Субъекты макроэкономических отношений в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является:
Изучение субъектов макроэкономических отношений в РБ.
Исследование их функционирования и взаимодействия между собой.
Проведение анализа деятельности субъектов макроэкономики в РБ.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……...……3
Глава I. Понятие национального хозяйства. Характеристика
субъектов макроэкономических отношений………………….……...…………...4
Глава II. Анализ взаимодействия макроэкономических
субъектов в РБ. Круговорот доходов, расходов и ресурсов………....…………..11
Глава III. Направления и задачи развития национальной
экономики РБ……………………………………………………………………....17
Заключение…………………………………………..…………………...….22
Список используемых источников……………………

Файлы: 1 файл

Целая.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

 

      На  доходы населения оказывают влияние  трансфертные платежи. Они являются одной из видов активности государства. Таблица 2.7 отображает средний размер назначенной пенсии. Из неё вытекает, что на протяжении 5 лет, наблюдается стабильное увеличение размера пенсии, однако её рост постепенно замедляется. Как видно из рисунка 2.1 доля трансфертных платежей государства составляет приблизительно 20%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава III. Направления   и    задачи     развития   национальной экономики РБ. 

      Как уже и было сказано раньше, одной  из основных целей макроэкономики является стабильное развитие национальной экономики. Именно от экономического благосостояния страны зависит благосостояние её граждан.

      Республика  Беларусь развивается по типу социально ориентированной рыночной экономики, которая подразумевает рыночную саморегуляцию, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

      Модель  социально-рыночной экономики исходит  из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь  полный контроль над экономикой, а  должны служить людям. В этой разновидности  смешанной экономики, так же как  и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.

      Однако  при этом экономически более сильные  обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в  развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов.  [11]

      Основную  роль субъекта, направляющего и регулирующего  переход  к  новому экономическому строю в Республике Беларусь, берет на себя  государство.  Оно определяет правовое поле, политико-административные  условия,  экономическую политику,  включая  развитие  государственной   и   частной   собственности, создание  конкурентных   условий,   а   также   инновационную,   структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную,  ценовую  и  кадровую политику.

         В процессе перехода к социально  ориентированной рыночной экономике  должны произойти   изменения   не   только   в    соотношении    экономических    и административных методов управления, но и в самом  экономическом  механизме, включая и усиление механизма межгосударственного регулирования.    Для  эффективного  развития  страны  недостаточно   создать   необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное  участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования  этих условий, так как общественное благосостояние не может быть  достигнуто  лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее изъянами в области  распределения ресурсов при  решении  социальных  и  экологических  проблем  и  безопасного развития страны.

         Стратегией трансформации государства  на перспективу должно стать  усиление его  роли  в   поддержании  экономического  и   социального   благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного  и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития  на  основе надежных гарантий  в  исполнении  законов,  партнерства,  активного  участия граждан   в   формировании   государственной   политики   через    различные общественные группы и государственные институты.

      Для реализации этого стратегического  направления  следует  уточнить  круг выполняемых государством функций  по:

      - обеспечению устойчивого роста  уровня жизни населения, особо важных экономических и социальных потребностей общества;

      - обеспечению гарантий прав и  свобод личности, прав  собственников  и субъектов хозяйствования;

      - созданию условий для устойчивого  социально-экономического развития  и  роста  эффективности  реального  сектора  экономики  на  основе     формирования устойчивой макроэкономической ситуации;

      - поддержке  инноваций  и   инвестиционных  проектов,  обеспечивающих  повышение уровня конкурентоспособности  экономики республики;

      - проведению активной внешнеэкономической политики, направленной  на развитие многовекторных интеграционных связей со странами ближнего          и дальнего зарубежья;

      - созданию необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

      - поддержке социально незащищенных  групп населения;

      - охране окружающей среды и  улучшению экологической ситуации;

      - обеспечению национальной безопасности  страны.

         Таким  образом,  социально  ориентированная  рыночная  экономика   должна сочетать:  условия  для   развития   конкурентной   экономики   и   элементы экономического регулирования  рынка  государством;  сильную  государственную политику, направленную на повышение эффективности  экономики  и  обеспечение социальной  справедливости  в  обществе;  неприкосновенность   и   поддержку частной  собственности,  и  обеспечение  ее  сосуществования  с  эффективным государственным  сектором   экономики.

        Изучение мирового опыта  имеет  безусловное  значение  и  для  Республики Беларусь. За  последние  годы  страна  значительно  продвинулась  по   пути перехода  к  рыночным  отношениям.  Однако  имеющиеся  элементы   рынка   не представляют  системы,  так  как  нет   еще   надлежащей   институционально-законодательной среды, позволяющей иметь социальную и устойчивую  экономику.

      Поэтому экономике  страны  предстоит  еще  глубокая  трансформация,  в  ходе которой должны сформироваться современные  институты  и  связи,  характерные для социальной рыночной экономики.

         Первым  уроком,  который  можно   извлечь  из  функционирования   западной социальной рыночной  экономики  для  Беларуси,  является  опыт  формирования отношений между государством и рынком.  В  стране  за  годы  реформ  еще не возникло  эффективных  механизмов  взаимодействия  и  разграничения  функций между рынком и государством.

         Второй урок из опыта социальной  рыночной системы для переходной  экономики Беларуси состоит в необходимости развития  конкуренции.  Конкуренция  делает потребителя  хозяином  на  рынке  товаров  и  услуг.  Создание  условий  для конкурентной  среды  -  одно  из  проявлений  усиления  роли  государства  в экономике. Это усиление не только  не  входит  в  противоречие  с  рыночными принципами, но и прямо вытекает из них.

         Наконец, третий урок  социального   рыночного  хозяйства  -  это   механизм социального саморегулирования через институты социального партнерства.  Хотя идея социального  партнерства  довольно  необычна  для  воплощения  в  жизнь благодаря  глубоко  укоренившимся   в   социальной   практике   и   сознании патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм  на  деле оборачивается  сотрудничеством  на   уровне   хозяйственных   единиц   между работниками и администрацией предприятий,  то  есть  несет  в  себе  зародыш партнерских отношений между работниками и работодателями.

         Вместе с  тем  западноевропейский  опыт  развития  социального   рыночного хозяйства не должен стать  предметом  идеологического  увлечения.  Есть  две крайности, от которых нужно  уберечься  в  процессе  формирования  социально ориентированной  рыночной  экономики  в  Беларуси:  во-первых,   изобретения «своей» модели,  полагая,  что  в  мире  нет  ничего  подобного,  во-вторых, попыток слепого заимствования западных моделей экономики. [12]

      Основной  целью развития является дальнейшее повышение качества и уровня жизни  на основе развития и рационального  использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики  и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Важнейшей частью национальной экономики являются субъекты макроэкономических отношений. Именно от качества их функционирования зависит процветание нашей страны.

      В данной курсовой работе я изучил субъекты макроэкономических отношений в РБ, исследовал их функционирование и взаимодействие между собой, а также провёл анализ их деятельности.

      Выполнив  поставленные передо мной задачи, я  сделал соответствующие выводы:

      Основной  целью развития является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Проведённый мною анализ, подтверждает возможность достижения предложенных тенденций развития.

      Исходя  из всего выше сказанного, следует  отметить, что тема моей курсовой работы будет актуальна во все времена, т.к. субъекты макроэкономических отношений  это фундамент национальной экономики  государства. 
 
 
 
 

Список  используемых источников 

      1. Макроэкономика : учеб.-метод. комплекс для студентов эконом. специальностей / В. Д. Бычинская, Е. И. Платоненко, Е. Н. Гриц ; под ред. В. Д. Бычинской. — Барановичи : РИО БарГУ, 2009. — 412 с.

      2. Национальная экономика Беларуси : учебник / В. Н. Шимов [и др.] ; под ред. В. Н. Шимова. - - 3-е изд. — Минск : БГЭУ, 2009. — 751 с.

      3. Макроэкономика: учеб. пособие // И.В.  Новикова, А.П. Морова, С.В. Шевченко  и др.; под ред. И.В. Новиковой  и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 340 с.

      4. Макроэкономика: Учеб.пособие для вузов/ Под ред .проф. И.П.Николаевой. М.: Юнити-ДАНА, 2000.

      5. http://www.ckct.org.ru/study/gos/gos10.shtml

      6. http://belorusbiz.ru/index.html?page_id=10

      7. http://milogiya2007.ru/makrotkonomika.htm

      8. http://belstat.gov.by/index.htm

      9.  http://finance.tut.by/stat.php

      10. http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf

      11. http://ru.wikipedia.org

      12. http://www.ref.by/refs/101/28824/1.html 

Информация о работе Субъекты макроэкономических отношений в РБ