Структура национальной экономики как фактор обеспечения устойчивого экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Структура национальной экономики – совокупность относительно самостоятельных, но неразрывно связанных между собой горизонтальными и вертикальными связями элементов, каждый из которых выполняет закрепленные за ним специфические функции в рамках единого экономического кругооборота.

Оглавление

Структура национальной экономики как фактор обеспечения устойчивого

экономического роста…………………...……………………………………….3
Понятие структуры национальной экономики, виды структур……………..3
Значение структуры национальной экономики для обеспечения

устойчивого экономического роста…………….……………………….……6
Основные направления прогрессивных структурных сдвигов:

закономерности развития и совершенствования структуры на современном

этапе…………………………………………………………………………….9
Сущность и содержание структурной политики государства…………........11
Анализ структурных сдвигов в экономике Кыргызстана за период, начиная с

1991 года………………………………………………………………………...15

Литература…………………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Контрольная ГРЭ часть 1.docx

— 312.73 Кб (Скачать)

III. Свертывание и ликвидация  старых неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств.

IV. Развитие современных  эффективных и конкурентоспособных  производств и видов деятельности благодаря методам индустриальной политики.

V.     Рост новых производств компенсирует спад в старых производствах, и тем самым обеспечивается устойчивая стабилизация объема ВНП, продукции промышленности и с/х.

VI. Темп роста более  эффективного сектора превосходит  размеры спада производства на  прежних мощностях, не обеспечивающих  выпуск продукции, пользующейся  спросом с приемлемыми издержками.

И таким образом начинается рост экономики в целом.

 

    1. Основные направления прогрессивных структурных сдвигов:

закономерности  развития и совершенствования структуры 

на современном этапе

 

Структура экономики отличается своей неоднородностью, имеет определенную иерархию и пропорции между составляющими ее элементами. Структурный аспект развития находит свое проявление в качественных изменениях в экономике, где результатом структурных преобразований являются структурные сдвиги. Именно такие сдвиги характеризуют изменения, происходящие в структуре любой экономики.

Структурные сдвиги в экономике  представляют собой сложную систему  изменения взаимосвязанных пропорций, протекающих под воздействием существующего технологического базиса, социальных механизмов производства, распределения и обмена в соответствии с региональными потребностями, имеющимися ресурсами и достигнутым уровнем производительности труда.

Коренным критерием выделения  структурных сдвигов в экономике  является сдвиг в системе потребностей хозяйствующих субъектов и соответствующие ему изменения в размещении экономических ресурсов. Структурные сдвиги в экономике являются категорией макроуровня, при этом они проявляются на всех уровнях хозяйствования (на уровне отраслей, фирм, домашних хозяйств).

Понятие структурного сдвига как экономического процесса может  быть сопоставлено с другими динамическими  процессами, протекающими в экономической системе: циклами, колебаниями. Основным отличием структурных сдвигов от вышеперечисленных процессов является наличие результирующей составляющей и факта изменений в системе потребностей хозяйствующих субъектов и размещении экономических ресурсов. Последнее не свойственно для поверхностных колебаний. Экономические циклы (некоторые из них, несомненно, сопровождаются сдвигами в хозяйственной структуре), скорее, представляют собой систему из нескольких структурных сдвигов разной направленности.

По времени, скорости, интенсивности  и масштабам изменений сдвиги делятся на эволюционные и революционные структурные сдвиги.

Структурные сдвиги перераспределяют ресурсы между отраслями, модернизируют структуру экономики.  Структура экономики страны характеризует ее устойчивость, безопасность, эффективность и определяет ее место в мировой экономической системе. Сущностью структурных сдвигов является качественное изменение взаимосвязей элементов экономической системы, изменение соответствия потребностей и ресурсов.

Существенное влияние  на структурные сдвиги оказывает  государственная экономическая  политика, а также хозяйственно-правовые нормы. Экономическая политика воплощается как в хозяйственном законодательстве, так и в соответствующем ему действии или бездействии хозяйственных субъектов. Если структурная политика опирается на объективные законы, то она ускоряет прогрессивные структурные сдвиги; если она направлена против хода объективного экономического развития, то она выступает в качестве их тормоза и обрекает себя в конечном счете на провал. Поэтому необходима грамотная и продуманная государственная политика в области структурной модернизации и устойчивого экономического развития.

Закономерности развития структуры национальной экономики:

  • существенное уменьшение доли аграрного сектора в выпуске и занятости;
  • урбанизация концентрация населения и производства в крупных городах;
  • заметное уменьшение существенности такого фактора, как природные ресурсы.
  • ускоренное развитие наукоемких отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и сферы производства идей и знаний;
  • снижение удельного веса сырьевых отраслей экономики и повышение удельного веса обрабатывающих производств;
  • заметное сокращение удельного веса традиционных отраслей с высокой трудоемкостью и фондоемкостью производства.

 

    1. Сущность и содержание структурной политики государства

 

Основной принцип экономической политики государства должен состоять в дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, в снижении административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, в укреплении законности и правопорядка, обеспечивающих стабильность и прозрачность условий деловой жизни. Государство должно создать все условия для реализации возможностей свободной и ответственной человеческой личности, но не брать на себя больше: не вводить гарантий, порождающих иждивенчество.Сообразно с этим принципом государство не может брать на себя прямую ответственность за экономический рост - это дело бизнеса. Государство только содействует частной инициативе. В этом направлении сегодня предпринимаются усилия правительства по улучшению делового и инвестиционного климата.

Вместе с тем структурная  политика не должна противоречить основной линии на развитие свободной рыночной экономики, на модернизацию посредством частной инициативы. В этом известная трудность, вынуждающая искать нестандартные, гибкие методы. Они должны исключать (методы-табу):

  1. какие-либо индивидуальные налоговые или другие льготы;
  2. массированные государственные субсидии и инвестиции, которые требовали бы увеличения налогового бремени, в том числе ;
  3. субсидирование через регулируемые цены;
  4. установление каких-либо официальных отраслевых приоритетов, подкрепленных бюджетным финансированием. 

Эти ограничения продиктованы накопленным  опытом и принятой экономической стратегией в целом.

Поскольку все же активизация структурной  политики необходима и ее цель состоит  в том, чтобы содействовать опережающему развитию производства и экспорта готовых изделий, высоких технологий, представляется целесообразным взять за основу следующие принципы:

  1. государственная поддержка оказывается в относительно небольших размерах на началах софинансирования или в иных формах, предполагающих ответственность бизнеса за реализацию поддерживаемых проектов;
  2. поддерживаются продукты и фирмы, уже проявившие себя на рынке, доказавшие свою конкурентоспособность (таким образом будут выявляться реальные приоритеты);
  3. финансовую поддержку получают только претенденты, победившие на публичных, прозрачно организованных конкурсах. 
  4. поддержка на основе рыночных механизмов

Известно, что до сих пор подобные конкурсы в наших условиях зачастую проводились со злоупотреблениями  и не вызывали доверия. Но надо признать, что либо мы сможем наладить их культурное проведение (как, скажем, и контроль за государственными расходами или работой таможни), либо нам придется расстаться с мечтой о процветании страны. Или - или: без конца ссылаться на слабость государства и всесилие коррумпированной бюрократия нельзя. Для этого планируются судебная и административная реформы, поэтому обществу придется мириться со многими новациями, направленными на укрепление государственных институтов.

На основе этих принципов и с  учетом накопленного положительного опыта, можно предложить следующие механизмы проведения структурной политики:

  1. Тщательный анализ экспорта готовых изделий и услуг, особенно высокотехнологичных, на предмет выявления тех из них, которые имеют перспективу завоевания рынков и требуют оказания поддержки (в том числе политической) их продвижению. Экспортоспособностъ тем самым принимается в качестве одного из критериев отбора. Среди прочих методов поддержки экспорта могут быть государственные гарантии по кредитам под экспортные контракты.
  2. Создание максимально благоприятных условий для малого бизнеса в целом, включая упрощенное и пониженное налогообложение, поддержку приемлемых условий кредитования, в том числе посредством субсидирования процентных ставок. Малый бизнес – традиционная слабость российской экономики и одновременно крупный резерв ее роста.
  3. Создание специальной системы поддержки для малого инновационного бизнеса. Главная задача – формирование благоприятной среды для выращивания жизнеспособных идей и продуктов. Методы поддержки - создание и развитие оправдавших себя технопарков или инновационно-технологических центров (ИТЦ), субсидирование их инфраструктуры и бесплатное предоставление ее фирмам, работающим в ИТЦ и технопарках, на определенный срок. Субсидирование ставок банковского кредита.
  4. Реализация программ последующей поддержки, известных в международной практике "after-care programms". Суть их в том, чтобы выявленные перспективные продукты и бизнесы, способные проникнуть и закрепиться на рынках, получали возможность развития. Главные формы – временные (на срок до пяти лет), долевое участие в бизнесе, субсидии на развитие сбытовой сети, подготовку квалифицированных кадров и т. п.

В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов1:

  • конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
  • минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
  • открытость экономики;
  • либерализация экономической деятельности на микроуровне.

Необходимость структурной  перестройки в КР обусловлена  следующими основными причинами:

    • наличие существенных структурных деформаций, сложившихся в условиях интегрированного единого народно-хозяйственного комплекса СССР и при системе централизованного планирования и управления;
    • существенная несбалансированность структуры производства и структуры совокупного спроса для КР;
    • крайне не эффективной была структура внешнеэкономических связей (экспорт носил сырьевой характер, импортировалась готовая продукция не только производственного, но и потребительского назначения)

1 Бункина М. К. Национальная экономика. - М.: Палеотип, Логос, 2007, с. 65.


Информация о работе Структура национальной экономики как фактор обеспечения устойчивого экономического роста