Сущность и функции институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.
Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ИНСТИТУТОВ……………………………….4
1.1 Сущность институтов……………………………………………….4
1.2 Типы институтов…………………………………………………….6
2. ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ…………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12

Файлы: 1 файл

ЭССЕ 1.docx

— 35.22 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

ЭССЕ

по дисциплине: Институциональная экономика

на тему: «Сущность и функции институтов» 
 
 
 

Выполнила: студентка  группы ДЭ-803 Шабанова М. О. 

___________

(подпись,  дата) 

Проверил: Литвинцева Г.П.

Оценка ______

____________

(подпись,  дата) 
 
 
 

Новосибирск 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

  1. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ИНСТИТУТОВ……………………………….4
    1. Сущность институтов……………………………………………….4
    2. Типы институтов…………………………………………………….6
  2. ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ…………………………………………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

           Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

     Чтобы избежать согласования множества внешних  факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или  иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы  и алгоритмы, или матрицы поведения  индивидов, есть не что иное, как  институты.

    Люди  налагают  на  себя  ограничения,  которые  позволяют  им строить  свои отношения с другими людьми во всех обществах, даже в первобытных. Институциональная структура развитого общества включает как формальные, так и неформальные правила, и эти группы правил определенным образом взаимодействуют друг с другом. [3]

    Цель  данной работы раскрыть сущность и типы институтов и определить их функции и роль. Рассмотреть понятие института с точки зрения экономистов старой и новой институциональной экономики.  
 
 

    
  1. ИНТСТИТУТЫ. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ
    1. Сущность институтов
 

    Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии. Существует множество определений института.

    В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. Всякую социальную общность Т. Веблен рассматривает как «производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономическими институтами. Такими институтами являются привычные способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи  
с материальным окружением, в котором живет общество».[1] Сходную с Вебленом позицию занимает  Эмиль Дюркгейм. Он воспринимает институты как любой вид мыслей, действий и чувств, которые ограничивают индивидов. В этом смысле социальные факты (одно из центральных понятий его теории) и институты достаточно схожи. Дюркгейм подчеркивает, что регулятивные институты (например, контракты) создаются людьми, и что часто дизайн институтов определяется не их эффективностью, а моральными и этическими нормами создающих их людей. [5]

  Дж. Р. Коммонс рассматривает институт как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия; У.С. Митчелл указывал, что институты – это господствующие и очень стандартизированные общественные привычки; У. Гамильтон под ними подразумевал распространенный и неизменный способ мышления или действия, который укоренен в привычках группы или в обычаях народа; Дж. Ф. Фостер указывал на предписанные образцы согласованного поведения.[1]

  В рамках новой институциональной  экономики даются следующие определения институтов. Так, Д. Норт пишет: «Институты – это ²правила игры² в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека». Под правилами же понимаются общепризнанные  и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (группы) или взаимодействий с другими людьми.[2]

   По  Шоттеру, институты — это равновесия в стандартной повторяющейся координационной игре. Его подход основан на предположении о длительной эволюции стратегий постоянно взаимодействующих между собой индивидов, которая происходит под влиянием обучения. [5]

     Обобщим понятие «институт».

  1. Поступки людей или стереотипы  поведения, которые можно квалифицировать  как привычки. Следование привычке  не контролируется другими людьми, а отступление от них не  вызывает чувства вины или  беспокойства. Это отличает их  от норм и правил.

  2. Правила (включая привычки, обычаи, нормы). Они определяют взаимоотношения  между людьми, устанавливая, чт каждый из них может или не может, должен или не должен делать, а также опосредуют отношения человека к самому себе.

  3. Народные взгляды (или предрассудки). Они оправдывают действия или  объясняют, как действия выполняются,  почему осуществляются и как  связаны между собой. Они важны  для осмысленного участия в  общественной жизни.[1]

  Характеристика  института обязательно дополняется  понятием санкций, которые применяются  к нарушителям правил, что предполагает наличие механизма контроля. Поэтому  в качестве операционального в новой институциональной экономике принято следующее определение: «институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты. Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение и/или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций».[1] 

    1. Типы институтов
 

    С точки зрения происхождения социально-экономические  институты можно разделить на два класса – естественный и искусственный. Институт является естественным, если его возникновению и формированию не предшествовал во времени тот  или иной план – идеальная нормативная  модель, существующая в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме. К искусственным относят институты, сформированные человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с идеальной нормативной моделью. Иначе говоря, искусственное предполагает предвосхищение действий, а не реакцию на них постфактум. Такой массовый тип экономических институтов, как организации, включил в себя искусственные элементы с начала своего возникновения: естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия производителей, выделения учета и контроля и т.д. Еще один массовый тип института – контракт. Первые контракты как устные договоренности о планируемых обменах можно отнести к естественным институтам, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях может рассматриваться как искусственный институт. [1] 

       По типу возникновения институты разграничиваются на первичные и вторичные, в частности первичные и вторичные контракты. Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил, предполагает набор действий, регламентируемых другим набором правил. [1]

      Выделяются  внутренние и внешние институты. Основание для этого разграничения состоит в необходимости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта.  

      Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

      Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).[4]

        По сферам функционирования выделяются институты рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики и т.д. По распространенности можно выделить: 1) всеобщие институты (например, закон о собственности); 2) групповые институты (например, закон о товарных биржах, правила, распространенные в студенческой среде, и т.д.); 3) единичные институты (например, специфический контракт на покупку особо сложного изделия). [1]

      По уровню формальности институты делятся на формальные и неформальные. Они опираются на формальные и неформальные правила. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Эффективность неформальных институтов зависит от ряда условий ,в числе которых можно указать на следующие:

  1. Размер социальной группы, в которой действуют эти нормы. Чем меньше группа, тем чаще в ней повторяются сделки, тем легче определить нарушителя норм и тем ниже издержки тех, кто подвергает нарушителя наказанию.
  2. Величина издержек, которые несет нарушитель, подвергающийся  наказанию.
  3. Статичный характер общества, в котором действуют неформальные правила. Если общество меняется быстро, то управление, основанное на нормах, не удовлетворяет  потребности  общества.  [3]
 

    Формальные ограничения, правила и институты возникают, в основном, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. [2]

    Формальные  институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение власть (государство, руководитель и т.п.) применяет соответствующие  санкции. За невыполнение неформальных институтов также могут последовать  санкции в виде изменения отношения  со стороны других людей, остракизма и др. В структуре формальных институтов имеются политические (парламент, милиция, правительство) и экономические институты (банки, производственные учреждения), институты контрактации  (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами) и др. Для выполнения функций формальных институтов создаются специальные организации. [1] 

  1. ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ
 

    Все функции, которые институты выполняют  в обществе, можно условно разделить на функции, характеризующие деятельность конкретных институтов, и функции, характеризующие институциональную среду в целом. Рассмотрим их по отдельности:

  · координация действий разных индивидов (и организаций), позволяющая экономить на издержках предвидения реакций на действия со стороны других индивидов и организаций; [1]

  · ограничение множества возможных действий путем «отсечения» тех из них, выбор которых может повлечь санкции, ущерб от которых превысит выгоду от совершения действия. Пример института, который способствует кооперации участников экономических отношений, — контрактное право. Оно содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность таким образом, что дает возможность избежать социально неэффективных результатов; [5]

  · перераспределение ресурсов, издержек и выгод либо непосредственно по своему содержанию (например, правила налогообложения), либо косвенно – через ограничение возможных действий и координацию.

  Роль институтов проясняют их следующие черты.

  1. Институты обеспечивают предсказуемость  результатов определенной совокупности  действий (т.е. социальной реакции  на эти действия) и таким образом  привносят в экономическую деятельность  устойчивость.[1]

  2. Институты наследуются благодаря  свойственному им процессу обучения. Институты наследуются либо в процессе обучения в рамках специально созданной для этого организации (например, вуза), либо непосредственно в процессе деятельности (например, фирмы). Передача знаний происходит путем формального или неформального обучения правилам. Пример формального обучения правилам — институт высшего образования (бакалавриат, магистратура), А пример неформального обучения правилам — институт семьи, одна из функций которого состоит в том, чтобы обеспечить начальную социализацию ребенка (неформальное обучение социальным нормам, принятым в обществе).[5]

Информация о работе Сущность и функции институтов