Создание условий для ведения бизнеса (институты) в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:37, доклад

Краткое описание

В республике созданы условия для ведения бизнеса, развития малого и среднего предпринимательства, микропредприятий. В числе достижений последних лет необходимо отметить улучшение качества регуляторных процессов, включая вопросы открытия бизнеса, регистрации собственности, сокращения числа налоговых платежей. Однако еще очень многое предстоит сделать, чтобы вывести республику в лидеры по условиям ведения бизнеса, в том числе, по показателям различных мировых рейтингов.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

Создание условий для  ведения бизнеса (институты)

В республике созданы условия для  ведения бизнеса, развития малого и  среднего предпринимательства, микропредприятий. В числе достижений последних лет необходимо отметить улучшение качества регуляторных процессов, включая вопросы открытия бизнеса, регистрации собственности, сокращения числа налоговых платежей. Однако еще очень многое предстоит сделать, чтобы вывести республику в лидеры по условиям ведения бизнеса, в том числе, по показателям различных мировых рейтингов.

Необходимо дальнейшее совершенствование  системы налогообложения. Хотя, повторюсь, на сегодняшний день в этой сфере мы имеем значительный прогресс. По фактору «уплата налогов» в Индексе легкости ведения бизнеса от Всемирного банка мы переместились с 156-го места в 2012 году на 129-ое в 2013 году. Сократилось число платежей в год с 18 до 10, время на уплату налогов сократилось почти в 2 раза, совокупная налоговая нагрузка – с 62,8% до 60,7%. Однако и на сегодняшний день мы отстаем по этим показателям, и от ведущих стран мира, и от стран членов ЕЭП. Лидирующие страны имеют уровень совокупной налоговой нагрузки в пределах от 20 до 30% от валовой прибыли, широко применяют электронные платежи.

Одной из основных проблем  остается инфляция. Инфляция на уровне 12 процентов создает высокий уровень неопределенности, сдерживает реализацию средне- и долгосрочных коммерческих проектов, ведет к удорожанию кредитов. Вопрос доступности кредитов становится одним из важнейших. Цену кредита необходимо уменьшать и не только за счет снижения ставки рефинансирования, но и за счет развития финансовых механизмов, улучшения условий микрокредитования, расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве залога, разработки информационной системы по предоставлению кредитов.

Несмотря на существование в Беларуси финансовой поддержки малого предпринимательства на государственном уровне, зачастую представители малого бизнеса не могут ею воспользоваться. Основная причина этого заключается в сложности и длительности процедуры получения бюджетных средств. Кроме того, государственные фонды, предоставляющие финансирование малому предпринимательству, выдвигают довольно жесткие требования, которые должны соблюдать получатели бюджетных средств, при этом государственная поддержка осуществляется в незначительных суммах.

Поэтому малые предприятия и  ИП для развития и расширения собственного бизнеса в большинстве случаев  стараются не прибегать к заемным  средствам, а использовать для этих целей свои собственные источники  финансирования. Довольно часто для увеличения оборотных средств субъекты малого бизнеса вынуждены брать потребительские кредиты, так как их получение сопряжено с гораздо меньшими трудностями, чем получение кредита на развитие бизнеса предприятием. Следует также отметить, что в Беларуси до сих пор отсутствует нормативный документ, который бы систематизировал оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса со стороны государственных органов и банков.

Требуют укрепления и другие законодательные институты, в том числе, в части принуждения к исполнению контрактов, защиты прав кредиторов и миноритарных акционеров, контроля трансфертного ценообразования. Речь идет не только о качестве правовой базы, но и о правоприменительной практике.

Антимонопольное регулирование – важная составляющая национальной бизнес среды. Уже год мы живем в рамках ЕЭП. Расширение рынка повлекло за собой усиление конкуренции и проблемы обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках стран членов ЕЭП. Так в поле зрения Евразийской экономической комиссии попали цены на апатитовый концентрат. Если на внутреннем рынке российский поставщик реализует его по 1656 рублей за тонну, то для ОАО «Гомельский химический завод» — уже по 2199 рублей, нарушая, таким образом, Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции.

С целью выравнивания условий конкуренции  в ЕЭП предусмотрено сближение  национальных законов, регулирующих вопросы  конкуренции. Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции  предусматривается разработка и принятие к середине 2013 года модельного закона о конкуренции. Этот закон будет служить ориентиром для разработки соответствующих национальных законодательных актов. В соответствии с модельным законом должны быть внесены изменения и дополнения в белорусский закон о защите конкуренции. При этом нельзя концентрироваться только на нормотворчестве. Хотя важность этой задачи никто не отрицает. Следует так же предусмотреть подготовку судебного корпуса к рассмотрению антимонопольных дел, которые требуют специфических знаний.

Государство должно стимулировать  участников рынка к конкуренции. Причем конкуренция должна быть честной. Честная конкуренция – это  когда преимущество достигается  за счет уменьшения себестоимости и  снижения цен для потребителей, а не за счет ухода от налогов. Поэтому с января прошедшего года введен контроль над ценами для целей налогообложения. А это означает выравнивание условий конкуренции для всех субъектов рынка. На улучшение предпринимательского климата в стране будет работать и отдельный независимый антимонопольный орган.

Необходимо обеспечить дальнейшее укрепление рыночных институтов формирующих  предпринимательский климат в стране.


Информация о работе Создание условий для ведения бизнеса (институты) в РБ