Структурная политика государства и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:03, реферат

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрение понятия структурной политики государства, и изучить ее основные направления. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.

Оглавление

Введение 3
Понятие структурной политики государства 4
Цели и методы структурной политики 4
Структура экономики государства в России 11
Основные направления структурной политики в России 17
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Структурная политика государства и ее основные направления.docx

— 65.60 Кб (Скачать)
  • существованием  теневого сектора экономики, потребление  энергии в котором учитывается официальной статистикой, в то время как производство продукции и услуг в этом секторе статистически не фиксируется.

     Наибольшее  падение производства отмечается в  машиностроении. Главной причиной сокращения машиностроительного производства явилось резкое падение инвестиционной активности в экономике, связанное, прежде всего, с сильными инфляционными  процессами. Существенное влияние оказало  также падение инвестиционной активности в экономике стран СНГ и  связанное с этим снижение спроса с их стороны на российскую машиностроительную продукцию. При этом в отличие  от сырьевых отраслей отрасли машиностроения не способны переориентировать производство на рынки других зарубежных стран  из-за неконкурентоспособности производимой продукции. Основной причиной сокращения производства в потребительском  секторе является неконкурентоспособность  отечественного производства потребительских  товаров как на внешнем, так и внутреннем рынке. В результате резко возрос удельный вес импортной продукции в структуре продаж, и произошло свертывание соответствующих промышленных производств.

     Утверждение в России постиндустриального общества невозможно без устойчивого выхода из кризиса, — если не всей экономики, то, по меньшей мере, ряда отраслей, в наибольшей степени связанных с высочайшими технологиями. Между тем за время перехода к рыночной экономике наблюдался спад макроэкономических показателей, индексов физического объема продукции по отраслям промышленности. Россия входила в рыночную экономику с высокой степенью монополизации и по многим пунктам с неконкурентоспособной продукцией.

     Одна  из главных пропорций в реальной сфере — это соотношение между  промышленностью и сельским хозяйством. Как уже отмечалось, диспаритет цен  катастрофически влияет на аграрный сектор. Если в 1970 г. сельское хозяйство производило 30,1 % объема производства промышленности; в 1990 г. — 48,3 %, то в 1994 г. — 19,2 %. После 1998 г. доля аграрного сектора стала расти, и в 2007 г. она составила 22,2 %. Многие хозяйствующие на земле субъекты, в том числе фермеры и единоличники-крестьяне, по-прежнему негативно оценивают перспективы развития сельского хозяйства в стране.

     Структура промышленного производства в настоящее  время еще далеко не прогрессивна, поскольку доля обрабатывающей промышленности, т.е. наукоемкой, составляет менее 50 %, что явно недостаточно для нашей страны, развитой в научном отношении.

     Наблюдаемая в России структура производства и экспорта не характерна ни для одной из развитых стран. Отдаленным аналогом может служить только Австралия, имеющая значительную сырьевую составляющую в своем экспорте. Что касается США, Германии, Японии и других стран ОЭСР, то доля машиностроения в их общепромышленном производстве составляет соответственно 46, 53,6, и 51,5 %, что в 2—2,5 раза выше, чем в России. Импорт же (наоборот) на 36 % состоит из машин, оборудования и транспортных средств и всего на 2,4 % — из топливно-энергетических ресурсов.

     Значительную  долю импорта составляют продовольственные  товары и сельскохозяйственное сырье (23,3 %), а также продукция химической промышленности (17,4 %). Это свидетельствует о недостаточном развитии данных отраслей и о структурных диспропорциях внутри них, не позволяющих им по тем или иным причинам удовлетворять потребности российских потребителей. Слабость машиностроительного «ядра» проявляется в стагнации экспорта машин и оборудования, росте импорта этой продукции. Так, экспорт машиностроительной продукции составляет 11—12 %, а импорт — 21-22 %, что свидетельствует о слабом развитии ядра нашей промышленностимашиностроения.

     Поэтому одним из первоочередных направлений  перспективного развития промышленности в целом и машиностроения и  частности является импортозамешсние и увеличение доли экспорта в объеме производства.

     Поскольку машиностроение производит технологическое оборудование для всех секторов экономики, это позволяет развитым странам каждые 7—10 лет обновлять производственные мощности, совершая очередной рывок в своем технологическом развитии. В России же за последние 15—20 лет обновления оборудования практически не происходило, что и предопределило крайне низкую конкурентоспособность промышленной продукции при открытии экономических границ. Таким образом, развитие (и то относительное) получают отрасли, которые могут вывозить сырье или полуфабрикаты. Это самый отрицательный момент структурной трансформации экономики. К сожалению, внутренний рынок все больше занимают товары народного потребления из Турции, Китая, Польши, стран Балтии, Германии.

     Разбухшая за годы реформ сфера посреднических и торговых услуг — это одно из немногих «достижений» в трансформации  хозяйства. При этом эффективность  посредничества определяется благоприятными результатами работы сектора по производству материальных продуктов. Сфера деловых  услуг существует и расширяется  благодаря тому, что посредники и  их фирмы паразитируют на промышленности и сельском хозяйстве.

     Важнейшими  задачами структурной политики являются:

  • повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичного сектора экономики;
  • стимулирование  реструктуризации и реформирования предприятий, их интеграция и образование  крупных организаций, а также  развитие малого и среднего бизнеса;
  • реструктуризация  естественных монополий, обеспечение  тарифного регулирования их услуг;
  • реализация  целевых программ развития транспорта, связи и телекоммуникаций;
  • формирование  конкурентной среды, создание равных и  предсказуемых условий экономической  деятельности в России в целом  и на конкретных отраслевых рынках.

     Новый этап структурной перестройки должен увеличить спрос на инвестиции и  расширить участие отечественных  производителей оборудования в инвестиционных проектах. В условиях присоединения  к ВТО требуется принять меры по защите отечественной промышленности, а также внедрять высокие технологии переработки экспортируемых товаров (прежде всего энергетических, металлов, химических продуктов). Структурная  перестройка будет опираться  на собственные финансы предприятий  и на более активное использование  банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики являются федеральные целевые программы.

     Основной  целью развития промышленности является повышение конкурентоспособности  продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной  продукции и перевод промышленного  производства в стадию стабильного  роста. Этому будут способствовать развитие российского машиностроения на внутреннем рынке и выход на мировые рынки продукций современных технологических укладов.

     Таким образом, для России основным направлением развития, открывающим долгосрочные перспективы, является производство наукоемкой, низкоматериало- и энергоемкой продукции изготовление которой требует вложения большой доли высоко- квалифицированного труда и инвестиций. Стратегической целью в развитии «новой экономики» России должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании информационных технологий, сохранение научного потенциала и повышение конкурентоспособности российской экономики.

     Конверсия оборонной промышленности — регулируемый государством процесс преобразования оборонной промышленности в целях частичной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения. Частичная конверсия проводится путем диверсификации производства и заключается в сокращении объема оборонного заказа и освоении производства гражданской продукции, изделий и технологий двойного назначения на основе использования высвобождающихся или реконструированных производственных мощностей. Фактически ВПК включает часть отраслей машиностроительного комплекса (авиастроение, радиотехнику, определенное транспортное машиностроение, электронику, судостроение), часть топливно-энергетического (атомная промышленность), часть химии (производство различного вида топлива, взрывчатых веществ).

     Заключение:

     Экономикой  правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые  правительством. В работе раскрыты основы взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах.

     Пока  России нереально ставить цель иметь  такое развитие сектора информационных услуг, как в Европе, Северной Америке (до 50-60 % ВВП), но при оптимизации  структуры национального хозяйства  это необходимо иметь в виду. Современная  структура национального хозяйства  России по сравнению с концом 1980-х  гг. еще больше не соответствует  структурам развитых государств, и  задача ее реформирования выходит на первое место среди целей государственного регулирования.

     Надо  отметить, что у регулирующих органов  практически во всех странах не хватает  ни времени, ни квалифицированного персонала, ни информации. В большинстве случаев  проверки финансовых отчетов и бухгалтерских  документов субъектов естественных монополий случайны, поверхностны и  растянуты во времени. Свои заключения контрольные органы строят в основном на основе данных, предоставляемых  самими проверяемыми предприятиями. Эффективность  подобного регулирования невысока и зачастую, ограничивая конкуренцию, приносит больше вреда, чем пользы. 
 
 
 
 
 
 

            Список  литературы:

  1. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпорации: учебное пособие / кол. автор.;  под ред. В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2010. – 248 с.
  2. Государственное регулирование национальной экономикой: Учебное пособие / Под. ред. Н.А. Платоновой, В.А. Шумаева, И.В. Бушуевой. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – 653 с.
  3. Р. Гринберга - Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008, № 3. с 56—63.
  4. http://www.gks.ru

Информация о работе Структурная политика государства и ее основные направления