Создание и развитие рыночной инфраструтуры в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:07, реферат

Краткое описание

Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктуры требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….….3
1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАЗАХСТАНА ………………………………………………………………….4
1.2 Создание и развитие рыночной инфраструктуры в Казахстане…………..7
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РК.................................................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………17
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………19

Файлы: 1 файл

реферат Создание и развитие рыночной инфраструктуры в Казахстане.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

1) товарные  биржи для оптовой торговли  группами товаров, по которым  республика либо занимает ведущее  место в общем рынке, либо покрывает значительную часть своих потребностей. Принят специальный Закон Республики Казахстан о товарных биржах (13 июня 1991 года), впоследствии принят новый Указ Президента Республики Казахстан "О товарных биржах" 20.03.1994г., а прежний Закон отменен. В этом Законе записано, что "Товарная биржа - коммерческое предприятие, создающее условия для оптовой торговли товарами по свободным ценам на условиях постоянства места и правил проведения торгов". Дано новое определение: товарной биржей является самостоятельная организация с правами юридическою лица, основанная на любых формах собственности, осуществляющая организационную и регулирующую деятельность по оптовой торговле биржевыми товарами. Ее основные задачи: создание условий для биржевого торга между хозяйственными субъектами; проведение биржевых торгов, выявление спроса и предложения по товарам, нуждающимся в посредничестве; котировка (котировка товаров -фактическая цена биржевой сделки или цена предложения покупателя и продавца). Регистрируются (котируется) открыто (на электронном табло) цены на товары; регистрация биржевых сделок; разрешение споров но биржевым операциям.

      Товарная  биржа является одним из главных звеньев в рыночной инфраструктуре, которая является своеобразным отражением процесса насыщения потребительского рынка товарами. Ее успешное функцио­нирование зависит от объема товаров, источниками которых являются собственное производство и импорт. Динамизм товарных бирж обусловливает необходимость уточнения содержания ее деятельности и основных функций. В связи с этим был принят новый Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "О товарных биржах" (7 апреля 1995 г.). Этим Указом внесены существенные изменения, имеющие принципиальное значение в управлении рыночной инфраструктурой, Он содержит четыре раздела: общие положения; создание и прекращение деятельности товарной биржи; организация биржевой торговли; государственное регулирование деятельности товарных бирж.

      Биржи могут создавать на добровольных началах и с согласия своих учредителей в соответствии с законодательством РК биржевые ассоциации и другие объединения с правами юридического лица для ко­ординации своей деятельности, защиты общих интересов и осуществления совместных программ, в т.ч. по организации совместных торгов.

Функциями республиканской комиссии являются: выдача биржевых лицензий; ведение реестра товарных бирж; контроль за соблюдением законодательства о биржах; изучение деятельности бирж и развития биржевой торговли; разработка методических рекомендации по подготовке биржевых документов; утверждение типовых правил биржевой торговли;

2) Другой элемент республиканской инфраструктуры - постоянно действующие фондовые биржи для торговли ценными бумагами (облигации, сертификаты, лотереи и т.д.);

3) Сеть коммерческих оптовых предприятий по торговле, как средствами производства, так и сельскохозяйственной продукцией и потребительскими товарами;

4) Новые торгово-закупочные кооперативы и другие предприятия выполняющие аналогичные функции;

5) Коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов. Они создаются либо за счет паевых взносов предприятий-учредителей, либо на акционерной основе;

6) Центры коммерческой информации, маркетинговые центры по изучению спроса и конъюнктуры рынка;

7) Технологические бюро по проектированию товаров культурно-бытового назначения;

8) Инспекция по контролю за ценами, контроля за качеством продукции, налоговая инспекция и др.;

9) К элементам инфраструктуры рынка относятся складское, холодильное, транспортное и тарное хозяйства, хранилища сельскохозяйственной продукции.

Инфраструктура  создается различными субъектами рынка, местными органами с участием государственной  контрактной системы.

     Формирование  и развитие рыночной инфраструктуры в республике предусматривает:

- разработку  положений о торговых домах,  лизинге и факторинге (вид финансово-коммерческих  услуг, приобретение долгов предприятий), аудиторских и маркетинговых  формах;

- создание  центров подготовки специалистов  биржевого, брокерского корпуса,  работников банков и аудиторских фирм;

- организационно-экспертных  советов по основным направлениям  рыночной инфраструктуры;

-участие  в разработке и совершенствовании  систем связи и передачи информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РК 

     Реформирование  отечественной экономики и её перспективы сложно представить  без целенаправленной экономической  политики государства, где бы было найдено  оптимальное «распределение функций» между свободными силами рынка и  государственным регулированием хозяйственной жизни. Такой подход особенно важен в условиях Казахстана, где историческая память населения тесно связана с преобладающей ролью государства во всех сферах жизни, в том числе и в экономике.

      В переходный период должны были решены наиболее главные проблемы. Это приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно решение ключевых проблем социальной политики, которая в целом направлена на защиту лиц с низкими доходами.

      Известно, что рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи  с этим обстоятельством, важнейшими целями в переходный период были обозначены:

1) Развитие  рынка товаров и услуг. При этом речь идёт как о товарах производственного так и непроизводственного назначения. Подлинный рынок товаров не просто место продажи и купли, - это свободное ценообразование, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе.

2) Формирование финансового рынка. Речь идёт о рынке ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Финансовый рынок это вершина рыночной структуры. Переходный период необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима.

      По  большому счету, модель экономических  отношений, в основе которой лежит  взаимодействие рынка товаров и услуг, ценных бумаг, труда, была создана.

      Вместе с тем, переход к рынку обозначил и ряд важных проблем. Среди них особняком стоит проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования.

      Наиболее  полное включение отечественной  экономики в мировое хозяйство  предполагает приоритетное развитие тех  секторов экономики, которые по своей  значимости в наибольшей мере раскрывают внутренние потенции национальной экономики  как самостоятельной части мирового хозяйства.

      Для достижения этой цели важно обеспечить продуктивное использование уже  имеющегося потенциала. Необходимо также  уточнить приоритеты в направлении  предотвращения индустриального отставания от промышленно развитых стран мира. Сегодня актуально ускорить структурное преобразование экономического хозяйства страны, так как формула "вывоз сырья - ввоз готовой продукции" крайне невыгодна в точки зрения внешнеторговых отношений.

      Опыт  экономических реформ в Республике Казахстан показывает, что особенности перехода к качественно новой стратегии развития экономики и проводимых преобразований заключались в следующем:

-переход  от командно-административной к  рыночной экономике;

-налаживание  прямых экономико-политических отношений  со странами мира;

-выход  из союзной системы подчинения  и создания самостоятельной структуры  управления экономикой;

-стабилизация  экономической ситуации;

-установление  собственной денежной системы;

-разработка  национальной экспорто-ориентированной  стратегии.

      Общая идеология начального этапа характеризовалась активной либерализацией экономики. Освобождение основных механизмов распределения, обмена и производства от административного контроля должно было способствовать ведению и функционированию рыночных механизмов в экономике.

      Успехи  Казахстана в рыночных преобразованиях, экономический рост и повышение  уровня жизни населения общеизвестны и получили признание у мирового сообщества. В целях построения основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики в стране принимаются меры по ее диверсификации, развитию инфраструктуры и внедрению новых технологий.

      На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

      Экономика остаётся главным приоритетом развития Казахстана, а достижение максимально  высоких темпов экономического роста - основной задачей.

      Общеизвестно, что конкурентоспособность достигается не в тепличных условиях государственной поддержки, а в суровой борьбе с конкурентами. Оптимальная роль государства здесь видится в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации и открытости экономики, с другой - вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей.

      Поэтому основными направлениями развития экономики стали:

-дальнейшая либерализация экономики и развитие конкуренции через продолжение системных реформ и дебюрократизацию;

-усиление открытости казахстанской экономики;

-реализация Стратегии индустриально-инновационного развития;

-реализация программ развития села;

-развитие инфраструктуры.

      Инфраструктура  рынка, являясь неотъемлемой частью рыночных взаимоотношений, занимает немаловожную роль государственной политики Республики Казахстан. О роли этого аспекта рынка говорит то, какое место отведено формированию инфраструктуры в Стратегии развития Казахстана – «Казахстан - 2030».

      Основной  мыслью отмечено, что «транспортные потоки с востока на запад и наоборот исторически пролегали по территории нашей страны и их интенсивность на сегодняшний день не спадает. Задача Казахстана заключается в обеспечении конкурентоспособности отечественного транспортно-коммуникационного комплекса на мировом рынке и увеличении торговых потоков через нашу территорию.»

      Отрасль в определенном отношении достаточно развита и в долгосрочной перспективе  должна следовать стратегии концентрированного роста, заключающейся в диверсификации национального и поиске новых рынков, способных воспользоваться нашими транспортными и коммуникационными услугами. Данная стратегия будет способствовать все большему развитию автомобилестроения, туризма. системы сервиса, дорожного и капитального строительства и снижению транспортной составляющей в себестоимости отечественной продукции.

      Кроме того, на сегодняшний день перед Республикой Казахстан стоит задача создания в первую очередь собственной независимой и эффективной системы телекоммуникационных услуг, конкурентоспособной в будущем с аналогичными инфраструктурами развитых стран мира.

      Сегодняшнее состояние телекоммуникаций Казахстана, несмотря на достаточную плотность  линий по сравнению с другими  странами, становится серьезной экономической  проблемой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Информация о работе Создание и развитие рыночной инфраструтуры в Казахстане