Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Проблема экономического роста для экономической науки по историческим меркам относительно нова. К первым попыткам ее решения можно отнести теорию «динамики» классической школы и теорию «расширенного воспроизводства» К. Маркса. С конца XIX в. до 30-х гг. XX в. западные экономисты разрабатывали в основном динамику краткосрочного периода.
Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1 Постановка проблемы экономического роста в современной экономической теории…………………………………………………………….6
1.1.Экономический рост как экономическая категория………………………...6
1.2.Типы экономического роста…………………………………………………10
Глава 2 Факторы и социально-экономические последствия экономического роста……………………………………………………………………………….12
2.1.Источники и факторы экономического роста………………………………13
2.2.Последствия экономического роста………………………………………....17
Глава 3 Кейнсианская и неоклассическая теории экономического роста…..18
3.1.Кейнсианская теория экономического роста……………………………….18
3.2.Неоклассическая теория экономического роста……………………………20
Заключение………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….27
Р. Солоу вводит показатель технического прогресса в качестве самостоятельного фактора экономического роста в производственную функцию. Суммируя воздействие на производство всех качественных изменений техники, он считает, что показатель технического прогресса в этой функции представляет собой функцию времени. После появления этой модели представители неоклассической школы стали активно выявлять и другие факторы экономического роста. Наиболее значительный вклад в это внес в 60-е гг. американский экономист Э. Денисон, который в 1962 г. опубликовал работу "Источники экономического роста и стоящие перед ними альтернативы". В ней он попытался исследовать зависимость между объемом производимой продукции и качественными изменениями как со стороны труда, так и со стороны капитала, а именно, технический прогресс как таковой (как изменение конструкции машин), а также рост уровня концентрации производства (эффект масштаба), рост образовательного уровня работников (квалификации), улучшение организации и управления и т.д.
Из
модели Солоу следует важный вывод:
высокий уровень сбережений ведет
к более быстрому экономическому
росту, но это ускорение лишь движение
к новому устойчивому состоянию.
Сохранить высокие темпы
Наиболее
подробное доказательство возможности
равновесия в рамках неоклассической
теории роста дается в модели
английского экономиста
Дж. Мида. Она имеет явные преимущества
перед моделью Р. Солоу. Это, прежде всего,
то, что в ней систематически разработана
проблема функционирования экономической
системы совершенной конкуренции, которая
может меняться и развиваться в результате
роста населения, накопления капитала
и технического прогресса. Эта экономическая
система у Дж. Мида имеет следующие признаки:
Дж. Мид исходит из модернизированной производственной функции Кобба-Дугласа:
y = αk + βl + r, где
y – среднегодовой темп роста национального дохода,
k – среднегодовой темп роста объемов применяемого капитала,
l – среднегодовой темп роста объемов применяемого труда,
α и β – соответственно доли капитала и труда (прибыли и заработной платы) в национальном доходе,
r – среднегодовой темп технического прогресса.
Согласно этой модели, темп роста национального дохода (общественного производства) равен сумме темпов роста капитала и труда, взвешенных по доле их расходов в национальном доходе, и темпа технического прогресса. Опираясь на эту формулу и предполагая, что темпы технического прогресса и роста объемов труда постоянны, Дж. Мид делает вывод о том, что постоянство темпов роста национального дохода (устойчивый рост) будет достигнуто в том случае, если темпы роста капитала тоже будут устойчивыми и, более того, равными темпам роста национального дохода. Если темпы роста капитала превысят темпы роста национального дохода, то, по мнению автора, вступит в действие механизм, автоматически снижающий темпы накопления капитала. Этот механизм видится таким: если по условиям модели доля сбережений в доходах постоянна, то прирост сбережений, нужный для финансирования более высоких темпов накопления капитала, будет отставать и, тем самым, сдерживать объемы накопления. Обратная ситуация будет наблюдаться в случае, если темп роста капитала окажется меньше темпа роста национального дохода. Если же темпы роста объемов труда превысят темпы роста накопления капитала, то в такой ситуации включается другой механизм – замещение труда капиталом, и новое сочетание факторов производства (при сохранении постоянства распределения дохода между ними) обеспечит их полную занятость. Тогда и рост сохранится устойчивым.
Описанная модель устойчивого экономического роста применима, как подчеркивает Дж. Мид, к абстрактным экономическим условиям (т.е. предполагает большое количество значительных ограничений), т.е. когда действуют законы предельной производительности и когда производственные факторы могут сочетаться в любых пропорциях и комбинациях. Однако в реальной экономике такие условия складываются далеко не всегда. Так, если технические параметры производства (капиталоемкость или капиталовооруженность) жестко зафиксированы, то рост трудоспособного населения (в случае отсутствия накопления капитала) не приведет к росту производства, поскольку он весь будет «уходить" в безработицу. В противном случае (т.е. когда накопление капитала будет опережать рост трудоспособного населения) появятся избыточные производственные мощности. Но и в этих случаях, по мнению Дж. Мида, существуют способы достижения динамического равновесия.
В случае возникновения
Этот рецепт Дж. Мид подкрепляет требованием проводить такую кредитно-денежную политику, которая обеспечивала бы конкуренцию и реальное перераспределение дохода, а, значит, и устойчивость относительных цен и восстановление равновесия. Государству в модели Дж. Мида отводится только косвенная стабилизирующая роль, поскольку в целом оно, по мнению автора, своими бюджетными расходами вносит только дисбаланс в развитие экономики.
У неоклассиков сбережения — пассивный элемент экономического роста, а инвестиции — активный. Фундаментальные модели были разработаны Дж. Робинсон, Е. Кальдором, С. Мирлисом.
Таким образом, можно сделать вывод, что неоклассические модели экономического роста базируются на создании стоимости продукта всеми производственными факторами, каждый из которых создает свою часть стоимости.
Представители неоклассического направления считают, что механизм свободной конкуренции приводит к полному использованию факторов производства путем воздействия на их цены. Например, если темпы инвестиций будут слишком высокими, то цены на ресурсы возрастут. Это заставит предпринимателей сократить производство, что приведет к сокращению спроса на факторы производства и снижению цен на них. Условием сбалансированного роста, при котором спрос равен предложению, они считают и устойчивую денежную систему, в силу чего регулирующую роль государства сводят только к проведению кредитно-денежного регулирования.
Одним
из важнейших инструментов борьбы неоклассической
школы против кейнсианства явилась
теория экономического роста, которая
сформировалась в первые два десятилетия
после Второй мировой войны. Она не
только явно противостояла неокейнсианской
теории динамики, но и стала заметным прогрессом
в развитии самой неоклассической школы,
поскольку в этой теории анализируется
ряд макроэкономических проблем (в том
числе и условия сбалансированного экономического
роста), которые раньше не входили в поле
зрения неоклассиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП). Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени.
Экономический рост
В первой главе, рассмотрев типы экономического роста необходимо отметить, что при экстенсивном экономическом росте происходит сокращение уровня безработицы, достигается полная занятость населения, которая позволяет увеличить темпы роста производства. Но это явление временное, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. Значит, данный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.
Следовательно, можно придти к выводу, что экстенсивный путь практически исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако следует заметить, что экстенсивный путь дал рождение новому типу развития - интенсивному.
Создав основу для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. В настоящее время в индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста, они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе экономического роста. Однако в условиях научно-технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом экономического роста в западных индустриальных странах, в том числе и нашей Республике, становится интенсивный тип экономического роста.
Во второй главе рассмотрены факторы и социально-экономические последствия экономического роста. Главным фактором можно выделить инвестиции, вкладываемые в производство, которые увеличивают массу капитала на предприятиях и в экономике в целом.
Существует множество факторов (природные ресурсы, трудовые ресурсы, предпринимательские способности, основные производственные фонды, научно-технический прогресс, совокупный спрос и др.), влияние которых на экономический рост можно измерить. Но есть и такие (социальная, культурная и политическая атмосфера в стране, уровень экономической свободы), влияние которых нельзя измерить.
Экономические последствия охватывают стадию производства. Социальные последствия определяются экономическими и охватывают фазы распределения и потребления.
В третьей главе курсовой работы было выявлено, что теоретическими источниками моделей экономического роста являются кейнсианская теория макроэкономического равновесия и неоклассическая теория производства.
Кейнсианские модели однофакторные, так как рост производства рассматривается как функция капитала. Здесь учитываются не цены производственных факторов, а лишь технические условия производства.
Неоклассические
модели экономического роста базируются
на создании стоимости продукта всеми
производственными факторами, каждый
из которых создает свою часть стоимости.
При этом факторы производства независимы
и взаимозаменяемы. Между выпуском продукции
и ресурсами, необходимыми для ее производства,
существует определенная зависимость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ