Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 23:54, доклад
В современной экономической науке проблемы, связанные с государственным регулированием экономики, по-прежнему значимы и актуальны. Несмотря на то, что на сегодняшний день практически все течения экономической науки говорят о необходимости вмешательства государства в экономику, нет единого мнения о степени и границах данного вмешательства.
В современной экономической
науке проблемы, связанные с государственным
регулированием экономики, по-прежнему
значимы и актуальны. Несмотря на
то, что на сегодняшний день практически
все течения экономической
Экономическая мысль в своем развитии всегда останавливалась на решении проблемы богатства общества, т.к. от решения этой проблемы зависит жизнь и благосостояние всего населения. Экономисты, прежде всего, задавались вопросами: Что является богатством?; Как достичь богатства? и Какова роль государства в достижении богатства общества?. Каждая экономическая школа отвечала на эти вопросы по-своему. И неудивительно, что многие достижения экономической науки возникли именно в ходе решения данных вопросов.
Уже несколько столетий ведутся споры о роли государства в экономике, его положительном и отрицательном влиянии на экономические процессы. Различные экономические школы (меркантилизм, классическая школа, кейнсианство, монетаризм, институционализм) подходят по-разному к этой проблеме. Если сторонники кейнсианского направления придерживаются мнения, что рыночная экономика не является саморегулирующейся системой и государство играет важнейшую роль в экономике, то классическая и неоклассическая школа настаивает на обратном.
Первой научной экономической школой принято считать меркантилистов. Время ее возникновения (XVII век) - период раннего капитализма в Европе. Меркантилисты считали, что только детальное руководство со стороны государства способно обеспечить богатство и порядок в хозяйственный жизни общества. Пришедшая на смену меркантилистам новая
школа - физиократы (XVIII век) провозгласила господство «естественного порядка», в обществе, т.е. порядка, предопределенного природой - и вообще отрицала возможность сколько-нибудь положительного влияния государства на экономику. Именно эта школа выдвинула принцип Lassier faire (лассэ фэр), т.е. полного невмешательства государства в экономику. В настоящее время этот принцип известен как принцип полного экономического либерализма. Классическая школа, возникшая в эпоху свободной конкуренции, когда основой экономики являлись рынок и свобода выбора, ограничивала государственное вмешательство в экономику строгими рамками. В XVIII -начале XX в.в. преобладала идея, согласно которой экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране частной собственности и самостоятельности принятия решений. Отсюда броский тезис: государство это «ночной сторож частной собственности».
Со второй половины
XIX века национальное производство достигло
невиданных ранее масштабов. Конец
века ознаменовался скачком в
научно-техническом развитии и появлением
ряда новых отраслей, т.е. углублением
общественного разделения труда. Началось
наступление на рынок со стороны
монопольных структур. Государственное
регулирование стало
Именно со второй половины XX века основной проблемой, которую решают современные экономические школы является проблема государственного регулирования экономики. Различия между школами
заключаются лишь в
определении степени
На смену «классикам» пришло «кейнсианство», сущность которого можно представить следующими идеями: государственное регулирование рынка необходимо, но оно может быть лишь краткосрочным конъюнктурным вмешательством; основной объект манипулирования — совокупный спрос. Отсюда и особое внимание кейнсианцев к экономической политике государства. В середине 70-х годов XX века инфляция становится постоянным фактором экономического развития. Это означало конец «эпохи кейнсианства», ибо стимулирование рыночного спроса приводило к неуправляемой разрушительной инфляции. Новая экономическая реальность требовала новой концепции макроэкономического регулирования. В этот период появляются новые течения в экономической мысли, которые принято называть неоклассическими. Новая экономическая мысль, сохранив главное методологическое достижение кейнсианства - идею о необходимости государственного регулирования рыночной экономики, вынуждена была отказаться от «прикладного» содержания кейнсианства. На авансцене оказалась так называемая «чикагская школа» (известная как монетаризм), выдвинувшая следующие идеи: рыночная экономика по своей природе конкурентна; вмешательство государство а экономику должно быть ограничено; основной объект манипулирования - сфера денежного обращения.
В середине XX века в рамках современных экономических школ появляются теории экономической политики. Это теория экономических порядков В. Ойкена. Под экономическим порядком Ойкен понимал "рамочные" условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институтов и законов, представляющих «свод данных», необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия. Экономический порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему. [32]
Базовой теорией экономической политики принято считать концепцию, предложенную в 50-е годы XX века Я. Тинбергеном. Согласно этой теории составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния, инструменты для достижения этих целей, которыми располагает правительство, модель, связывающая цели и инструменты, позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. Экономическим открытием, перешагнувшим через традиционные подходы, стала "Теория общественного выбора" Дж. Бьюкенена В этой теории политика рассматривается как процесс обмена. Бьюкенен предложил распространить рыночные категории на анализ политических процессов, выступил с понятием политического рынка. [28]
Для теорий экономической политики характерно то, что регулярная экономическая политика представляется в следующей последовательности эпизодов: появление объективных трудностей, - политические действия, включающие оценку трудностей, принятие решений и их законодательное утверждение - экономический эффект, т.е. реакция рынка, экономических агентов.
Проблема современных
научных теорий и школ в контексте
исследования государственного воздействия
экономики на экономические процессы
заключается в следующем.
Эффективность сегодня — одна из главных характеристик человеческой деятельности. Она является важнейшей категорией экономической науки. Однако единого понимания понятия эффективность не наблюдается до сих пор. Да и возможно ли это, если этот термин употребляется практически во всех сферах деятельности человека, практически во всех науках. Понятие "эффективность" весьма сложно по смыслу, заложенному в нем. Сложность этого понятия возрастает в связи с различными интерпретациями его содержания, которые встречаются в соответствующей литературе.
В настоящее время
в общеметодологическом аспекте
эффективность стало
Простейшее представление об экономической эффективности можно получить в результате сопоставления полезного эффекта (результата) и затрат. Повысить эффективность — значит добиться сокращения затрат на единицу эффекта (единицу продукта, объем производства и т.д.) или увеличить эффект на прежнюю величину затрат (материальных, финансовых и трудовых). Рост эффективности производства требует такого ведения хозяйства, при котором каждый рубль, вложенный в производственный объект, затраченный на сырье, материалы, топливо и энергию, оплату труда работников, давал бы максимальную отдачу, чтобы объем выпускаемой готовой продукции быстро увеличивался, а совокупные затраты на единицу продукции уменьшались.[10]
Ни одна научная теория не предлагает модели или метода для определения эффекта от государственного вмешательства в экономику, хотя именно в достижении положительного эффекта на экономику и состоит смысл государственного регулирования.
Чаще всего как
основной показатель эффективности
государственной экономической
политики рассматривается экономический
рост. В современной экономике
существуют множество моделей
классических моделях. Но ни в одной модели не выделяется (не рассматривается):
1. Комплексный подход
к определению эффективности
государственного
2. Разработки по
классификации видов
3. Критерии эффективности
государственного
История показывает, что в разных странах мира по-разному, согласно традициям и накопленному опыту формируется баланс между вмешательством государства и влиянием рыночных процессов на экономику. В разной мере реализуется государственное вмешательство в экономические процессы. При этом очевидно, что роль государства в экономике становится с течением времени всё более сложной.
При этом проблема эффективности государственного регулирования экономики остается, несомненно, актуальной. На данный момент нет единого мнения о том, какие механизмы наиболее эффективны - рыночные или механизмы государственного регулирования. Остается актуальной проблема оценки эффективности государственного регулирования как количественной, так и качественной.
В условиях современной
экономики явление «
Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.
Возможности и границы
государственного регулирования экономики
Возможности и границы
точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов.
Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная
стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных
параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из
трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов
экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности
общественного производства. Вследствие этого можно предложить лишь
некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования.
Госрегулирование в целом,
эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм
капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой
экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного
производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением