Федеральное государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА
имени адмирала С.О. МАКАРОВА»
Кафедра экономики
Реферат
по дисциплине:
«Экономика транспорта»
по теме:
«Стратегия развития морского транспорта
до 2030 года»
Выполнил
курсант группы Ю-172
Пантелеев М.Г
Научный руководитель
профессор
Поплавский Г.В.
Стратегия развития морского транспорта
России до 2030 года
Стратегические цели
- Повышение
конкурентоспособности российского морского
транспорта на рынке морских перевозок
- Насыщение
российского внутреннего рынка рыбопродукцией
отечественного производства, повышение
эффективности использования судов рыбопромыслового
флота
-
Совершенствование системы защиты и охраны
государственной границы, охраны внутренних
морских вод, территориального моря, исключительной
экономической зоны, континентального
шельфа Российской Федерации, а также
российской части Каспийского и Азовского
морей и их природных ресурсов, усиление
контроля за проведением промысла в конвенционных
районах рыболовства
- Интенсификация
освоения Российской Федерацией шельфовых
месторождений минеральных и энергетических
ресурсов при создании механизмов выполнения
международных обязательств России по
защите морской среды
- Удовлетворение
потребностей государства и предпринимателей
в современной продукции судостроения
отечественного производства
- Повышение
оперативных возможностей Военно-Морского
Флота по обеспечению безопасности морской
деятельности в важных для России районах
морей и океанов
- Обеспечение
безопасности мореплавания и защиты морской
среды от загрязнения с судов
- Развитие
методологии и средств для комплексных
исследований Мирового океана, обеспечения
гидрометеорологической безопасности,
возобновление экспедиционной деятельности
в ключевых районах, Арктике и Антарктике
- Повышение
эффективности федеральной системы поиска
и спасания на море
- Совершенствование
информационного обеспечения морской
деятельности на основе интеграции и рационального
использования систем, комплексов и средств
различного подчинении
- Защита
и сохранение морской среды в районах,
находящихся под суверенитетом и юрисдикцией
Российской Федерации
- Переход
к комплексному подходу к планированию
развития приморских территорий и прибрежных
акваторий конкретных побережий страны
путем выделения их в отдельный единый
объект государственного управления
- Мониторинг
деятельности государственной власти
Российской Федерации в отношении выполнения
международных договоров Российской Федерации
в области торгового мореплавания
- Обеспечение
достижения, поддержания и улучшения общей
организационной деятельности и потенциала
в части выполнения международных обязательств
Согласно «Стратегии развития морской
портовой инфраструктуры России до 2030
г.». к 2030 г. портовые мощности вырастут
в 2,2 раза, достигнув 1,6 млрд т в год.
1. Инерционный вариант развития транспортной
системы
Инерционный вариант развития транспортной
системы предполагает:
- реализацию крупномасштабных транспортных
проектов, обеспечивающих добычу и разработку
месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть в Восточной
Сибири, газ на арктическом шельфе и др.)
и строительство соответствующих трубопроводов;
- развитие транспортной инфраструктуры,
обеспечивающей реализацию транзитного
потенциала экономики;
- реконструкцию и строительство особо
важных объектов транспортной инфраструктуры,
в первую очередь объектов, обеспечивающих
безопасность функционирования транспортных
систем, а также модернизацию и обновление парка транспортных средств;
- опережающее развитие транспортной инфраструктуры
на направлениях экспортных поставок грузов,
в первую очередь развитие морских портов
и подходов к ним;
2. Энергосырьевой вариант развития транспортной
системы
Энергосырьевой вариант предполагает
- ускоренное развитие транспортной инфраструктуры
главным образом для транспортного обеспечения
освоения новых месторождений полезных
ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта,
реализации конкурентного потенциала
России в сфере транспорта и роста экспорта
транспортных услуг. При этом можно выделить
следующие особенности:
- реализация крупномасштабных транспортных
проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства),
обеспечивающих разработку месторождений
полезных ископаемых в новых районах добычи,
главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке
и на континентальном шельфе;
- диверсификация направлений экспортных
поставок российских углеводородов, в
том числе в Китай, и создание соответствующей
инфраструктуры;
- развитие транспортной инфраструктуры,
обеспечивающей реализацию транзитного
потенциала страны, в том числе совместных
проектов по добыче и экспорту углеводородов
в рамках ЕврАзЭС, а также с другими государствами;
- увеличение внутренних перевозок угля
в связи с развитием энергогенерирующих
мощностей и металлургического производства;
- увеличение объемов перевозок и сортамента
продуктов переработки топлива и сырья
(нефтепродуктов, концентратов, химических
грузов, металлов и т.д.), а также продукции
машиностроения;
- низкие темпы роста объема экспортных
перевозок и значительное увеличение
объема импортных перевозок товаров высокой
степени обработки, прежде всего продукции
высокотехнологичных секторов экономики;
- продолжение увеличения численности
парка личных легковых автомобилей при
снижении объемов перевозок пассажиров
транспортом общего пользования (главным
образом автомобильным) в период до 2020 года и некотором росте в 2021 - 2030 годах;
- увеличение потребности в строительстве
и реконструкции автодорожной сети, связывающей
новые жилые районы в мегаполисах и пригородные зоны крупных городов с местами
приложения рабочей силы.
- При реализации данного варианта меры
по развитию транспортной системы страны
будут осуществляться прежде всего в столичных
агломерациях, а также в регионах с высокими темпами роста - на
Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Решающее значение будет иметь специализация
морских портов через создание так называемых
"эшелонированных портов" по роттердамскому
образцу, когда портовая система будет
включать удаленные железнодорожные узлы
и транспортно-логистические комплексы.
Для этого потребуется развитие подъездных
путей к портам и портовых производственных
и складских зон, ориентированных на переработку
грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих
переработку поступающих грузов. Дополнительный
импульс получит развитие транспорта
в арктической зоне (территории, расположенные
преимущественно севернее 60-й параллели).Развитие
транспортной системы страны станет одним
из основных источников экономического
роста. Импульс технологического развития
получит часть обрабатывающих отраслей,
связанных с обеспечением развития транспорта.
3 Инновационный вариант развития
транспортной системы
Инновационный вариант предполагает
- ускоренное и сбалансированное развитие транспортной
системы страны, которое наряду с достижением
целей, предусматриваемых при реализации
энергосырьевого варианта, которое позволит
обеспечить транспортные условия для
развития инновационной составляющей
экономики, повышения качества жизни населения,
Для инновационного варианта сохраняется
ряд особенностей, характерных для энергосырьевого
варианта, в частности:
- реализация крупномасштабных транспортных
проектов, обеспечивающих разработку
месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи;
- диверсификация направлений экспортных
поставок российских углеводородов;
- развитие транспортной инфраструктуры,
обеспечивающей реализацию транзитного
потенциала страны, в том числе совместных
проектов в рамках ЕврАзЭС, а также с другими
государствами;
- увеличение внутренних перевозок угля
в связи с развитием энергогенерирующих
мощностей и металлургического производства;
- увеличение объемов перевозок и сортамента
продуктов переработки топлива и сырья,
а также продукции машиностроения в связи
с наращиванием инновационной активности
в энергетике, топливных и сырьевых отраслях, сопряженных с ними
машиностроительных производствах.
В то же время отличительными особенностями
развития транспортной системы по инновационному
варианту станут:
- значительное увеличение экспортных
перевозок товаров высокой степени обработки,
прежде всего продукции высокотехнологичных
секторов экономики, темпы роста которых
будут в 2,5 раза выше темпов роста перевозок аналогичных
импортных грузов;
- повышение роли транспортно-логистической
инфраструктуры в организации товародвижения;
- рост объемов перевозок пассажиров транспортом
общего пользования. Наибольшие темпы
роста ожидаются на воздушном транспорте,
а основной абсолютный прирост будет обеспечиваться
автомобильным транспортом;
- возникновение необходимости строительства
и реконструкции автодорожной сети, связывающей
новые жилые районы в мегаполисах и пригородные зоны крупных городов с местами
приложения рабочей силы, в значительном количестве крупных и средних
городов в связи с повышением уровня доходов и качества
жизни населения;
- повышение потребности экономики и населения
в услугах по высокоскоростным перевозкам (с обеспечением
заранее оговоренного срока доставки)
и пассажиров (с максимальным обеспечением
свободы передвижения и возможности планирования
личного времени).
Важную роль будет играть развитие Северного
морского пути, прежде всего для осуществления
коммерческих перевозок, с созданием соответствующей
инфраструктуры на северном побережье
России. Меры по повышению конкурентоспособности
морского транспорта позволят существенно
увеличить долю флота под Государственным
флагом Российской Федерации в мировом
морском флоте и значительно увеличить
экспорт транспортных услуг. Высокими
темпами будут расти перевозки автомобильным
транспортом, который обеспечивает наиболее
гибкую реакцию на запросы экономики,
особенно секторов высоко - и среднетехнологичных
производств.
Решающее значение для формирования
современной товаропроводящей сети на
территории России будет иметь создание
интегрированной сети транспортно-логистических
комплексов, обеспечивающих предоставление
широкого спектра конкурентоспособных
услуг, ускоренное развитие интермодальных
перевозок и формирование территориально-производственных
кластеров.
Для повышения эффективности работы
и повышения пропускной способности морских
портов предусматривается увязка их развития
с созданием логистической системы, включающей
в себя как припортовые терминалы различного
назначения, так и терминалы в крупных
транспортных узлах страны, в том числе
"сухие порты".
Социально-экономическое развитие регионов
Севера и Дальнего Востока страны требует
проведения мер по усилению инфраструктуры
Северного морского пути.
Арктический бассейн
До 2015 года
- модернизация и строительство портовых
терминалов по перевалке угля, контейнеров,
нефти и нефтепродуктов в Мурманском транспортном
узле;
- строительство терминала по перевалке
сжиженного газа в пос. Териберка, Мурманская область;
- реконструкция и строительство объектов
инфраструктуры в морском порту Архангельск;
- строительство морского порта в г. Беломорске, в состав которого войдут
два грузовых района - специализированный
угольный комплекс и универсальный комплекс;
- развитие Северного морского пути и инфраструктуры
арктических портов;
- строительство портового комплекса по
перевалке сжиженного природного газа
в Обской губе («Сабетта»).
2016-2030
- строительство нового грузового района
и реконструкция подходного канала в порту
Архангельск;
- развитие Северного морского пути и инфраструктуры
арктических портов
- реконструкция и строительство объектов
государственной собственности рыбохозяйственного
комплекса в морских портах( например в Архангельске)
- развитие Северного морского пути и инфраструктуры
арктических портов;
- -
строительство портового комплекса по
перевалке сжиженного природного газа
в районе губы Териберская
Балтийский бассейн
До 2015
- реконструкция объектов федеральной
собственности в морском порту Санкт-Петербург,
включая канал, акваторию и причалы порта;
строительство морского пассажирского
терминала на Васильевском острове и реконструкция
участка морского фарватера, систем безопасности
и средств навигационного обеспечения;
- реконструкция причалов и дноуглубление
акватории и подходного канала для развития
угольного комплекса в порту Высоцк;
- реконструкция объектов инфраструктуры
порта Выборг;
- развитие морского порта Усть-Луга, формирование
акватории его южной и северной частей,
включая операционную акваторию контейнерного
терминала, строительство специализированных
причалов;
- строительство глубоководного порта
в г. Балтийске;
- реконструкция и строительство портовых
терминалов в Калининградском транспортном узле;
- реконструкция и строительство терминалов,
обеспечивающих работу Балтийской трубопроводной
системы и разработку шельфовых месторождений;
- реконструкция и строительство объектов
государственной собственности рыбохозяйственного
комплекса в морских портах , Калининград,
Санкт-Петербург;
- создание тыловой инфраструктуры портов,
в том числе контейнерных терминалов,
таможенных складов и логистических центров;
2016 - 2030
- развитие портов Приморск, Выборг,
Высоцк, Усть-Луга, Калининград, Балтийск;
- реконструкция
морского порта Высоцк
Азово-Черноморский бассейн
До 2015 года
- строительство терминалов по перевалке
мазута, зерна, контейнеров, глиноземов,
сухих минеральных удобрений и лесных
грузов Новороссийского транспортного
узла;
- реконструкция объектов федеральной
собственности морского порта Таганрог,
включая подходный канал;
- развитие объектов инфраструктуры порта
Кавказ;
- строительство и реконструкция объектов
инфраструктуры порта Темрюк;
- создание сухогрузного района порта
Тамань, включая строительство комплексов
универсального назначения, для перевалки
угля, контейнеров и паромного сообщения;
- реконструкция порта Сочи, включая реконструкцию
и строительство 15 морских пассажирских терминалов в морском
порту Сочи с созданием береговой инфраструктуры
для восстановления местных пассажирских
морских линий, строительство грузового
района порта Сочи с береговой инфраструктурой
в устье р. Псоу и объектов инфраструктуры в устье
р. Мзымта
- строительство портовых терминалов и
объектов инфраструктуры порта Азов;