Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:30, контрольная работа
С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие – проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи – проблемы создания и распределения богатства; четвертые – проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей.
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА_____________________4
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ И ЭФФЕКТ ДОХОДА. ТОВАРЫ ГИФФЕНА. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ_____10
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРЕТНОЙ ФИРМЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ. ОГРАНИЧЕНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ_____________________________14
ОСОБЕННОСТИ СПРОСА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС______________________________________19
ТЕОРИЯ ПРИБЫЛИ. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ВИДЫ ПРИБЫЛИ. НОРМА ПРИБЫЛИ___________________________________________21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________25
СИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________ 26
Самый известный парадокс в экономической теории - "парадокс Гиффена". Английский экономист прошлого века Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться. Это явление и получило название "парадокса Гиффена". В экономической теории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особо нормальные товары [2] и "товары Гиффена".
Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: "Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса"[3].
Таким образом "парадокс Гиффена" рассматривается как исключение из закона. Есть несколько очень логичных интерпретаций этого явления в более сложной постановке, в том числе и с помощью инструментария математического моделирования, когда рассматривается общая система взаимосвязей товаров, цен, объемов и доходов. При этом приходится делать ряд допущений о замкнутости системы, о характере доходов и тому подобное.
К тому же известно, что открытое Гиффеном явление вовсе не является исключением из совокупности всех экономических наблюдений, именно поэтому теоретики и говорят о "товарах Гиффена", а не об одном товаре.
Рассмотрим рисунок (1) - Классические кривые спроса и «парадокс» Гиффена.[4]
Рис.1. Классические кривые спроса и "парадокс Гиффена".
Если рассматривать кривую спроса в классической постановке, то легко убедиться в том, что действительно по закону спроса такое поведение потребителей в принципе невозможно - с увеличением цен на товар объемы его приобретения должны уменьшаться, но не увеличиваться. Увеличение объемов спроса при одновременном увеличении цен по сути классической теории означает переход от старой кривой спроса при доходе C1 к новой кривой спроса при новых, более высоких доходах C2, что показано стрелкой на рисунке 1.
ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (излишек покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.
Термин «излишек потребителя» впервые применил французский инженер и экономист Ж. Дюпюи (1804–1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений (мостов, каналов, дорог).
Излишек потребителя показывает,
насколько лучше в среднем
живут отдельные люди, поскольку
различные потребители
Рис. 2. Излишек потребителя. [5]
Излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму излишка потребителя.
В долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными, поэтому чтобы определить оптимальный объем выпуска не с технической, а с экономической точки зрения используют методы, разработанные ординалистской теорией потребительского выбора. Это нахождение точки касания бюджетной линии и кривой безразличия. В качестве кривой безразличия для фирмы выступает изокванта, а в качестве бюджетной линии выступает изокоста.
Изокванта (кривая равных объемов) – это кривая, каждая точка которой показывает разные комбинации используемых ресурсов производства, но все эти комбинации дают одинаковый объем выпуска продукции.
Классический пример изокванты дал американский экономист Ф. Моор. Он исследовал связь факторов производства в транспортировке нефти. Главными функциями, влияющими на выпуск, он исследовал мощность насоса и диаметр трубопровода.
Угол наклона изокванты показывает закономерность одного производственного ресурса другим, или, иначе говоря, угол наклона изокванты характеризует предельную норму технологического замещения (MRTS). Если двумя ресурсами являются труд и капитал, то MRTS показывает на сколько нужно увеличить затраты капитала при уменьшении числа работников на единицу, чтобы объем выпуска сохранить на прежнем уровне. По углу наклона изокванты можно судить о том, каков характер производства. Абсолютное значение предельной нормы технологического замещения постоянно уменьшается. Следовательно, уменьшаются возможности заменять один производственный ресурс другим. Эта закономерность отражает специфический характер ресурсов, который проявляется в выпуклости КПВ. Задавая разные объемы выпуска можно получить иное семейство изоквант.
Рис.3. Изокванта.[5]
Чем дальше от начала координат
расположена изокванта, тем больший
объем выпуска она
Изокоста (линия равных издержек) – это кривая, которая показывает различные комбинации двух ресурсов производства, общая стоимость которых одинакова.
Рис.4. Изокоста. [5]
Наиболее выгодный с экономической точки зрения объем выпуска достигается в точке касания изокосты и изокванты. Ограничителем в решении данной задачи выступает сумма денег, которую фирма может потратить на закупку ресурсов.
Рынок совершенной
конкуренции характеризуется
Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности.
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.
Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.
Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли. [5]
Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности.
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.
Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.
Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли. [6]
На рынках факторов производства также действуют законы спроса и предложения. Однако специфика самих объектов купли-продажи обуславливает и некоторые особенности, как спроса и предложения экономических ресурсов, так и формирования их равновесной цены. Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное владение, на рынках факторов производства покупатель приобретает только услуги, которые этот фактор может оказать. Иными словами, приобретение такого фактора производства, как рабочая сила, вовсе не означает, что ее покупатель становится владельцем работника, обладающего данными знаниями и умениями. В отношении таких факторов производства как капитал и земля, возможно их приобретение как в полную собственность, так и только услуг названных факторов. Во-вторых, специфической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что он имеет производный, вторичный характер, т. е. определяется спросом на готовую продукцию, производимую с помощью данного ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его выпуска. В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. люди, способные наладить производство необходимых обществу благ. В-четвертых, особенность спроса на экономические ресурсы состоит в том, что спрос на ресурсы является взаимозависимым. В производственном процессе различные ресурсы взаимодействуют друг с другом. Они взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга, иногда конкурируют. Производительность одного фактора производства зависит от эффективности другого. Взаимозависимость ресурсов означает также, что в большинстве случаев невозможно сказать, сколько продукта было произведено каким-либо из производственных ресурсов отдельно от других. В-пятых, специфика предложения на этих рынках обусловлена редкостью экономических ресурсов и производных от них факторов производства. Если бы не существовало проблемы ограниченности ресурсов, то не существовало бы проблемы выбора и все потребности общества были бы удовлетворены. Однако ресурсы редки, и степень редкости во многом определяет предложение и стоимость факторов производства на рынке. [7]
ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС [derived demand] — спрос на товары, обусловленный ростом производства, в ходе которого потребляются эти товары. Предположим, увеличился спрос на велосипеды, поэтому выросло их производство. Но оно в свою очередь вызвало производный спрос на металл, резину и т. д. Иногда вообще спрос на ресурсы, используемые для производства некоторых конечных продуктов, называют производным (в отличие от прямого спроса на эти конечные продукты). [8]
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. [9]
Источниками образования
прибыли розничной торговли являются:
чистый доход, созданный в отраслях
материального производства и перераспределяемый
через скидки и наценки в торговлю;
чистый доход, созданный трудом работников
торговли, занятых продолжением процесса
производства в сфере товарного
обращения (доработка, фасовка, упаковка,
транспортировка, хранение товаров
и др.).
На отдельных этапах развития советской
торговли соотношение между вышеуказанными
двумя источниками образования прибыли
изменялось. В настоящее время доля торговой
прибыли, созданной трудом работников
торговли, занятых продолжением процесса
производства в сфере обращения, составляет
преобладающую часть всей прибыли. В перспективе
эта часть чистого дохода будет убывать,
а доля чистого дохода, созданного в отраслях
материального производства, — увеличиваться.
Это связано с дальнейшим совершенствованием
общественного разделения труда и объективной
необходимостью перемещения производственных
операций (фасовка, упаковка, доработка
и т. п.) из торговли в отрасли материального
производства.
Для определения действительных величин
и соотношений между указанными выше двумя
источниками образования прибыли необходимо
знание суммарного прибавочного продукта
торговли. Его величина идет на покрытие
чистых издержек обращения и образование
торговой прибыли.
При этом возможны три случая: При данном соотношении торговая прибыль образуется не только за счет прибавочного продукта, созданного в торговле, но и прибавочного продукта отраслей материального производства.
Виды прибыли: