Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:24, статья
В статье рассматриваются понятия транскционных издержек, методы и пути снижения (минимизации) трансакционных издержек.
Категория трансакционных издержек составляет ядро аналитического аппарата неоинституционализма. Понятие «трансакционные издержки» впервые было использовано Р. Коузом в 1937 году в работе «Природа фирмы». С тех пор не прекращается полемика между представителями различных экономических школ относительно критики и интерпретации идей Коуза.
Современная экономическая теория о трансакционных издержках и возможности их минимизации.
Категория трансакционных издержек составляет ядро аналитического аппарата неоинституционализма. Понятие «трансакционные издержки» впервые было использовано Р. Коузом в 1937 году в работе «Природа фирмы». С тех пор не прекращается полемика между представителями различных экономических школ относительно критики и интерпретации идей Коуза.
Основываясь на определении трансакции, российский экономист А. Шаститко дает наиболее общее определение трансакционных издержек как затрат ресурсов (денег, времени, труда и т.п.) для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, т.е. издержек, отражающих изменение или воспроизводство «правовых» характеристик. К категории трансакционных издержек относят любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Аналогичную трактовку находим у А. Олейника, который рассматривает трансакционные издержки как все затраты, связанные с обменом и защитой правомочий собственности. В соответствии с этапами заключения соглашения, затраты классифицируются следующим образом: ex ante (до заключения) издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения, издержки заключения контракта; ex post (после заключения) издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки защиты от третьих лиц.
Если представить экономику как систему жизнеобеспечения, то можно рассматривать трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. На этом основании в экономической литературе часто проводят аналогию между феноменом трения в мире физических объектов и трансакционными издержками: «трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах». Я. Корнаи прямо использует термин “трение” для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами.
Д. Норд рассматривает трансакционные издержки как плату за неэффективность прав собственности и подчеркивает: если бы трансакционные издержки были равны нулю, то участники рынка всегда имели бы в своем распоряжении точные модели действий, однако такая позиция повела бы нас окольным путем. На самом деле, в мире без «трения» даже такие институты как деньги, фирмы, социальная регуляция становятся нецелесообразными, и тот, кто пренебрегает трансакционными издержками, пренебрегает основными особенностями реальной жизни [2].
Величина трансакционных издержек складывается из трех частей. Во-первых, из стоимости услуг трансакционного сектора, в который входят все отрасли, обслуживающие процесс перераспределения ресурсов и продукции (оптовая и розничная торговля, связь, финансовые и банковские услуги, страхование).
Во-вторых, из стоимости трансакционных услуг, оказываемых внутри трансформационного сектора (заработная плата маркетологов, инженеров, юристов, специалистов по рекламе).
В-третьих, из совокупности потерь, связанных с несовершенством рынков, и затрат его участников по созданию институтов, дополняющих рынок там, где его функционирование осложняется ограниченным числом участников, асимметрией и неполной информацией, побочными эффектами и другими причинами. В этом случае величина трансакционных издержек становится не только показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек, вызванных отсутствием институтов. Так, отсутствие института, регулирующего коммерческий кредит, выражается трансакционными издержками в форме неплатежей; отсутствие институтов арбитража ведет к издержкам неисполнения контрактов или требует от контрагентов дополнительных расходов на страхование и гарантии.
Рост трансакционных издержек в России объясняется, во-первых, необходимостью адаптации предприятий к условиям рыночной среды; во-вторых, общим сокращением выпуска продукции и увеличением доли постоянных затрат в совокупных издержках; в-третьих, неразвитостью информационных систем; в-четвертых, незаконченностью процессов приватизации (подготовка, регистрация документов, содержание штата специалистов по приватизации).
Экономисты отмечают, что в современной российской экономике условия существования трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной (транзитивной) экономики нестабильности [4].
Очевидно, что в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций за структурами управления ими. К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской транзитивной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи.
По существующим оценкам, трансакционный сектор занимает значительное место (более 50%) в национальной экономике, что вынуждает экономистов заниматься разработкой методов и путей снижения трансакционных издержек [4].
Снижение трансакционных издержек возможно при увеличении размеров фирмы. Фирма может расширяться до тех пор, пока издержки на организацию внутри нее дополнительной трансакции не сравнятся с издержками на ту же цель через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию трансакции через другую фирму.
Трансакционные издержки могут быть сокращены путем лишения потребителей возможности выбора. Однако с позиций покупателя возможность выбора – одна из характеристик полезности, а значит, и ценности товара. Поэтому фирмы, имеющие узкую специализацию, производящие особую продукцию для определенного, ограниченного круга потребителей и имеющие высокие трансакционные издержки, основная доля которых приходится на рекламу, конкурентоспособны и имеют собственную нишу в рыночной экономике. Отдельная категория потребителей готова платить больше за разнообразие товаров и за их отличие от товаров других фирм. Таким образом, окупаются высокие трансакционные издержки фирм, использующих патентную (нишевую) стратегию.
Снижение трансакционных издержек может быть осуществлено благодаря «директорской этике» – деловым контактам, неформальным отношениям руководителей предприятий. В силу неразвитости рыночных отношений и неэффективности функционирования, альтернативных рынку институтов субъективный фактор стал одним из значимых во взаимоотношениях между субъектами хозяйствования в России.
Сокращению уровня трансакционных издержек способствует также повышение степени институционализации экономики. Государство должно проводить политику, направленную на экономию общественных затрат по созданию и существованию альтернативных рынку институтов [4].
Владимир Лесных выделяет следующие общие методы минимизации трансакционных издержек.
1. Политика государства: государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие - уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунисти-ческого поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;
2. Развитие информационных технологий: разработаны поэтапные стратегии использования информационных технологий и формирования информационно-коммерческих систем, предусматривающие рационализацию их трансакционных затрат;
3. Развитие инструментария бенчмаркинга: разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи с целью уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат;
4. Распределение контроля внутри организации: исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек;
5. Интернет: развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, – к трансформации существующих политических и экономических институтов [1].
Следует заметить, что стратегия снижения трансакционных издержек не всегда должна быть направлена на экономию непосредственно затрат по подготовке и заключению самой сделки. Принципиальным является обеспечение эффективности этих затрат, то есть получения прибыли, реально оправдывающей эти затраты. Главным в стратегии снижения трансакцион-ных издержек является предотвращение потенциально неэффективных затрат на совершение сделок [3].
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующее заключение: в условиях рынка не только можно, а необходимо всегда управлять издержками. Идет перестройка экономического мышления, при этом прослеживается следующая логическая цепочка: изменение теории издержек влечет за собой необходимость обучения специалистов и использование этих новых теорий на предприятиях материального производства с целью прогрессивного управления ими.
Список литературы: