Современная экономическая теория о трансакционных издержках и возможности их минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:24, статья

Краткое описание

В статье рассматриваются понятия транскционных издержек, методы и пути снижения (минимизации) трансакционных издержек.
Категория трансакционных издержек составляет ядро аналитического аппарата неоинституционализма. Понятие «трансакционные издержки» впервые было использовано Р. Коузом в 1937 году в работе «Природа фирмы». С тех пор не прекращается полемика между представителями различных экономических школ относительно критики и интерпретации идей Коуза.

Файлы: 1 файл

статья.docx

— 25.02 Кб (Скачать)

Современная экономическая  теория о трансакционных издержках и возможности их минимизации.

 

Категория трансакционных издержек составляет ядро аналитического аппарата неоинституционализма. Понятие «трансакционные издержки» впервые было использовано Р. Коузом в 1937 году в работе «Природа фирмы». С тех пор не прекращается полемика между представителями различных экономических школ относительно критики и интерпретации идей Коуза.

Основываясь на определении трансакции, российский экономист А. Шаститко дает наиболее общее определение трансакционных издержек как затрат ресурсов (денег, времени, труда и т.п.) для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, т.е. издержек, отражающих изменение или воспроизводство «правовых» характеристик. К категории трансакционных издержек относят любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Аналогичную трактовку находим у А. Олейника, который рассматривает трансакционные издержки как все затраты, связанные с обменом и защитой правомочий собственности. В соответствии с этапами заключения соглашения, затраты классифицируются следующим образом: ex ante (до заключения)   издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения, издержки заключения контракта; ex post (после заключения)   издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки защиты от третьих лиц.

Если представить экономику как систему жизнеобеспечения, то можно рассматривать трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. На этом основании в экономической литературе часто проводят аналогию между феноменом трения в мире физических объектов и трансакционными издержками: «трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах». Я. Корнаи прямо использует термин “трение” для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами.

Д. Норд рассматривает трансакционные издержки как плату за неэффективность прав собственности и подчеркивает: если бы трансакционные издержки были равны нулю, то участники рынка всегда имели бы в своем распоряжении точные модели действий, однако такая позиция повела бы нас окольным путем. На самом деле, в мире без «трения» даже такие институты как деньги, фирмы, социальная регуляция становятся нецелесообразными, и тот, кто пренебрегает трансакционными издержками, пренебрегает основными особенностями реальной жизни [2].

Величина  трансакционных  издержек  складывается  из трех  частей.  Во-первых,  из стоимости услуг трансакционного сектора, в который входят все отрасли, обслуживающие процесс перераспределения ресурсов и продукции (оптовая и розничная торговля, связь, финансовые и банковские услуги, страхование).

Во-вторых, из стоимости трансакционных услуг, оказываемых внутри трансформационного сектора (заработная плата маркетологов, инженеров, юристов, специалистов по рекламе).

В-третьих, из совокупности потерь, связанных с несовершенством рынков, и затрат его участников по созданию институтов, дополняющих рынок там, где его функционирование осложняется ограниченным числом участников, асимметрией и неполной информацией, побочными эффектами и другими причинами. В этом случае величина трансакционных издержек становится не только показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек, вызванных отсутствием институтов. Так, отсутствие института, регулирующего коммерческий кредит, выражается трансакционными издержками в форме неплатежей; отсутствие институтов арбитража ведет к издержкам неисполнения контрактов или требует от контрагентов дополнительных расходов на страхование и гарантии.

Рост трансакционных издержек в России объясняется, во-первых, необходимостью адаптации предприятий к условиям рыночной среды; во-вторых, общим сокращением выпуска  продукции  и  увеличением  доли  постоянных  затрат  в совокупных  издержках;  в-третьих,  неразвитостью  информационных  систем;  в-четвертых,  незаконченностью  процессов приватизации (подготовка, регистрация документов, содержание штата специалистов по приватизации).

Экономисты отмечают, что в современной российской экономике условия существования трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной (транзитивной) экономики нестабильности [4]. 

Очевидно, что в таких  условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках минимизация трансакционных издержек достигается  путем  дифференцированного  закрепления  трансакций  за  структурами  управления ими. К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать.  Поэтому  в  российской  транзитивной  экономике  в  качестве  своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи.

По существующим оценкам, трансакционный сектор занимает значительное место (более  50%)  в национальной  экономике,  что вынуждает  экономистов  заниматься  разработкой методов и путей снижения трансакционных издержек [4].

Снижение трансакционных издержек возможно при увеличении размеров фирмы. Фирма может расширяться до тех пор, пока издержки на организацию внутри нее дополнительной трансакции не сравнятся с издержками на ту же цель через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию трансакции через другую фирму.

Трансакционные  издержки  могут  быть  сокращены  путем лишения потребителей возможности выбора. Однако с позиций покупателя возможность выбора – одна из характеристик полезности, а значит, и ценности товара. Поэтому фирмы, имеющие узкую специализацию, производящие особую продукцию для определенного, ограниченного круга потребителей  и  имеющие  высокие  трансакционные  издержки,  основная  доля  которых приходится  на  рекламу,  конкурентоспособны  и  имеют  собственную  нишу  в  рыночной экономике. Отдельная категория потребителей готова платить больше за разнообразие товаров и за их отличие от товаров других фирм. Таким образом, окупаются высокие трансакционные издержки фирм, использующих патентную (нишевую) стратегию.

Снижение трансакционных издержек может быть осуществлено благодаря «директорской  этике»  –  деловым  контактам, неформальным отношениям  руководителей  предприятий. В силу неразвитости рыночных отношений и неэффективности функционирования, альтернативных рынку институтов субъективный фактор стал одним из значимых во взаимоотношениях между субъектами хозяйствования в России.

Сокращению  уровня  трансакционных  издержек  способствует  также  повышение степени  институционализации  экономики.  Государство  должно  проводить  политику, направленную на экономию общественных затрат по созданию и существованию альтернативных рынку институтов [4].

Владимир Лесных выделяет следующие общие методы минимизации трансакционных издержек.

1. Политика государства: государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики,  что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие - уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы,  которой    чужда идеология оппортунисти-ческого поведения,  что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;

2. Развитие информационных технологий: разработаны поэтапные стратегии использования информационных технологий и формирования информационно-коммерческих систем, предусматривающие рационализацию их трансакционных затрат;

3. Развитие инструментария  бенчмаркинга: разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи с целью уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат;

4. Распределение контроля внутри организации: исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек;

5. Интернет: развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и,  как следствие, –  к трансформации существующих политических и экономических институтов [1].

Следует заметить, что стратегия  снижения трансакционных издержек не всегда должна быть  направлена  на  экономию  непосредственно  затрат  по  подготовке  и  заключению  самой сделки. Принципиальным является обеспечение эффективности этих затрат, то есть получения прибыли, реально оправдывающей эти затраты. Главным в стратегии снижения трансакцион-ных  издержек  является  предотвращение  потенциально  неэффективных затрат  на  совершение сделок [3].

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующее заключение: в условиях рынка не только можно, а необходимо всегда управлять издержками. Идет перестройка экономического мышления, при этом прослеживается следующая логическая цепочка: изменение теории издержек влечет за собой необходимость обучения специалистов и использование этих новых теорий на предприятиях материального производства с целью прогрессивного управления ими.

 

Список литературы:

  1. Лесных В. В. Оценка трансакционных издержек процесса институциональной трансформации российской экономики // Журнал экономической теории. – 2005. – №3. – с.100
  2. Рубек Н. А. Анализ современных концептуальных подходов к трансакционным издержкам // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2007. – №2. –с.87
  3. Шипилова Э. В. Трансакционные издержки // Вестник магистратуры. . – 2012. – №5. – с.75
  4. Шишкин А. В, Шишкина Н. В. Трансакционные издержки в современной российской экономике: сущность, факторы, структура, механизм образования и меры по их сокращению // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2012. – №3(34). – С.82-88

 

 


Информация о работе Современная экономическая теория о трансакционных издержках и возможности их минимизации