муниципальной и государственной  собственности;

- перераспределить  экономические основы власти.

Процесс приватизации включает в себя ряд этапов, где на последнем необходимо решить следующие стратегические задачи:

- привлечь инвестиции  в сельское хозяйство и промышленность;

- создать рынок  земли и недвижимости;

- создать цивилизованный  рынок ценных бумаг.2

От приватизации вырученные средства направляются в государственный бюджет, а не на увеличение оборонных средств или техническое перевооружение производства.

На данном этапе имеют  место разные способы приватизации, которые направлены на передачу государственного имущества в «акционерную», «общую долевую» или  «частную» собственность. Это такие способы, как:

- акционирование, то есть продажа имущества  и предприятий по инвестиционному  или коммерческому конкурсу;

- банкротство;

- выкуп арендованного  имущества.

Объективными причинами развития процесса приватизации являются макроэкономические и микроэкономические. В условиях административно - командной экономики необходимо постоянно внерыночно согласовывать производственную деятельность государственных организаций, что обуславливает наличие их высоких планово-координационных издержек. Более того, рыночный механизм данное согласование производит с наличием  меньшего количества издержек. Так, приватизация обуславливается как переходом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», так и положительными стремлениями организаций уменьшить количество издержек.

Первой попыткой изменить к лучшему состояние дел был поиск новой точки опоры, которая заключалась в том, что необходимо увеличить капиталовложения в машиностроение, на этой основе поднять технико-технологический производственный уровень и таким образом интенсифицировать производство. Но, данная попытка не была успешной.

В 1986 году возникло понимание того, что такой простой путь советскую экономику не улучшит. И в 1987 году руководители КПСС проводят обширные экономические реформы, которые должны были стать по замыслу углублением и продолжением неосуществленного реформаторского

проекта 1979 года.

После долгих дискуссий в июне 1987 года был принят "Закон о государственном предприятии", где закреплялись права организаций самостоятельно заключать договоры, утверждать и разрабатывать свои планы, а так же осуществлять самоуправление.

Вместе с данным Законом приняли Постановление о переводе предприятий и организаций, объединений, отраслей народного хозяйства на полное самофинансирование и хозяйственный расчет, которое было призвано повысить самостоятельность экономических субъектов и заинтересовать предприятия повышать конечные результаты своей деятельности. 

 Проводить  дальнейшие экономические реформы стало невозможным без наличия адекватных преобразований, которые требовали возникновение в политической системе революционных перемен.

Более того, все более очевидным и ясным становилось то, что механическое соединение частных предприятий, рыночных форм с социалистической системой хозяйствования не приведут к успеху. Требовались перемены с более радикальным характером как в политических, так и в экономических структурах.

 

1 Журавлева Г.П. Экономика. М., 2002

 

2 Михайленко Д.А.Приватизация государственной собственности в контексте стратегического планирования экономики России./ Государственное управление. Электронный вестник. - Выпуск № 42.:  Февраль 2014 г.- С. 120-133


Информация о работе Сущность и предпосылки приватизации