Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 17:36, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – рассмотреть сущность, формы и эволюцию современных денег. Объектом исследования являются деньги. Предмет исследования – современные деньги, их сущность, формы, эволюция. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. На основании теории, систематизировать знания о сущности современных денег, их происхождение и виды;
8. Механизм денежно-кредитного
регулирования, представляющий собой
набор инструментов денежно-кредитного
регулирования (методов); права и обязанности
органов, осуществляющих денежно-кредитное
регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного
регулирования.
9. Порядок установления валютного
курса, который определяется на основе
котировки. Котировка – определение и
установление курса иностранной валюты
по отношению к национальной валюте. Котировка
валют позволяет определить соотношение
двух денежных единиц, предложенных для
обмена. Это соотношение не может быть
постоянным, так как меняются спрос и предложение
на валютном рынке. Котировку проводят
центральные (национальные) банки и крупнейшие
коммерческие банки. Различают официальную
и свободную (рыночную) котировки валют.
10. Кассовая дисциплина – это
набор общих правил, форм первичных кассовых
документов, форм отчетности, которыми
должны руководствоваться предприятия
и организации всех форм собственности
при организации налично-денежного оборота,
проходящего через их кассы. Контроль
за соблюдением кассовой дисциплины возложен
на коммерческие банки.
11. Институты денежной системы
– государственные и негосударственные
учреждения, регулирующие денежное обращение.
Принципы организации денежной
системы. Для нормального функционирования
денежная система должна быть организована
в соответствии с определенными правилами,
которые устанавливает государство, то
есть основополагающими принципами.
Рассмотрим некоторые принципы,
по которым строится современная денежная
система рыночного типа.
Принцип централизованного
управления денежной системой. Этот принцип
существует и в первом типе денежной системы,
свойственном административно-распределительной
модели экономики. Однако при этой модели
управление осуществлялось с помощью
директивных актов правительства, которые
были обязательны для выполнения всеми
государственными банками и их филиалами
во всех регионах разных стран. Управление
денежными системами в условиях рыночной
системы характеризуется тем, что на первый
план выступают не административные методы
планирования (хотя и они имеют место),
а экономические, когда государство через
аппарат центральных банков ставит на
рынках такие условия, которые заставляют
банки, финансовые институты и другие
юридические лица принимать нужные государству
решения.
Принцип централизованного
управления национальной денежной системой
реализуется через потребности развития
страны в решении общих целей и задач по
созданию единой централизованной денежной
системы.
Принцип прогнозного планирования
денежного оборота. Он означает, что как
централизованные, так и децентрализованные
планы денежного оборота и его составных
частей подготавливаются не как директивные
планы, обязательные для выполнения конкретными
органами, отвечающими за их выполнение,
а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым
надо стремиться. Исключение составляет
такой финансовый план, как государственный
бюджет, который при любом типе денежной
системы остается директивным планом,
за выполнение которого отвечает правительство
и, как правило, министерство финансов
страны.
Принцип устойчивости и эластичности
денежного оборота. Этот принцип означает,
что изменение массы денег, находящихся
в обороте, должно соизмеряться с потребностями
национальной экономики: возрастать при
увеличении потребности, уменьшаться
при сокращении потребности, при этом
не допускать развития инфляционных процессов
в стране.
Принцип кредитного характера
денежной эмиссии. В соответствии с этим
принципом появление новых денежных знаков
(безналичных и наличных) в хозяйственном
обороте возможно только в результате
проведения банками кредитных операций.
Из других источников, включая казначейства
стран, денежные знаки в оборот не должны
поступать.
Принцип обеспеченности выпускаемых
в оборот денежных знаков. В условиях рыночной
модели экономики денежные знаки обеспечиваются
находящимися в активах банков товарно-материальными
ценностями, золотом и другими драгоценными
металлами, свободно конвертируемой валютой,
ценными бумагами и другими долговыми
обязательствами.
Принцип независимости центрального
банка от правительства и подчиненность
его парламенту страны. Выражается в том,
что центральный банк является структурой,
контролируемой парламентом, законодательным
органом власти и не подчинен исполнительной
власти, т.е. правительству. Этот принцип
обусловливает способность центрального
банка выполнять одну из важнейших его
функций — поддержание устойчивого курса
национальной валюты, соответствующего
тенденциям в развитии экономики страны.
Принцип предоставления правительству
денежных средств только в порядке кредитования.
Обычно в законодательствах стран с рыночной
экономикой имеется положение о том, что
центральный банк не должен финансировать
правительство, а средства ему предоставлять
в порядке кредитования под определенное
обеспечение (принадлежащие государству,
федерации или субъектам федерации недвижимость,
товарно-материальные ценности, государственные
ценные бумаги, другие ценные бумаги).
Применение данного принципа позволяет
не втягивать деньги в постоянное покрытие
дефицита федеральных и местных бюджетов
и не давать тем самым стимула к развитию
инфляционного процесса. Кроме того, соблюдение
данного принципа заставляет правительство
изыскивать другие источники поступлений
средств в бюджет для покрытия федеральных
и местных расходов. Принцип комплексного
использования инструментов денежно-кредитного
регулирования. Сущность его заключается
в том, что центральный банк не должен
ограничиваться каким-либо одним инструментом
денежно-кредитного регулирования для
поддержания устойчивости денежного оборота,
а должен использовать комплекс этих инструментов,
иначе должного эффекта достигнуть не
удается.
Принцип надзора и контроля
за денежным оборотом - неотъемлемая функция
системы государственного управления
финансами. Государство через банковскую,
финансовую систему, налоговые органы
должно обеспечивать постоянный контроль
как за всем денежным оборотом в целом,
так и за отдельными денежными потоками
в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля
является и соблюдение субъектами денежных
отношений основных принципов организации
как наличного, так и безналичного оборота.
Постоянный надзор и контроль осуществляются
уполномоченными государственными органами
(финансовыми, налоговыми, банковскими)
за наличным и безналичным денежным оборотом.
Принцип функционирования исключительно
национальной валюты на территории страны.
В соответствии сданным принципом на территории
страны законным платежным средством
для осуществления платежей и расчетов
является только национальная валюта.
Население имеет право покупать и продавать
иностранную валюту, размещать ее во вклады
в коммерческих банках, использовать в
качестве платежного средства за рубежом.
2.2. Сущность оборота и
эмиссии денег
Денежный оборот представляет
собой процесс непрерывного движения
денежных знаков в наличной и безналичной
формах. Такое определение соответствует
содержанию современного денежного оборота,
где движение совершают именно денежные
знаки, а не другие виды денег.
Платежный оборот — это процесс
непрерывного движения средств платежа,
существующих в данной стране. Он включает
не только движение денег, но и движение
других средств платежа (чеков, депозитных
сертификатов, векселей и т. д.). Следовательно,
денежный оборот является составной частью
платежного оборота.
Денежное обращение также служит
составной частью денежного оборота. Обращение
денежных знаков предполагает их постоянный
переход от одних юридических или физических
лиц к другим. Таким образом, обращаться
могут только наличные деньги.
Безналичные денежные знаки
в виде записей по депозитным банковским
счетам не обращаются. Каждая новая товарная
или нетоварная сделка или платеж требуют
и новой записи по банковским счетам. Одной
записью нельзя обслужить несколько товарных
сделок. Поэтому понятие “денежное обращение”
можно отнести только к части денежного
оборота, а именно — к налично-денежному
обороту.
Денежно-платежный оборот —
часть денежного оборота, где деньги функционируют
как средство платежа, независимо от того,
безналичный это оборот или наличный.
Деньги, находящиеся в обороте,
выполняют функции средства платежа и
средства обращения. Функцию меры стоимости
деньги, находящиеся в денежном обороте,
не выполняют. Эту функцию деньги выполнили
до вхождения в денежный оборот, участвуя
в установлении цены на товары.
Поэтому данная функция влияет
только на массу денег, входящих в денежный
оборот, а, следовательно, и на величину
денежного обращения.
Денежный оборот включает каналы
движения денег:
− между центральным банком
и кредитными организациями;
− коммерческими банками;
− предприятиями и организациями;
− банками, предприятиями и
организациями;
− банками и населением;
− предприятиями, организациями
и населением;
− физическими лицами;
− банками и финансовыми институтами
различного назначения;
− финансовыми институтами
различного назначения и населением.
По каждому из этих каналов
деньги совершают встречное движение.
Структура денежного оборота определяется
по следующим признакам:
1. В зависимости от
формы функционирующих в нем денег. По
этому признаку денежный оборот подразделяется
на безналичный и налично-денежный обороты.
Однако, несмотря на всю важность такой
классификации, она не отражает экономического
содержания отдельных частей денежного
оборота.
2. С учетом характера отношений,
которые обслуживает та или иная часть
денежного оборота. В зависимости от этого
признака денежный оборот включает:
− денежно-расчетный оборот,
который обслуживает расчетные отношения
за товары и услуги и отношения по нетоварным
обязательствам юридических и физических
лиц;
− денежно-кредитный оборот,
обслуживающий кредитные отношения в
хозяйстве;
− денежно-финансовый оборот,
обслуживающий финансовые отношения в
хозяйстве.
3. В зависимости от
субъектов, между которыми двигаются деньги.
По этому признаку структура денежного
оборота будет такова:
− оборот между банками (межбанковский
оборот);
− оборот между банками и юридическими
и физическими лицами (банковский оборот);
− оборот между юридическими
лицами;
− оборот между юридическими
и физическими лицами;
− оборот между физическими
лицами.
Денежная эмиссия - создание
и поступление в денежный оборот различных
платежных средств. Потребность хозяйственного
оборота и государства в деньгах стимулирует
рост денежной массы и определяет эмиссию
денег.
Под собственно денежной эмиссией
понимается выпуск в обращение дополнительного
количества денежных знаков и платежных
средств, приводящий к росту денежной
массы.
Задача эмиссии - погасить государственные
расходы или нарастить денежную массу
для нужд экономики.
Эмиссия называется наличной,
когда в оборот вводятся наличные денежные
средства (банкноты и монеты); и безналичной
- когда эмитируются безналичные деньги.
Эмиссия безналичных денег
первична и осуществляется посредством
зачисления дополнительно выпускаемых
денег на корреспондентские счета в кредитных
институтах (банках) в виде кредитов Центрального
банка или бюджетных ассигнований.
Эмиссию наличных денег проводят
Центральный банк РФ и его расчетно-кассовые
центры (РКЦ). Они открываются в различных
регионах страны и выполняют расчетно-кассовое
обслуживание расположенных в этих регионах
коммерческих банков. Для эмиссии наличных
денег в расчетно-кассовых центрах открываются
резервные фонды и оборотные кассы. В резервных
фондах хранится запас денежных знаков,
предназначенных для выпуска их в обращение,
в случае увеличения потребности хозяйства
данного региона в наличных деньгах. В
оборотную кассу расчетно-кассового центра
постоянно поступают наличные деньги
от коммерческих банков, но и из нее постоянно
выдаются наличные деньги. Таким образом,
деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном
движении; они считаются деньгами, находящимися
в обращении.
Наличные деньги трансформируются
из безналичных денег, находящихся на
депозитных счетах, и представляют собой
составную часть денежной массы, созданной
коммерческими банками, в результате действия
механизма банковского мультипликатора.
Банковский мультипликатор
представляет собой процесс увеличения
(мультипликации) денег на депозитных
счетах коммерческих банков в период их
движения от одного коммерческого банка
к другому.
Управление механизмом банковского
мультипликатора, следовательно, эмиссией
безналичных денег осуществляется исключительно
Центральным банком, в то время как эмиссия
производится системой коммерческих банков.
Центральный банк, управляя механизмом
банковского мультипликатора, расширяет
или сужает эмиссионные возможности коммерческих
банков, тем самым выполняя одну из основных
своих функций - функцию денежно-кредитного
регулирования.
Современная денежная эмиссия
имеет кредитный характер, так как главным
каналом эмиссии является выдача эмиссионных
кредитов Центральным банком, при которой
происходят увеличение остатков денежных
средств на банковских счетах и соответствующий
рост денежной массы. Основной канал изъятия
денег из оборота - соответственно гашение
эмиссионных кредитов.
В зарубежных странах эмиссия
называется депозитно-чековой, потому
что при выдаче эмиссионных кредитов формируются
депозиты (остатки) на счетах клиентов
для выдачи чеков, обслуживающих платежный
оборот. В нашей же стране различные авторы
по-разному называют такой вид эмиссии:
и безналичной, и депозитной, и кредитной.
Поэтому нельзя дать однозначного ответа
на вопрос, какой вид денежной эмиссии
имеет в данное время преимущественное
значение. Но можно сказать с уверенностью,
что кредитный характер денежной эмиссии
на сегодняшний день является одним из
основополагающих принципов организации
денежной системы государства.