Структура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 199.91 Кб (Скачать)

-вход на рынок и уход с него свободны, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта, которая создает для фирмы преимущества, защищает ее от конкурентов, приносит ей дополнительную прибыль, а для рынка страны - многообразие товаров, однако изоляция сегмента рынка одного и того же товара не абсолютна (фирме приходится считаться с конкуренцией товаров, похожих на собственные, спрос на дифференцируемые товары высокоэластичен — повышение цены на один из них сразу приведет к переключению покупателей на другой);

-фирмы сосредоточивают свои усилия в основном на производстве товара, пользующегося ограниченным спросом, и свойства которого соответствуют специальным запросам потребителей.

Роль маркетинговых стратегий  цен на рынке монополистической  конкуренции значительна. Фирма  может, оценивая платежеспособность покупателя, торгуясь с ним, устанавливать на свой товар разные цены и получать положительную экономическую прибыль  в коротком периоде. Снижая цены, фирма  может увеличивать объемы реализации. В связи с тем, что на рынке  много похожих товаров, а значит, много конкурентов, маркетинговые  стратегии конкурентов оказывают  влияние на отдельную фирму, но это  влияние слабее, чем на олигополистическом рынке. К рынку монополистической  конкуренции можно отнести, например, рынок одежды, обуви.

4.Олигополистический рынок, который является самым распространенным рынком в современной экономике, характеризуется следующими чертами:

-на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы;

-продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);

-фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами).

Если олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной. Отдельный олигополист, изменяя цены и объемы производства, должен учитывать реакцию, как потребителей, так и конкурентов. Олигополист, снижая цены, не уверен в долговременном результате. Если олигополист повысит цены, конкуренты могут оставить свои цены неизменными. Как видим, роль маркетинговых стратегий цен на олигополистичсском рынке велика. Кроме того, олигополисты ведут борьбу между собой за покупателей путем улучшения качества продукции, дифференциации продукции, рекламы.

Роль цены в обеспечении  рыночного успеха зависит от того, в какой рыночной ситуации реализуется  та или иная ценовая стратегия. Любая  фирма находится и действует  в конкретных рыночных ситуациях, среди  которых можно назвать четыре наиболее важные.

Первая ситуация. Фирма  должна установить цену на товар впервые. Это случается тогда, когда фирма  или вводит свой новый товар впервые  на внутренний рынок, или вводит традиционный товар на внешний рынок, или использует новый канал распределения или  новый сегмент рынка.

Вторая ситуация. Конкурент  изменяет цену своего товара. Эта ситуация вынуждает фирму отреагировать  на такой шаг конкурента и принять  соответствующее решение на основе анализа следующих проблем:

-ответить ли также изменением цены своего товара;

-если да, то, на каком уровне установить свою цену;

-ввести ли в действие вместо новой цены (или параллельно с ней) какую-либо неценовую стратегию, что могло бы нейтрализовать последствия изменения цены конкурентом.

В условиях сильной конкуренции реакция фирмы на изменение цены конкурентом должна быть быстрой. Поэтому фирмы должны располагать заранее подготовленными программами принятия ценовых решений.

Третья ситуация. Фирма  сомневается, что текущая цена на ее товар находится на правильном уровне или со стороны спроса, или  со стороны издержек производства (например, в зависимости от жизненного цикла  изделия, под давлением сильной  инфляции, под давлением политических факторов и т.д.).

Четвертая ситуация. Фирма  производит товар, который дифференцируется по показателям качества (например, копировальные машины малой, средней, высокой скорости). Между этими  товарами имеется связь и по спросу, и по издержкам производства. Здесь возникает проблема определения таких оптимальных цен для каждого вида товара, чтобы каждый из них продавался, приносил прибыль, а покупатели не переключались с менее совершенных на более совершенные изделия.

 

2.1 Классификация структуры  рынка

 

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 3.

Таблица 3 – Классификация  структуры рынка

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют  собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский  рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования  и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее многолик и  разнообразен финансовый рынок, где  предметом купли-продажи выступают  деньги, предоставляемые в пользование  в различных формах. Финансовый рынок  состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

 

3 Инфраструктура рынка

3.1 Понятие инфраструктуры . Факторы её формирования.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.

Рыночная экономика - это  система экономических отношений  по поводу купли-продажи товаров  и услуг, осуществляемой с помощью  денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции  и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных  специализированных организаций, тема взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.

Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков.

Различают «широкую» и  «узкую» инфраструктуру. В широком  смысле к рыночной инфраструктуре относят  всю систему институтов всех локальных  рынков. В более узком смысле имеют  в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых  обеспечивается обычно государством (городские  транспортные системы, муниципальные  системы водоснабжения и т. д.).

Или же говоря иначе, инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д..

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность  покупателям и продавцам совершать  свободную куплю-продажу товаров.

 Рыночная структура  может выступать в различных  формах. Это может быть традиционный  рынок на городской площади;  товарная, фондовая, валютная биржи  или биржа труда; газетные объявления  типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные  системы купли-продажи товаров  и т. д. 

Существуют множество  видов рынков, главные из которых  можно сгруппировать по следующим  признакам.(см. табл. 4)

Таблица 4 – Инфраструктура современного рынка

. Факторы, оказывающие  влияние на формирование инфраструктуры  рынка. 
Согласно теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов .  
Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.  
Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.  
Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.  
Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывют там свои производства.  
Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".  
Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране (рис. 1.1). При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.  
 
Рис. 1.1 Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах.  
1.3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры 
Как правило, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во-многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.  
Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.  
Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.  
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.  
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:  
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;  
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;  
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;  
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.


Информация о работе Структура рынка