Содержание, фазы жизненного цикла инвестиционных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Условием развития и устойчивой жизнедеятельности любой организации является эффективность вложения инвестиций в определенные инвестиционные проекты. Проблема принятия решения об инвестициях состоит в оценке плана предполагаемого развития событий с точки зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления соответствуют ожидаемому результату.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты раскрываемой темы.
1.1. Понятие о жизненном цикле проекта
1.2. Начало и окончание проекта
3. Фазы (этапы проекта)
4. Структура инвестиционного проекта
5. Участники проекта
Заключение

Файлы: 1 файл

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 2012.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Жизненный цикл проекта - промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения -  является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений (рис. 1).

 

Фаза подготовки                                                  Фаза выполнения                        Фаза завершения

Прединвестиционная фаза                             Инвестиционная фаза                       Фаза ввода в

                                                                                                                                             эксплуатацию

 

 

 

 

 

 

 

1.      Анализ инвестиционных возможностей.

2.      Управление инициацией.

3.      Принятие решения о начале проекта.

4.      Предварительное ТЭО.

5.      ТЭО.

6.      Доклад об инвестиционных возможностях.

7.      Управление планированием.

8.      Организация финансирования.

1.      Контракты.

2.      Проектирование.

3.      Строительство.

4.      Управление проектом.

5.      Контроль выполнения.

1.      Приемка.

2.      Закрытие контрактов.

3.      Закрытие проекта.

 

Рисунок 1. Фазы жизненного цикла проекта

 

Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным – лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта, а также принимается решение о прекращении проекта. Содержание фаз проектного цикла – примерное, и может быть изменено в соответствии с условиями конкретного региона, отрасли.

В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д.

Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом.

Количество необходимых ресурсов распределяется неравномерно во времени, и по фазам (этапам) проекта (Рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция                Планирование и              Осуществление             Завершение

проекта                  разработка                                                                проекта

1 –  5%                         9 – 15%                            65 – 80%                         10 – 15%

   

 

Рисунок 2. Диапазон потребности в ресурсах по жизненным фазам проекта

 

Максимальное количество времени, средств и сил участников требуется на этапе осуществления (реализации) основной идеи (задачи) проекта.

Продолжительность отдельных этапов процесса выполнения проекта может продолжаться от 0,5 до 10 лет в зависимости от сложности проекта и условий его реализации.

 

4.Структура инвестиционного проекта

 

Для того чтобы проект осуществить (реализовать) необходимо разбить его на иерархические подсистемы и компоненты – структуру.

Структура проекта – это перечень взаимосвязанных компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта, т.е. это организация связей и отношений между элементами проекта, которые обязаны определить цель проекта и связать элементы работ, которые необходимо выполнить как между собой, так и с конечной целью проекта.

Структуризация проекта позволяет легко определить затраты и построить графики выполнения работ.

Она должна удовлетворять требованиям заказчика, фирмы, реализующей проект и его менеджера.

Структура проекта должна сочетаться с организационной структурой управления проектом, это позволит всем участникам проекта точно выполнять конкретные работы и функции при его реализации.

Формирование структуры проекта начинается с разделения целей проекта на подцели и задачи, а их – на блоки и подблоки.

Таким образом, отдельные блоки проекта можно отдать под управление отдельным специалистам «под ключ», упрощая цикл руководства проектом.

В целом проект разделяется на следующие 3 части:

- Компоненты продукции проекта,

- Этапы жизненного цикла проекта,

- Элементы организационной структуры.

При этом решаются задачи структуризации:

1.                  Разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки,

2.                  Распределение ответственности за различные элементы проекта и увязка работ со структурой организации,

3.                  Точная оценка необходимых затрат – средств, времени и материальных ресурсов,

4.                  Создания единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами,

5.                  Увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов в компании,

6.                  Переход от общих, не всегда конкретно выражаемых целей к определенным заданиям, выполняемым подразделениями компании,

7.                  Определение комплексов работ (подрядов).

Нельзя при структуризации пропускать какой – то ее этап. Это приведет к проблемам при реализации проекта и его управлении.

Главное в структуризации – это соединить три различные структуры: продукт проекта, стадии жизненного цикла и организационную структуру.

Этапы планирования и структуризации проекта:

1. Определить цель проекта и его содержание. С этой целью необходимо составить дерево целей, показывающее полную цепь конечных результатов и средств их достижения.

1-й уровень.

2. Определить уровень детализации планов и количество уровней в структуре проекта.

2-й уровень.

3. Разработать схему жизненного цикла проекта.

Разработать организационную схему проекта, которая должна охватывать все группы или отдельные лица, которые будут работать на проект.

Определяется структура проекта – это схема разбивки продукта по подсистемам и компонентам.

Проанализировать систему бухгалтерских счетов в компании – должна основываться на существующем в организации плане бухгалтерских счетов или на возможности его корректировки.

3-й уровень.

Объединить схему разбивки проекта – пункты 1-го уровня объединяются в один (от подпроектов до пакетов работ).

4-й уровень.

Подготовить сводный (укрупненный) план проекта.

Подготовить матрицу распределения ответственности по взаимоотношениям элементов структуры проектов и организаций,

Разработать рабочий план бухгалтерских счетов – при необходимости следует проработать систему субсчетов, «стыкующихся» с планом счетов.

5-й уровень.

Подготовить детальный сетевой график и план использования ресурсов по пп.1-10.

Запустить (разработать) систему наряд – заданий, согласованную с планом счетов компании. Задания должны быть абсолютно конкретны во времени и ресурсах.

Установить систему отчетности и контроля общую и по этапам и элементам структуры.

Для разработки структуры проекта используют различные методы:

1.                  дерево целей, дерево решений, дерево работ,

2.                  организационную структуру исполнителей,

3.                  матрицу ответственности,

4.                  сетевую модель,

5.                  структуру потребляемых ресурсов.

6.                  При этом все данные методы можно разделить на 2 части:

7.                  структура составляется сверху-вниз – определяются общие задачи, а за тем они детализируются,

8.                  структура составляется снизу-вверх – определяются частные задачи, а за тем они обобщаются.

Охарактеризуем каждый из перечисленных методов.

Матрица распределения ответственности – каждому этапу жизненного цикла проекта приписывают конкретных исполнителей:

Дерево целей – это графы, схемы, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели. При этом основным правилом является полнота подцелей, определяющих главную для данного уровня цель.

Дерево работ – составляется путем расчленения большого, сложного проекта на составляющие проекты, на отдельные комплексы работ. Такие комплексы работ отделены друг от друга определенными связями, что очень удобно при сетевом планировании.

Организационная структура исполнителей – составляется по дереву работ по проекту и включает в себя ответственные подразделения по комплексам работ. Например, ОГЭнергетика будет ответственен за комплекс работ «Линии электропередачи».

Структура потребляемых ресурсов – для каждого уровня реализации проекта составляется граф потребления ресурсов: материально-технических, трудовых и финансовых,

Затем они дифференцируются, например, материально-технические:

- на строительные материалы, машины, оборудование. Стройматериалы дифференцируются - на складируемые и не складируемые.

 

5. Участники проекта

 

Участниками инвестиционного проекта являются:

1. Заказчик– будущий владелец и пользователь результатами проекта:

инвесторы,

физические и юридические лица,

уполномоченные инвесторов.

Если заказчик не располагает средствами, то участником проекта может быть инвестор – сторона, вкладывающая средства в проект.

Разработку проектной документации выполняет специальная проектная организация: архитектор – это лицо или организация имеющие право профессионально выполнять работу по созданию проектно-сметной документации, спецификаций, требований к проведению торгов и даже общее управление проектом.

Инженер – это лицо или организация, имеющее лицензия на занятие инжинирингом – это комплекс услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта: планирование работ инженерное проектирование, испытание и контроль за сдачей в эксплуатацию.

Поставщик – материально-техническое снабжение проекта, поставки.

Подрядчик – юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту.

Консультант – работающие по контракту специалисты и фирмы, консультирующие по различным вопросам фаз жизненного цикла.

Проект-менеджер – руководитель проекта по контракту с заказчиком.

Команда проекта – временная структура, работающая под руководством проект-менеджера для достижения целей проекта.

Лицензиар – обладатель лицензией и ноу-хау, используемых в проекте на определенных условиях.

Банк – обеспечивающий непрерывность поступления денежных средств и обеспечение кредитами подрядчиков для выполнения работ в срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Жизненным циклом проекта называется промежуток времени между разработкой проекта и моментом его ликвидации.

Все состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).

Невозможно дать универсальный подход к разделению процесса реализации проекта на конкретные фазы. Решая для себя такую задачу, участники проекта могут руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому деление проекта на фазы может быть самым разнообразным – лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки, при наступлении которых поступает дополнительная информация и анализируются возможные направления развития проекта.

Информация о работе Содержание, фазы жизненного цикла инвестиционных проектов