положение. Предприятие способно
покрывать задолженность по своим
краткосрочным обязательствам
за счет своих же собственных денежных
средств, не привлекая быстро-
и медленно реализуемые активы.
Благодаря высокой обеспеченности
собственным капиталом,
необходимым для успешного
осуществления производственно-хозяйственной
деятельности, предприятие
имеет высокую финансовую устойчивость
и
платежеспособность. Так, например,
коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами
колеблется в пределах 0,89-0,99 при
нормальном значении 0,1 и более.
Коэффициент маневренности собственного
капитала у данного предприятия
находится на уровне 0,60-0,68 при нормальном
значении 0,05 и более. Коэффициент
обеспеченности запасов при нормальном
значении 0,5 и более колеблется
в пределах 1,18-1,31.
Все это позволяет предприятию
оставаться «на плаву». Однако ценой
этому являются низкая рентабельность
и старение основных производственных
фондов, выражающееся в физическом
и моральном износе. В результате из-за
отсутствия необходимых финансовых
ресурсов ППЗ «Канашский» не может
провести модернизацию производства,
которая позволила бы повысить
эффективность производства.
Важным направлением повышения доходности
являются увеличение выращивания
бройлерных кур и организация их 7
переработки у себя. В данном
случае предприятию было бы выгоднее не
реализовывать сырое мясо кур,
а организовать его переработку в готовую
мясную продукцию (куриный рулет,
куриную колбасу) с более высоким
содержанием добавленной стоимости.
Однако отсутствие финансовых ресурсов
не позволяет осуществить такую
реконструкцию. В результате возникает
замкнутый круг. Сельхозпредприятие
в результате проводимой государством
экономической политики не
имеет собственных средств для осуществления
расширенного воспроизводства,
а кредитные ресурсы при существующем
уровне рентабельности для
предприятия недоступны. Экономическое
положение предприятия значительно
ухудшится после вступления нашей
страны в ВТО, поскольку при
существующем уровне эффективности
производства данное предприятие
не сможет составить конкуренцию
дотируемым государством западноевропейским
сельхозпроизводителям.
В этих условиях для сохранения
и развития отечественного АПК
необходимы следующие меры
прямой государственной поддержки на
основе
стратегического развития планирования
и программно-целевого управления
развитием агропромышленного
производства и сельских территорий:
1. Требуется многократное
увеличение прямой бюджетной
поддержки
отечественного АПК с учетом
имеющегося мирового опыта, состояния
мирового рынка продовольствия
и имеющихся возможностей государства.
Существующие объемы бюджетных
ассигнований на поддержку АПК при
существующих проблемах являются
мизерными. По расчетам экономистов на
эти цели в 2008-2010 гг. выделено
соответственно 1,79%, 1,52%, 1,54%. В США
доля расходов бюджета Министерства
сельского хозяйства в 2007 г. составила
3,31% всех расходов федерального
бюджета. Это при том, что, по оценкам
географов и агроклиматологов,
средняя природная продуктивность гектара
сельхозугодий в США в 2,7 раза
выше, чем в РФ. Представляется 8
целесообразным законодательно
установить минимальные расходы на
поддержку АПК на уровне не
ниже 5% расходов федерального бюджета
РФ1
.
2. Нужно придать более
масштабный и целенаправленный
характер
мероприятиям, направленным
на развитие села. Реальное социальное
развитие
села не сводится к механическому
выравниванию уровня жизни городского
и
сельского населения. Село имеет
свои специфические проблемы, требующие
осуществления специфических
мероприятий: например, развитие
альтернативных (несельскохозяйственных)
видов деятельности в сельской
местности, таких как переработка
сельхозпродукции и возрождение
традиционных сельских территорий
Центральной России.
3. Необходимо создать
временный режим наибольшего
благоприятствования для отечественных
производителей сельхозпродукции.
Последнее включает: а) регулирование
уровней и соотношений (ценового
паритета) на продукцию отраслей
АПК; б) пролонгацию льготного
налогообложения для производителей
сельхозпродукции; в) повышение
действенности таможенно-тарифного
регулирования в отношении этой
продукции; г) использование
временных налоговых преференций для
частных
инвесторов, вкладывающих средства
в развитие агропромышленного
производства.
4. Необходимо инициировать
и поддерживать интеграционные
процессы
в сельской местности как на
основе создания производственных и
потребительских сельскохозяйственных
кооперативов, ассоциаций союзов
производителей, так и путем
интеграции личных подсобных хозяйств
населения и фермерских хозяйств
в структуры, обслуживающие крупные
финансово-промышленные объединения.
Подобный опыт, имеющийся в
Республике Мордовия, показал
высокую экономическую эффективность.
5. В связи с изменением
ситуации на мировом продовольственном
рынке
России следовало бы инициативно
и активно участвовать в формировании
новой структуры и правил функционирования
этого рынка, которые бы
отличались от существующей
биполярной структуры (лидеры-экспортеры
и
аутсайдеры-импортеры) отношений
в рамках ВТО. В этих условиях было бы
целесообразно активизировать
деятельность государственной организации
ОАО «Объединенная зерновая
компания», сделав ее проводником
государственной политики РФ
на мировом рынке продовольствия.