Современная экономика и развитие экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:31, реферат

Краткое описание

Периодизация истории экономических учений в работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости

Файлы: 1 файл

текст).docx

— 32.33 Кб (Скачать)

     А. Смит был современником физиократов. Но живя в Англии, где капиталистические  производственные отношения были уже  достаточно развиты, он смог сделать  их более глубокий анализ. В работе «Исследование о природе и  причинах богатства народов» (1776 г.) А.Смит источником общественного богатства  провозгласил труд. Целому ряду экономических  проблем он дал для того времени  оригинальную трактовку. Например, придавал решающее значение разделению труда  как фактору повышения его  производительной силы.

     А.Смит проповедовал идею «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается  в экономике стихийно и создает  оптимальный режим функционирования экономической системы. Он определил, что стоимость товара складывается из зарплаты, прибыли и ренты, и  эта концепция стала основной для теории трех факторов производства. В общественной структуре капиталистического способа производства А.Смит выделял три класса: земледельцев, капиталистов и наемных рабочих. Он считал, что политическая экономия должна анализировать экономическую реальность (позитивный аспект) и давать рекомендации для реализации на практике экономической политики (нормативный аспект). Основная идея в учении А.Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономические процессы, рыночного саморегулирования на основе спроса и предложения. Этот механизм А.Смит назвал «невидимой рукой».

     Д.Рикардо  предпринял попытку построить систему  категории политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Это  позволило ему открыто сформулировать противоположность интересов двух основных классов капиталистического общества – пролетариата и буржуазии. Рикардо анализировал процесс производства не только с точки зрения создания стоимости, но и с точки зрения ее распределения. Он впервые объяснил существование дифференциальной ренты.

     Главные достижения классиков экономической  мысли сводятся к следующему:

     - постановке в центр экономической  системы процесса производства;

     - обосновании трудовой теории  стоимости; 

     - исследовании заработной платы,  стоимости средств существования 

       работника и прибавочного труда; 

     - анализе сущности разделения  труда и факторов роста его 

       производительности;

     - создании учения о производительном  и непроизводительном труде; 

     - развитии теории воспроизводства; 

     - исследовании прибыли, ссудного  процента, земельной ренты.[2]

     В 40-х годах XIX века начался в развитии экономической мысли, сменившийся  затем ленинским этапом. В этот период политическая экономия стала  рассматриваться как наука, изучающая  экономические отношения (отношения производства, распределения, обмена и потребления) последовательно сменяющих друг друга общественных формаций. К анализу социально-экономических явлений применяется метод материалистической диалектики и как бы с позиций рабочего класса исследуются экономические категории и законы. На основе смены способов производства и формаций проводится анализ развития человеческого общества.

     Но  такой подход к периодизации экономического развития человечества сейчас пересматривается и за основу берется другой - цивилизационный. Суть его состоит в идентичности результатов экономического развития в индустриальных странах, а критерием  исследования цивилизаций выступают  человеческие потребности, ценности, деятельность людей. Цивилизационный подход признает только четыре способа производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический), закладывая в основу периодизации общие закономерности деятельности и развития человека.

     К.Маркс  использовал социальный подход к  общественному производству, показав  его как сферу разнонаправленных  экономических интересов производителей - собственников средств производства и наемных рабочих. Он утвердил политэкономию  как классовую науку, широко использовал  метод восхождения от абстрактного к конкретному. Получив монополию  на истину, лишившись противников, марксизм перестал вскрывать сущность экономических  процессов.

       В этот же период параллельно  развивалось другое направление  экономической мысли, которое  получило название - западное. В XIX-XX веках оно включало в себя  много теорий. Одна из них предлагала  эмпирический подход к экономике,  другая отрицала в целом значение  экономической теории. Развивалась  теория предельной полезности, а  также теория, использовавшая математические  методы для анализа экономических  явлений. 

     Систематизировал  и обобщил основные положения  различных школ английский экономист  А.Маршалл (1842-1924), ставший основоположником неоклассического направления экономической  мысли. Появление термина «экономикс»  связано с его именем. Он написал  книгу «Принципы экономики», предметом  исследования которой сделал не теорию трудовой стоимости, а теорию цены (1890 г.).

     Экономикс - фундамент современной экономической  мысли, наука о саморегуляции  экономики на основе свободных рыночных отношений. Понятие «экономикс»  вытесняет понятие «политическая  экономия».[4]

     Неоклассическая теория в отличие от классической не представляет собой какой-либо завершенной  концепции, хотя и занимает ведущее  место в западной, а именно, англо-американской экономической науке. В центре внимания неоклассиков было удовлетворение потребностей человека. П.Самуэльсон (1915 г.) расширил тематику экономических исследований неоклассиков, а представитель одного из направлений Дж.Кейнс (1883-1946) сделал предметом экономического анализа  не отдельную фирму, а экономику  в целом. Он рассматривал зависимости  и пропорции между совокупными  народнохозяйственными величинами: инвестициями, национальным доходом, сбережениями. Рекомендации Дж.Кейнса применялись  на практике.

     Сейчас  теория «экономикс» синтезирует  основные положения всех существующих экономических направлений и  школ. Она «раскрывает» законы бизнеса  и механизм их реализации, методы хозяйствования, экономическую политику, проблемы и  противоречия практической деятельности. В экономических исследованиях  широко используются формулы, графики. Качественный анализ осуществляется с  применением дифференциальных и  интегральных исчислений. Категории  экономикс несколько отличны  от привычной терминологии предыдущих экономических наук. Он исследует, например, проблемы эффективного использования  «ограниченных производственных ресурсов»  и управления ими. Несомненным достоинством экономикс является использование  типичных и достоверных экономических фактов, что свидетельствует об отсутствии догматизма, при котором определенное положение принимается за непререкаемую истину, не учитывающую конкретных условий жизни.

     В широком смысле экономикс - это область  науки, в узком - учебный предмет, изучающийся в Европе и США.

     Особое  место в истории экономических  учений занимает историческая школа, давшая импульс институциональному направлению  экономической теории. Если классическая школа стремилась утвердить общую  и универсальную теорию, используя  абстрактный и дедуктивный методы, то историческая школа использовала конкретный индуктивный метод, метод  историцизма. Общей теории классиков  она противопоставляет особенную  теорию развития национальной экономики.

     Предшественниками исторической школы были А. Мюллер (1779–1829) и Фридрих Лист (1798–1846). Их работы выразили реакцию на классическую теорию. Они считали, что каждая нация  – особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, на этой основе формируется ее историческое существование.

     «Исторический метод» был распространен в ряде европейских стран. В России он был  представлен И.И. Кауфманом (1848–1916), А.И. Савиным (1873–1923), М.И. Туган-Барановским (1865-1919), И.М. Кулишером (1878–1934) и др. Русская  историческая школа выгодно отличалась от немецкой: она была свободной  от национал-шовинистических настроений и не противопоставляла «исторический  метод» экономической теории.

     Институционализм - направление в экономической  мысли, исходящее из постулата, что  общественные обычаи регулируют хозяйственную  экономическую деятельность. Определяющая роль принадлежит групповой психологии, а не индивидам, как предполагается в классической традиции. В этом выражается единство с исторической школой.

     Становление институционализма связывают с  именем американского экономиста Т. Веблена (1857-1929 гг.).

     Основной  вклад институционализма - постановка под сомнение постулата классической политэкономии о рациональности поведения индивида, автоматического  достижения оптимального состояния  системы, тождественности частнособственнических интересов общественному благу.

     Представители институционализма являются сторонниками междисциплинарного подхода и настаивают на включении в экономический  анализ элементов таких наук, как  психология, антропология, биология, право  и т.д. Но как теоретическая модель институционализм достаточно разнороден, а современный неоинституционализм  тесно связан с неоклассической  теорией, отличаясь от нее большей  трезвостью в подходах и анализом альтернатив, осуществимых на практике».[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Выделение этих этапов строилось на основе одного из классических подходов к периодизации истории общества на основе выделения  общественно-экономических формаций.

     Как показано в работе, зарождение экономических  идей происходит в древности, как  и философских, политических. В основном, экономические учения этого периода  находили отражение в рукописях  мыслителей и законах правителей крупных государств. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической  мысли данного периода современные  исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.

     В экономических учениях феодального  общества рассматривается способ производства, усиливается интерес к проблемам  товарно-денежных отношений. В работе рассмотрено отражение многих экономических  идей и сословий. Одним из значительных экономических учений данного периода  является меркантилизм.

     Развитие  экономическая мысли в эпоху  капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий. Основными экономическими учениями конца 17 - начала 19 века были концепции  знаменитых ученых. В этот же период были созданы произведения классиков политической экономии Адама Смита и Давида Рикардо. Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Но конечно хочется отметить на ряду с марксизмом в европейской экономике развитие: новой исторической школы, «социального направления», «неоклассицизма». Основные направления экономической мысли в 20 веке современные авторы объединяют в два основных течения. Это теории «регулируемого капитала» и теории «свободы предпринимательства» (неоклассицизм).

     Таким образом, в эволюции экономической  мысли можно выделить множество  различных концепций и направлений. Все они пытаются разрешить проблемы, которые вставали перед обществом, и найти пути урегулирования общественно-экономических  кризисов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куликов, Л.М. Основы экономических знаний/ Л.М.Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. / Е.Б.Мостовая. –  Новосибирск: НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 2005.
  3. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д. Камаева - М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Курс экономической теории. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. Киров, 2001.
  5. Современная экономика. / Под ред д.э.н. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 2004.

Информация о работе Современная экономика и развитие экономической мысли