Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:30, контрольная работа
Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.
Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ИНСТИТУТОВ……………………………….4
1.1 Сущность институтов……………………………………………….4
1.2 Типы институтов…………………………………………………….6
2. ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ…………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭССЕ
по дисциплине: Институциональная экономика
на тему:
«Сущность и функции институтов»
Выполнила: студентка группы ДЭ-803 Шабанова М. О.
___________
(подпись,
дата)
Проверил: Литвинцева Г.П.
Оценка ______
____________
(подпись,
дата)
Новосибирск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.
Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.
Люди налагают на себя ограничения, которые позволяют им строить свои отношения с другими людьми во всех обществах, даже в первобытных. Институциональная структура развитого общества включает как формальные, так и неформальные правила, и эти группы правил определенным образом взаимодействуют друг с другом. [3]
Цель
данной работы раскрыть сущность и типы
институтов и определить их функции и
роль. Рассмотреть понятие института с
точки зрения экономистов старой и новой
институциональной экономики.
Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии. Существует множество определений института.
В экономической теории впервые понятие
института было включено в анализ Торстейном
Вебленом. Всякую социальную общность
Т. Веблен рассматривает как «производственный
или экономический механизм, структура
которого складывается из того, что называется
социально-экономическими институтами.
Такими институтами являются привычные
способы осуществления процесса общественной
жизни в ее связи
с материальным окружением, в котором
живет общество».[1] Сходную с Вебленом
позицию занимает Эмиль Дюркгейм. Он воспринимает
институты как любой вид мыслей, действий
и чувств, которые ограничивают индивидов.
В этом смысле социальные факты (одно из центральных
понятий его теории) и институты достаточно
схожи. Дюркгейм подчеркивает, что регулятивные
институты (например, контракты) создаются
людьми, и что часто дизайн институтов
определяется не их эффективностью, а моральными
и этическими нормами создающих их людей.
[5]
Дж. Р. Коммонс рассматривает институт как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия; У.С. Митчелл указывал, что институты – это господствующие и очень стандартизированные общественные привычки; У. Гамильтон под ними подразумевал распространенный и неизменный способ мышления или действия, который укоренен в привычках группы или в обычаях народа; Дж. Ф. Фостер указывал на предписанные образцы согласованного поведения.[1]
В рамках новой институциональной экономики даются следующие определения институтов. Так, Д. Норт пишет: «Институты – это ²правила игры² в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека». Под правилами же понимаются общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (группы) или взаимодействий с другими людьми.[2]
По Шоттеру, институты — это равновесия в стандартной повторяющейся координационной игре. Его подход основан на предположении о длительной эволюции стратегий постоянно взаимодействующих между собой индивидов, которая происходит под влиянием обучения. [5]
Обобщим понятие «институт».
1.
Поступки людей или стереотипы
поведения, которые можно
2.
Правила (включая привычки, обычаи,
нормы). Они определяют
3.
Народные взгляды (или
Характеристика
института обязательно
С
точки зрения происхождения социально-
По типу возникновения институты разграничиваются на первичные и вторичные, в частности первичные и вторичные контракты. Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил, предполагает набор действий, регламентируемых другим набором правил. [1]
Выделяются внутренние и внешние институты. Основание для этого разграничения состоит в необходимости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта.
Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).
Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).[4]
По сферам функционирования выделяются институты рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики и т.д. По распространенности можно выделить: 1) всеобщие институты (например, закон о собственности); 2) групповые институты (например, закон о товарных биржах, правила, распространенные в студенческой среде, и т.д.); 3) единичные институты (например, специфический контракт на покупку особо сложного изделия). [1]
По уровню формальности институты делятся на формальные и неформальные. Они опираются на формальные и неформальные правила. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Эффективность неформальных институтов зависит от ряда условий ,в числе которых можно указать на следующие:
Формальные ограничения, правила и институты возникают, в основном, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. [2]
Формальные
институты обязательны для
Все функции, которые институты выполняют в обществе, можно условно разделить на функции, характеризующие деятельность конкретных институтов, и функции, характеризующие институциональную среду в целом. Рассмотрим их по отдельности:
· координация действий разных индивидов (и организаций), позволяющая экономить на издержках предвидения реакций на действия со стороны других индивидов и организаций; [1]
· ограничение множества возможных действий путем «отсечения» тех из них, выбор которых может повлечь санкции, ущерб от которых превысит выгоду от совершения действия. Пример института, который способствует кооперации участников экономических отношений, — контрактное право. Оно содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность таким образом, что дает возможность избежать социально неэффективных результатов; [5]
· перераспределение ресурсов, издержек и выгод либо непосредственно по своему содержанию (например, правила налогообложения), либо косвенно – через ограничение возможных действий и координацию.
Роль институтов проясняют их следующие черты.
1.
Институты обеспечивают
2.
Институты наследуются