Совместные предприятия и их роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли разнообразные формы собственности. Наряду с государственной появились частная собственность, акционерные предприятия, разного рода товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди многочисленных новых форм собственности определенное место заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики.

Файлы: 1 файл

роль и место совм предприятий в рб.docx

— 22.58 Кб (Скачать)

 

 

В России совместные предприятия  впервые возникли еще в 20-е гг. ХХ в. Тогда советское правительство  считало возможным развивать  совместное предпринимательство с  капиталистическими партнерами, так  как это отвечало экономическим  интересам страны. Например, нарком внешней торговли Л. Красин говорил, что «гораздо важнее создавать новые  ценности, чем только обменивать их или перемещать существующие. Развитие производств – вот основа народной экономики и международных экономических  отношений».

 

Первые совместные предприятия  с участием капиталистических компаний стали создаваться в нашей  стране в форме концессий. После  публикации декрета Совнаркома РСФСР  от 23 ноября 1920 г. «Об общих экономических  и юридических условиях концессий» Главный концессионный комитет  при Совнаркоме получил сотни  предложений на предмет участия  в концессиях. На 1 октября 1928 г. действовало 68 концессионных договоров в обрабатывающей, горной и других отраслях народного  хозяйства. По числу концессий на первых местах находились Германия, США, Англия и Япония, а по величине инвестированного капитала - Англия, Швейцария и Германия.

 

Принципиальная юридическая  особенность концессий состояла в том, что государство сдавало  иностранцам в аренду на определенных условиях предприятия или участки  земли, оставаясь их полным хозяином. Это означало, что концессии были государственно-капиталистическими предприятиями. Совместные советско-иностранные хозяйственные  структуры достаточно успешно функционировали. В лучшие времена они давали в  год на вложенный в обрабатывающую промышленность рубль на четыре рубля  доходов. Они приносили высокий  доход в государственную казну, намного превышающий доходы от других аналогичных, но исключительно государственных  предприятий. Со свертыванием нэпа начался  процесс сокращения числа концессий. В 1930 г. было ликвидировано 30 совместных предприятий с участием капиталистических  компаний, а в 1937 г. исчезли и последние  концессии.

 

Во второй половине 80-х  гг. идея совместного предпринимательства  была возрождена и получила свое легитимное оформление. 30 января 1987 г. в СССР был  издан Указ Президиума Верховного Совета «О вопросах, связанных с созданием  на территории СССР и деятельностью  совместных предприятий, международных  объединений и организаций с  участием советских и иностранных  организаций, фирм и органов управления», на основе которого стала регулироваться деятельность совместных предприятий. Впоследствии была принята группа законов, непосредственно касающихся вопроса  иностранных инвестиций в отечественную  экономику.

 

После осуществления всех мер, предусмотренных нормативными актами, регулирующими процесс создания совместных предприятий на территории России с участием зарубежного капитала, созданное СП получает статус юридического лица, срок деятельности которого указывается  в учредительных документах. По российскому  законодательству, зарегистрированные совместные предприятия получают право  осуществления хозяйственной деятельности на основе коммерческих принципов самофинансирования и самоокупаемости независимо от государственного сектора экономики. Но в то же время между предприятиями  и государственным блоком предприятий  не существует глубокого крепостного  рва, так как СП потребляют те же природные, материальные и трудовые ресурсы, что и предприятия государственного сектора, вступают с последними в экономические отношения на договорной основе и в значительной мере также работают на внутренний рынок, удовлетворяя производственные и личные потребности. Поэтому в российской экономике проблема взаимодействия СП с государственным сектором является вполне актуальной и по мере увеличения их числа ее значимость будет возрастать.

 

Проблема взаимодействия совместных предприятий с разного  рода отечественными объединениями  и фирмами, по крайней мере, имеет  два важных момента, для решения  которых необходимо обеспечить экономические  и юридические условия. Первый из них предопределен исторической ситуацией, переживаемой нашей страной. В связи с переходом национальной экономики к рыночной системе, когда  далеко не все предприятия совершили  этот марш, необходимо обеспечить специфические  условия для функционирования СП на собственно рыночных принципах. Второй момент тесно связан с политикой  капитальных вложений. Поскольку  совместные предприятия по идее должны представлять заметный элемент инвестиционного  процесса в экономике, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить государственное регулирование  этого явления на приемлемых условиях для всех участников. С одной стороны, государственное регулирование  должно обеспечить хозяйственную самостоятельность  создаваемых на территории России СП. С другой стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности  совместных предприятий, государство  не может остаться безучастным зрителем этого процесса и должно ориентировать  деятельность СП на решение важнейших  экономических и социальных задач  текущего или перспективного значения. Иными словами, совместные предприятия  как самостоятельные хозяйствующие  субъекты должны быть так или иначе  встроены в структуру национальной экономики.


Информация о работе Совместные предприятия и их роль в развитии экономики