Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:18, реферат
Объектом работы являются общественно-экономические отношения в сфере денежно-кредитной политики. Предметом – денежно-кредитной политики как вид деятельности государства. Целью работы является исследование денежно-кредитной политики государства. В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать сущность и содержание денежно-кредитной политики государства.
2. Показать роль и значение денежно-кредитной политики в экономике государства.
Введение……………………………………………………………………….3
Общая характеристика финансового рынка………………………….5
Правовой режим финансовых рынков………………………………..7
Понятие и состав денежной системы РФ…………………………….9
Правовые основы денежного обращения, его организация………..11
Цели денежно-кредитного регулирования………………………….13
Инструменты и методы денежно-кредитной политики……………19
Основные типы денежно-кредитной политики…………………….23
Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………..27
Литература…………………………………………………………………...29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ
ВПО ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический
факультет
РЕФЕРАТ
по экономике
Тема:
«Современная кредитная
система».
Луговский В.В.
ОРЁЛ
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Актуальность данной темы не вызывает ни каких сомнений, так как последние события в сфере мировой и российской экономики, а именно мировой финансовый кризис, наталкивают на ещё большое углубление изучения данной проблемы. Необходимость поиска новых идей и путей решения проблемы на данном этапе экономического развития очень важна. Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом.
Поскольку рубль - официальная денежная единица, все расчеты и платежи в государстве проводятся только либо в рублях, либо с применением рубля в качестве единого денежного эквивалента. Именно таким образом оценивается стоимость товаров и услуг, взимаются налоги и сборы, проводятся расчеты при составлении бюджетов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.
Существенное значение для стабилизации денежной системы, как и экономической ситуации в стране в целом, имеет указание законодательства о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Это определяет не только особое значение Центрального банка Российской Федерации в банковской системе страны, но и полномочия государственных банков, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, поскольку последние лишены права выпуска любых своего рода "местных" денег. Естественно, что является противозаконным и выпуск каких-либо знаков оплаты, выполняющих функцию денег, любыми другими организациями.
В
ч. 2 ст. 75 Конституции установлено, что
основной функцией Центрального банка
Российской Федерации являются защита
и обеспечение устойчивости рубля,
что достигается целой
Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных купюр, обладающих "средствами защиты", т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки фальшивомонетчиками. Средством защиты рубля является установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - независимо от других органов государственной власти. Это означает, что оперативная деятельность Центрального банка Российской Федерации осуществляется им самостоятельно и вмешательство в нее других государственных органов недопустимо.
Объектом работы являются общественно-экономические отношения в сфере денежно-кредитной политики. Предметом – денежно-кредитной политики как вид деятельности государства. Целью работы является исследование денежно-кредитной политики государства. В соответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать сущность и содержание денежно-кредитной политики государства.
2. Показать
роль и значение денежно-кредитной политики
в экономике государства.
1.Общая характеристика финансового рынка.
В данной работе затронута проблема активизации коммерческих банков в финансировании реального сектора экономики. В качестве главного инвестора выделяется коммерческий банк как финансовый институт, способный аккумулировать достаточный объем денежных средств для последующего размещения в реальном секторе экономики и на финансовых рынках страны. Причем в последнее время обозначилась тенденция к смене модели участия банков в экономике. Так, например, они стали в большей степени ориентироваться на предоставление кредитов реальному сектору экономики и вкладывать в него суммы большие, чем составляют их собственные средства.
Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках признаются: юридические лица, осуществляющие на основе лицензии банковские операции, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию; негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз.
Таким образом, хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.
Важно подчеркнуть, что к финансовым организациям не относятся аудиторские компании. Они устанавливают достоверность проведенных финансовых операций, но саму их деятельность нельзя назвать финансовой услугой. Индивидуальные предприниматели также не могут быть признаны хозяйствующими субъектами на рынке финансовых услуг.
В
современных условиях страна остро
нуждается в кредитном
Участие банков в финансировании инвестиций в реальный сектор экономики пока не получило в России серьезного развития, несмотря на понимание его необходимости всеми заинтересованными сторонами. Инвестиционная активность коммерческих банков остается низкой. Основные причины этого: недостаточная ресурсная база банков, краткосрочный характер пассивов, высокие инвестиционные и кредитные риски вложений в реальный сектор экономики.
Требуется создание комплексного механизма стимулирования инвестиционной активности коммерческих банков, обеспечивающего решение взаимосвязанных задач формирования благоприятной среды, роста инвестиционной привлекательности предприятий реального сектора экономики и повышения качества управления кредитованием в коммерческих банках.
Таким образом, при определении географических границ финансового рынка во внимание принимается формальный критерий, а не экономическая характеристика, которая используется при определении границ товарного рынка (исключение - местом оказания услуг на рынке ценных бумаг считается место заключения договора управляющего с клиентом).
Нормативы
доминирования на рынке финансовых
услуг различаются по видам деятельности
соответствующих хозяйствующих
субъектов.
2. Правовой режим финансовых рынков
При определении видов нужно различать следующие виды рынков:
а) региональный рынок финансовой услуги, который соответствует территории субъекта РФ;
б)
федеральный рынок финансовой услуги,
который соответствует
Законодательство о деятельности на финансовых рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.
К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.
Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.
Аналогичные тенденции наблюдаются и на страховых рынках. Здесь почти половина страховых взносов приходится на 10 компаний-лидеров, а 86% взносов - на первую сотню фирм.
Поэтому в таких условиях необходима правовая основа для антимонопольного контроля на финансовых рынках, которой стал Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Закон распространяется на все финансовые рынки. Финансовой услугой признается деятельность по привлечению и использованию денежных средств физических и юридических лиц. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, приводится в Приказе МАП России от 21 июня 2000 г. N 467. К ним относятся:
1) банковские операции и сделки согласно ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (привлечение денежных средств во вклады, размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов и пр.);
2) страховые услуги:
обязательное страхование;
добровольное страхование жизни и иные виды личного страхования;
добровольное имущественное страхование;
добровольное страхование ответственности;
перестрахование;
взаимное страхование;
3) управление ценными бумагами и денежными средствами;
4)
негосударственное пенсионное
5) приобретение имущества и передача его в аренду юридическим и физическим лицам (лизинг).
Вряд
ли к финансовым услугам можно
относить услуги по продаже валюты,
включая проведение валютных торгов.
Здесь необходимо воспользоваться
критерием определения