Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:04, курсовая работа
Цель моей работы – исследовать сущность такой проблемы как бедность и рассмотреть возможные способы борьбы с ней, отразить состояние бедности в Республике Беларусь; изучить основные принципы социальной защиты населения, уделив особое внимание их реализации в Республике Беларусь.
Задачи можно сформулировать следующим образом: изучить теоретические основы проблемы бедности; факторы, влияющие на её возникновение; способы преодоления бедности в РБ; а также такое явление, как социальная защита населения и особенности её реализации в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 5
1.1. Определение бедности 5
1.2.Черта бедности 6
1.3. География бедности 9
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕДНОСТИ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЕЕ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ УРОВНЕ 10
2.1. Порочный круг бедности 11
2.2. Темпы экономического роста 12
2.3. Распределение доходов населения 15
2.4. Личностный фактор 19
3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РБ 22
3.1. Понятие социальной защиты населения 22
3.2. Формы социальной защиты населения и особенности их реализации в Республике Беларусь 24
3.3 Способы преодоления бедности в Республике Беларусь………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 5
1.1. Определение бедности 5
1.2.Черта бедности 6
1.3. География бедности 9
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ
БЕДНОСТИ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЕЕ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ
УРОВНЕ 10
2.1. Порочный круг бедности 11
2.2. Темпы экономического роста 12
2.3. Распределение доходов населения 15
2.4. Личностный фактор 19
3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РБ 22
3.1. Понятие социальной защиты населения
22
3.2. Формы социальной защиты населения
и особенности их реализации в Республике
Беларусь 24
3.3 Способы преодоления бедности в Республике
Беларусь………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Приложение А 34
Приложение Б 35
Приложение В 37
ВВЕДЕНИЕ
На настоящем этапе развития человечества
проблема бедности и социального расслоения
является наболевшей темой для нашего
общества. Она носит глобальный характер:
бедные люди есть как в развивающихся,
так и в высокоразвитых странах. Ее актуальность
невозможно преувеличить, особенно в период
глобализации общества. Во времена невиданного
ранее изобилия огромное количество людей
живут в крайней нищете: у них нет средств
для существования, отсутствует доступ
к чистой питьевой воде, электричеству,
ощущается серьезный недостаток в медицинском
обслуживании и образовании. 3 млрд. человек
на Земле вынуждены тратить на жизнь менее
2 долл. в день, каждый второй ребенок растет
в бедности. В странах с высоким уровнем
дохода один ребенок из ста не доживает
до пятилетнего возраста, в беднейших
странах – пятеро. 2.2 млн. детей ежегодно
умирают из-за непроведенной вакцинации.
В благополучных странах от недоедания
страдают менее 5% детей до пяти лет, в менее
благополучных эта цифра составляет почти
50%.
Менее 1% средств, ежегодно затрачиваемых
в мире на вооружение, было необходимо,
чтобы все дети получили доступ к начальному
образованию к 2000 г., но этого не произошло.
В начале третьего тысячелетия 1 млрд.
людей все еще остаются неграмотными.
[1]
Глобальная проблема бедности напрямую
связана с уровнем экономического развития
стран мира. Средние доходы в 20 наиболее
богатых странах в 37 раз превышают средние
доходы в 20 беднейших, и за последние 40
лет этот разрыв удвоился. [2, с.58] В 2004 г.
около 0.13% населения контролировало 25%
всех мировых средств.
Актуальность выбранной мною темы подтверждается
и тем фактом, что она являлась одним из
ключевых моментов, рассматриваемых на
Саммите Нового тысячелетия (Нью-Йорк,
сентябрь 2000 г.). Лидеры 116 государств мира,
включая президента Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко, подписали Декларацию тысячелетия,
которая является основным ориентиром
социальной политики мирового масштаба.
Они обязались предпринимать конкретные
шаги по решению глобальных проблем нашего
времени, в том числе по разработке и реализации
мер сокращения бедности.
Объектом исследования в моей работе является
проблема бедности и социальная защита
населения.
Предмет – изучение таких понятий, как
черта бедности, география бедности, порочный
круг бедности; социальная защита населения
и её формы и ряд других.
Цель моей работы – исследовать сущность
такой проблемы как бедность и рассмотреть
возможные способы борьбы с ней, отразить
состояние бедности в Республике Беларусь;
изучить основные принципы социальной
защиты населения, уделив особое внимание
их реализации в Республике Беларусь.
Задачи можно сформулировать следующим
образом: изучить теоретические основы
проблемы бедности; факторы, влияющие
на её возникновение; способы преодоления
бедности в РБ; а также такое явление, как
социальная защита населения и особенности
её реализации в РБ.
В качестве теоретической базы для написания
данной работы были использованы различные
источники, список которых приведен в
конце курсовой работы.
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Определение бедности
Проблема бедности повсеместно является
объектом внимания общественных и политических
деятелей, ученых. История теоретического
изучения и эмпирического измерения бедности
насчитывает более 200 лет. Наиболее часто
используемым в мире определением, в основе
которого лежит концепция ООН, является
рассмотрение бедности как состояния
длительного вынужденного отсутствия
необходимых ресурсов для обеспечения
удовлетворительного образа жизни. Сегодня
в это понятие включается не только недостаток
денег, но и ограничение возможностей
реализации потенциала человека, вызванное
отсутствием достойной работы, удобного
жилища, доступа к образованию и здравоохранению.
[2, с.18]
Как социально-экономическая категория,
бедность формируется на стыке экономической
теории, статистики, социологических,
политических и этнических дефиниций
и представляет собой многоаспектное
социально-экономическое явление, обладающее
сложной иерархической структурой. В категории
бедность следует выделять две стороны:
абсолютную и относительную: критерием
первой служит минимальный набор жизненных
средств (основной упор делается на физиологические,
а не на более широкие социально-культурные
потребности), критерием второй – средний
уровень жизни, сложившийся в данном обществе
на данный период времени.
Крайнее проявление бедности выступает
в форме нищеты. Семьи (индивиды, домохозяйства)
признаются нищими, если их продовольственное
потребление не обеспечивает 80% минимального
пищевого рациона, определенного ВОЗ,
или затраты на питание превышают 80% доходов.
Основным показателем для измерения бедности
служит черта бедности, речь о которой
пойдет в следующем разделе.
1.2.Черта бедности
Мы все находимся за чертой бедности -
только по разные ее стороны.
Михаил Генин
Основным инструментом определения численности
и состава бедных в стране является черта
(граница) бедности - величина дохода, получая
меньше которого человек попадает в разряд
бедняков. Впервые это понятие было введено
в 1970 г. По своей экономической природе
черта бедности представляет собой минимально
допустимый критический уровень жизни,
который правительства стран должны гарантировать
своим гражданам.
При определении черты бедности возникли
некоторые сложности. Дело в том, что доход,
ниже которого начинается бедность в разных
странах, как правило, различен. Естественно,
что в более развитой стране он будет выше
и наоборот.
Поэтому для возможности международного
сравнения договорились о так называемой
международной черте бедности по доходам.
Она установлена Мировым банком на уровне
реального дохода в 1 доллар США на одного
человека в день, оцененному по паритету
покупательской способности в ценах 1985
года. Этот условный показатель является
основным инструментом для международных
сравнений уровня бедности. Он позволяет
определить долю населения в мире, живущих
менее чем на установленный минимум доходов
день, а также уловить динамику изменения
показателя бедности во времени в той
или иной стране. Международная черта
бедности является необходимым критерием
в период глобализации. [2, с. 104]
Для более точной оценки ситуации каждая
страна разрабатывает свою, внутригосударственную
черту бедности исходя из сложившейся
ситуации и целей стоящих перед ней. Национальная
черта бедности обычно рассчитывается
исходя из суммы, необходимой человеку
в той или иной стране для нормальной жизни.
Поскольку стоимость потребительской
корзины, используемой для определения
черты бедности, отличается по странам,
соответственно варьируется и черта бедности.
Согласно закону “О прожиточном минимуме
Республики Беларусь” от 6 января 1999 года
в Беларуси национальной чертой малообеспеченности
является бюджет прожиточного минимума.
Это стоимостная величина прожиточного
минимума, который представляет собой
минимальный набор благ и услуг, необходимых
для обеспечения жизнедеятельности человека
и сохранения его здоровья. БПМ является
ценовой характеристикой потребительской
корзины, то есть это сумма цен товаров
входящих в нее. Он составляет 60% от минимального
прожиточного бюджета (МПБ) – стоимости
набора материальных благ и услуг, которые
необходимы для удовлетворения минимальных
физиологических и социальных потребностей
человека. Существует мнение, что БПМ характерен
для экономики в кризисный период, а МПБ
для более благоприятного времени.
Как МПБ, так и БПМ координируются и устанавливаются
правительством каждый квартал. Динамика
этих показателей во времени представлена
в нижеследующей таблице.
Таблица 1. Динамика МПБ и БПМ во времени
2001 2002 2003 2004 2005
МПБ (на душу населения в месяц), тыс.руб.
82.9 129.3 168.3 201.5 229.3
БПМ (на душу населения в месяц), тыс.руб.
50 79 105.3 125.7 145.7
Численность населения с уровнем доходов
ниже МПБ, тыс. чел. 7019.5 7056.5 6678.7 5556.7
4087.4
в % от общей численности. 70.4 71.1 67.7 57.5 42.6
Численность населения с уровнем доходов
ниже БПМ, тыс. чел. 2881.6 3027.1 2677.4 1725.7
1216.8
в % от общей численности. 29 30 27 17.8 12.7
Примечание. Источник: [3, с. 172].
Из данной таблицы видна тенденция роста
МПБ и БПМ на душу населения, что свидетельствует
о росте экономики страны. По последним
данным за 2005 год показатели БПМ и МПБ
равны 145.7 и 229.3 тысячи рублей соответственно.
Также наблюдается тенденция снижения
процента населения, находящегося за чертой
бедности. Если в 2001 г. 29 % населения страны
находилось за границей бедности, то в
2005 г. этот показатель составил 12.7%. интересен
тот факт, что в высокоразвитых странах
нормальной считается доля населения
за чертой бедности в 9-10%. [3, с. 172]
Естественно, черта бедности является
не единственным показателем, позволяющим
измерить уровень бедности. В течение
последнего десятилетия все большую популярность
приобретает новый показатель – индекс
человеческой бедности (ИЧБ), при расчете
которого учитываются три фактора, определяющие
возможность индивида иметь достойную
жизнь:
1) продолжительность жизни (доля населения,
предстоящая продолжительность жизни
которого составляет менее 40 лет);
2) доступ к знаниям (доля неграмотных в
численности взрослого населения);
3) материальные условия существования
(доля населения, не имеющая доступа к
медицинскому обслуживанию, питьевой
воде, доля детей младше 5 лет, страдающих
от недоедания).
Общий ИЧБ выражается в доле населении
стран или регионов, затронутых названными
факторами.
1.3. География бедности
По данным анализа, проведенного с помощью
международной черты можно составить
“географическую карту” бедности. Наиболее
широким распространением бедности будет
отличаться регион южней Сахары, где за
чертой бедности находится около половины
населения. На втором месте южная Азия,
где доля бедняков составляет 40-45%.
Если рассматривать эту проблему со стороны
проживания в определенном регионе определенного
процента бедняков, то получается другая
картина. Самое большое количество бедняков
проживает в странах Южной Азии. Прежде
всего это обусловлено тем, что этот район
является одним из самых густонаселенных
в мире. На втором месте – страны южнее
Сахары, а также Восточная Азия.
Что касается стран с минимальным уровнем
бедности, то здесь в первых рядах Скандинавские
страны, такие как Дания, Норвегия, Швеция,
их показатель бедности равен 2-3%. Обусловлено
это в первую очередь социально ориентированной
политикой правительства. Всего же в экономически
благополучных странах Евросоюза 55 млн.
человек (примерно 15% от всего населения)
находятся за границей бедности. [3, с.172]
Что касается географии бедности по Беларуси,
можно сказать следующее:
• уровень бедности выше на селе, ниже
– в городах, особенно крупных;
• самый высокий уровень бедности наблюдается
среди детей до 15 лет и среди многодетных
семей;
• уровень бедности среди мужчин и женщин
сопоставим;
• из всех бедных трудоспособного возраста
65% составляют люди со средним образованием
и только 10% - с высшим;
• в Минской области показатель бедности
значительно ниже, чем в других областях.
Таким образом, можно сделать вывод, что
проблема бедности повсеместно является
объектом внимания общественных и политических
деятелей, ученых. Наиболее часто используемым
в мире определением, в основе которого
лежит концепция ООН, является рассмотрение
бедности как состояния длительного вынужденного
отсутствия необходимых ресурсов для
обеспечения удовлетворительного образа
жизни. В категории бедность следует выделять
две стороны: абсолютную и относительную.
Крайнее проявление бедности выступает
в форме нищеты. Основным показателем
для измерения бедности служит черта бедности
- величина дохода, получая меньше которого
человек попадает в разряд бедняков. Но
черта бедности является не единственным
показателем, позволяющим измерить уровень
бедности. В течение последнего десятилетия
все большую популярность приобретает
новый показатель – индекс человеческой
бедности (ИЧБ). По данным анализа, проведенного
с помощью международной черты можно составить
“географическую карту” бедности.
2.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕДНОСТИ
И ПОДДЕРЖАНИЕ ЕЁ НА ОПРЕДЕЛЁННОМ УРОВНЕ
Бедность как явление, сопутствующее всем
экономическим системам, существовала
во все времена. Причины ее возникновения
в разные эпохи различны, но существование
– неизменно. В древности и в Средние века
это были бедствия стихийного характера
(неурожаи, наводнения, пожары, эпидемии),
а также войны и плохое государственное
управление. Немалое значение в то время
играл и политический строй. Тирания и
аристократия, самые распространенные
политические строи прошлого, сами по
себе подразумевают существование угнетаемого
класса общества.
С приходом капиталистических отношений
к ряду причин добавились цикличность
экономики с ее кризисами и спадами, достижения
НТП, сокращающие необходимость в живой
силе и т.д.
Сегодня не представляется возможным
говорить о той или иной причине, вызвавшей
определенный уровень бедности в стране.
Здесь действует комплекс взаимосвязанных
и взаимообусловленных факторов, которые
в своем синтезе дают нам определенное
положение дел в стране. На мой взгляд,
наиболее существенными из них являются:
экономический рост, дифференциация доходов
населения и личностный факторе. Это основные
пункты, включающие в себя ряд более мелких
и зависящих от них причин. Но прежде чем
перейти к их раскрытию, мне бы хотелось
остановиться на понятии порочного круга
бедности.
2.1. Порочный круг бедности
Графически порочный круг бедности можно
представить следующим образом:
Склонность к сбережению у людей растет
пропорционально доходу, следовательно,
если у населения низкий доход, то большая
его часть пойдет на удовлетворение насущных
потребностей. Очевидно, что сбережения
в этом случае будут низкими. Низкий уровень
валовых сбережений в свою очередь ведет
к низкому уровню валовых инвестиций,
так как населению просто нечего инвестировать.
Без инвестиций же, как известно, невозможно
повысить эффективность производства
и увеличить доходы. Таким образом, порочный
круг замыкается.
Проблема “порочного круга ” является
тяжелым бременем большого количества
бедных и развивающихся стран мира. Средствами
по выходу из этого круга являются политическая
и экономическая стабильность страны,
надежная банковская система, действенное
законодательство, благоприятная налоговая
политика, иностранные инвестиции.
Итак, рассмотрим, как влияют на уровень
бедности в стране темпы ее экономического
роста.
2.2. Темпы экономического роста
Говоря о факторе экономического роста,
влияющем на уровень бедности в стране,
на мой взгляд, следует рассматривать
только слаборазвитые и развивающиеся
страны, не учитывая высокоразвитые. Будет
неправильно говорить, что во Франции
с темпами роста ее экономики в 1% будет
больший процент бедных чем, например,
в Китае с темпами роста в 6.5%. В высокоразвитых
странах темпы роста их экономик значительно
ниже, чем в развивающихся, но это обусловлено,
прежде всего, уже достигнутыми высокими
темпами развития.
По свидетельству международных аналитиков
существует тесная взаимосвязь между
темпами экономического роста в стране
и ее успехами в борьбе с бедностью. Страны,
характеризующиеся значительными темпами
роста, более эффективно решают и проблему
бедности (страны Восточной и Южной Азии)
и наоборот.
Очевидно, что объем ВВП на душу населения
напрямую влияет на уровень жизни в стране.
Развитие экономики быстрыми темпами,
ведет к росту ВВП, а также снижению доли
людей находящихся за чертой бедности
и наоборот.
Любопытные данные были опубликованы
в «Докладе о развитии человека за 2003 год».
Ученые пришли к следующему выводу: для
удвоения доходов населения страны через
поколение с 1 до 2 долларов США в день при
неизменных уровнях неравенства в распределении
дохода, необходимо чтобы рост экономики
в стране составлял 3 и более процента
в год. [4, с.55]
Представляет интерес следующая закономерность:
страны, имеющие отрицательные темпы роста
ВВП на душу населения, попадают либо в
разряд абсолютно непривлекательных для
инвестиций из-за отсутствия источников
доходов, либо в разряд политически нестабильных,
отпугивающих инвесторов. Последние попадают
в особый “круг бедности” – “порочный
круг политической нестабильности”, который
можно изобразить графически следующим
образом:
Таким образом, из графика видно следующее:
угроза резких изменений отпугивает потенциальных
инвесторов. Низкий уровень инвестиций
тормозит экономический рост. Низкий экономический
рост, в свою очередь, снижает благосостояние
населения и ведет к социальной напряженности.
Напряженная ситуация ведет к угрозе политической
стабильности в государстве - “порочный
круг политической нестабильности” замыкается.
Что касается экономического роста Беларуси,
то здесь будет уместно упомянуть о кризисе,
который республика, как и все страны бывшего
СССР, переживала в связи с переходом к
рыночной экономике.
По данным Всемирного банка, в период с
1990 по 1999 г.г. из 25 стран с переходной экономикой,
только в 5 среднегодовой темп роста оказался
выше нуля. Это: Польша – 4.5%, Словения –
2.4%, Словакия – 1.8%, Венгрия – 1%, Чехия –
0.8%. В Беларуси же этот показатель был
равен минус 3%, в России – минус 6.1%, Украине
– минус 10.7%, Литве – минус 3.9%. [14, с.459]
Для Беларуси экономический кризис переходного
периода был относительно недолгим и не
глубоким, благодаря, в первую очередь,
политике поддержки крупнейших предприятий
страны (субсидирование, предоставление
льготных кредитов) в самом начале периода
рыночных реформ, импорту из России относительно
дешевых энергетических ресурсов и облегченному
доступу на российские рынки.
Для дальнейшего экономического роста
страны необходимо постоянно разрабатывать
более новые и эффективные программы,
направленные, прежде всего на увеличение
конкурентоспособности товаров и услуг,
производимых в РБ.
Динамика роста экономики страны представлена
ниже:
Таблица 2. ВВП в процентах к 1990 г.
Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
% 73.0 65.2 67.0 74.6 80.9 83.7 88.6 92.8 97.4 104.2 116.1 126.8
Примечание. Источник: [3, с.34].
Из таблицы видно, что подъем экономики
нашей страны начался после 1995 года, когда
объем ВВП составлял 65.2% от объема ВВП
1990 года. Тенденция роста экономики Беларуси
в конечном итоге привела к тому, что численность
населения, находящегося за чертой бедности,
начала сокращаться (см.
Таблицу 1). Это еще раз подтверждает тесную
связь между темпами экономического роста
и уровнем бедности.
Фактор экономического роста включает
в себя ряд причин, также оказывающих влияние
на показатели бедности. Это разнообразные
политические и экономические кризисы
(мировые и внутригосударственные), цикличность
экономики, политика правительства, инфляция
(как проявление кризиса), безработица
и т.д. Все эти причины непосредственно
связаны с экономическим ростом, поэтому
описывать каждую из них нет необходимости.
Следующим фактором, влияющим на уровень
бедности в стране, является неравномерное
распределение доходов населения.
2.3. Распределение доходов населения
Часто складывается такая ситуация, что
страны с одинаковым уровнем доходов характеризуются
различными показателями доли населения
находящейся за чертой бедности. Это может
произойти в том случае если, к примеру,
в одной стране доход распределен равномерно,
а в другой на небольшое количество наиболее
обеспеченного населения приходится большая
часть совокупного дохода страны.
Тема дифференциации доходов весьма актуальна
в наши дни, постепенно происходит рост
осознания глобального неравенства. В
“Докладе о развитии человека за 2003 год”,
составленном ООН, говорится, что неравенство
достигло “гротесковых” размеров. Доходы
5 % самых богатых в мире в 114 раз выше доходов
самых бедных. Доходы 1 % самых богатых
составляют столько же, сколько доходы
57% самых бедных. 25 миллионов самых состоятельных
американцев имеют такой же доход, как
и 2 миллиарда самых бедных людей в мире.
Прежде всего, хотелось бы отметить причины
неравенства в доходах среди населения
одной страны. К ним относятся:
• Различия в интеллектуальных, физических,
эстетических и др. способностях.
• Различия в уровне полученного образования
и профессиональной подготовки.
• Различия в профессиональных вкусах
и способности к предпринимательскому
риску. Люди, которые готовы заниматься
изнури¬тельной, неприятной работой —
например, добы¬вать уголь или собирать
мусор — и очень интенсив¬но работать
в течение многих часов, будут больше зарабатывать.
Некоторые увеличивают свои доходы путем
"совместительства", т.е. работая
в двух местах. Несмотря на то, что многие
люди, способные на пред¬принимательский
риск, терпят неудачу, некоторые до¬биваются
успеха и могут получить очень вы¬сокий
доход.
• Владение собственностью. Право наследования
и тот факт, что "богатство порождает
богатство", усили¬вают роль фактора.
• Удача, связи, несчастья и дискриминация.
Иногда высокие доходы объ-ясняются открытием
месторождения нефти на заброшенной ферме
или встречей с нужным газетным ре¬портером.
Нельзя сбрасывать со счетов и роль лич¬ных
контактов или политического влияния
в получе¬нии высоких доходов. С другой
стороны, множество несчастий, влияющих
на экономическое положение семьи, таких,
как длительная болезнь, несчастный случай,
смерть кормильца и безработица, могут
привести семью к бедности. Бремя таких
несчастий распределяется очень неравномерно
среди населения, что способствует неравенству
до¬ходов.
Что касается подходов к решению этой
проблемы, то тут существует два мнения:
одни высказываются за равенство в распределении
доходов, другие же – отстаивают позицию
неравенства.
Доводы против неравенства:
• отрицательно влияет на уровень жизни
людей, осложняет проблемы здравоохранения
и образования, увеличивает преступность;
• является потенциальной угрозой политической
стабильности в стране, нанося огромный
ущерб экономике страны;
• ограничивает возможности применения
основных методов регулирования экономики,
таких как повышение цен или налогообложение
[5, с.30];
Доводы против равенства:
• отрицательное влияние на эффективность
экономики из-за снижения материальных
стимулов к активному участию людей в
экономической деятельности – к добросовестному
труду и энергичному предпринимательству.
Эта тема остается актуальной до сих пор,
так как нельзя определенно сказать о
правоте какой-либо из сторон.
Для измерения степени неравенства среди
населения используются следующие инструменты:
• Кривая Лоренца – кривая, показывающая
какую долю в совокупном доходе страны
за год получили определенные процентные
группы населения, начиная с беднейших
и заканчивая самыми богатыми.
Она имеет следующий вид:
Примечание. Источник: [6, с.775].
По горизонтальной оси откладывается
процент семей, располагающий определенным
уровнем дохода, а по вертикальной – доля
совокупного дохода, приходящегося на
эту часть семей. Соединение долей в суммарном
доходе для различного процента семей
дают кривую Лоренца. Теоретическую возможность
абсолютного равенства в распределении
дохода отражает прямая ОЕ, когда 20% семей
располагают 20% совокупного дохода, 40%
семей – 40% и так далее. Чем сильнее изогнута
кривая Лоренца страны, тем менее равномерным
является распределение доходов в ней.
• Индекс Джини – коэффициент, позволяющий
сопоставить степень неравенства в распределении
доходов сразу во многих странах. Он рассчитывается
как отношение площади между кривой Лоренца
и прямой абсолютного равенства к площади
треугольника под той же прямой. Индекс
Джини равный нулю соответствует ситуации
абсолютного равенства, а индекс равный
единице – абсолютному неравенству. Естественно,
этот показатель всегда больше нуля, но
меньше единицы. Индекс Джини по миру составляет
0.66.
• Квительный коэффициент – показатель,
выражающий соотношение между средними
доходами 20% самых богатых граждан и 20%
самых бедных (часто берется интервал
в 10%, тогда коэффициент называется децильным).
Он показывает разрыв между богатыми и
бедными, тем самым определяя степень
неравенства в распределении дохода в
стране.
Эти инструменты дают возможность производить
сравнение сразу по множеству стран. В
нижеследующей таблице проиллюстрирована
динамика некоторых показателей в Республике
Беларусь.
Таблица 3. Показатели дифференциации
доходов населения по РБ
1995 2000 2002 2003 2004 2005
Индекс Джини 0.261 0.270 0.272 0.214 0.254 0.256
Децильный коэффициент 5.5 5.8 5.9 5.2 5.2 5.4
Примечание. Источник: [3, с. 177].
По данным этой таблицы, на 2005 г. в нашей
стране индекс Джини равен 0,256, а квительный
коэффициент дает соотношение 5:1, что говорит
о достаточной равномерности в распределении
доходов.
Сейчас мне хотелось бы перейти к следующему
и последнему из основных факторов, влияющих
на уровень бедности в стране, - личностному
фактору.
2.4. Личностный фактор
На настоящем этапе развития общества
проблема социального расслоения и бедности
чрезвычайно интересна тем, что отличается
от аналогов в истории социальной обстановкой,
порождающей ее. Раньше проблема богатства
и бедности была проблемой классов и слоев
общества. Сейчас же это, в немалой степени,
проблема «личностного» характера. Начиная
с древних времен и до недавнего времени,
статус человека в обществе определялся
фактором его рождения. Вырваться из капкана
“происхождения” было практически невозможно.
Изменить свой социальный статус было
под силу лишь единицам, да и то – только
в период смут и революций. Наше же общество
относительно недавно вступило на новый
этап своего развития – в эпоху социального
равенства и справедливости, что открывает
перед каждым индивидом практически неограниченные
возможности. Это в свою очередь влияет
и на проблему бедности. Естественно, фактор
“рождения” имеет значение и сейчас,
но сегодня существует гораздо больше
возможностей для самореализации и избавления
от “оков бедности”, чем это было раньше.
Исходя из вышесказанного можно заключить:
проблема “порочного круга” является
тяжелым бременем большого количества
бедных и развивающихся стран мира. Средствами
по выходу из этого круга являются политическая
и экономическая стабильность страны,
надежная банковская система, действенное
законодательство, благоприятная налоговая
политика, иностранные инвестиции. На
уровень бедности в стране влияют темпы
ее экономического роста. Фактор экономического
роста включает в себя ряд причин, также
оказывающих влияние на показатели бедности.
Это разнообразные политические и экономические
кризисы (мировые и внутригосударственные),
цикличность экономики, политика правительства,
инфляция (как проявление кризиса), безработица
и т.д. Все эти причины непосредственно
связаны с экономическим ростом. Следующим
фактором, влияющим на уровень бедности
в стране, является неравномерное распределение
доходов населения. Тема дифференциации
доходов весьма актуальна в наши дни. И
последний из основных факторов, влияющих
на уровень бедности в стране, - личностный
фактор.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ
ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В РБ
Забота о бедных заменяет все добродетели.
Гюстав Флобер
3.1. Понятие социальной защиты населения
Одной из важнейших составляющих государственного
регулирования социальных процессов и
социальной политики является социальная
защита населения. В широком смысле слова
социальная защита – это функция общества
по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных
социальных прав человека, в том числе
достойного уровня жизни, если он в силу
каких-либо обстоятельств потерял возможность
к извлечению доходов от трудовой деятельности.
В узком смысле социальная защита – это
комплекс целенаправленных конкретных
мероприятий экономического, правового
и организационного характера для поддержания
наиболее уязвимых слоев населения.
Необходимость в социальной защите возникает,
если человек оказывается под воздействием
социальных рисков. Социальный риск –
это признаваемое обществом вероятное
событие в жизни человека, наступление
которого приводит к утрате его способности
к труду (полностью или частично) и, как
следствие, к утрате заработка как источника
средств к существованию. К числу признанных
социальных рисков в мировой практике
относятся: болезнь, материнство, содержание
детей, инвалидность, старость, безработица,
потеря кормильца, трудовое увечье или
профессиональное заболевание, беременность
и роды, чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и военного характера.
Социальная защита населения должна базироваться
на международном и национальном законодательствах,
финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре,
обеспечивающих возможность ее практического
применения.
Субъектами социальной защиты является
не только государство в лице его органов
на различных уровнях, но также и работодатели,
институты гражданского общества и сами
люди. В связи с этим следует особо подчеркнуть
роль неправительственных организаций
(так называемого «третьего сектора»)
в социальной защите. В развитых странах
мира такие организации (женские ассоциации,
молодежные союзы, организации потребителей
и т.п.) эффективно содействуют человеческому
развитию, оказывая постоянное воздействие
на правительство, корпорации с целью
побудить их к обеспечению социальных
прав. В странах с переходной экономикой,
к которым относится и Беларусь, социальная
защита осуществляется в основном государством
ввиду неразвитости «третьего сектора».
Основными формами социальной защиты,
сложившимися в настоящее время в большинстве
стран, являются:
• законодательно определенные социальные
гарантии и их удовлетворение на основе
минимальных стандартов;
• социальное страхование;
• социальная помощь;
• социальное обслуживание;
• целевые социальные программы.
Основные направления социальной защиты
в развитых странах мира представлены
в Приложении А.
3.2. Формы социальной защиты населения
и особенности их реализации в Республике
Беларусь
Оценивая в целом систему социальной защиты
в Республике Беларусь, можно выделить
следующие ее особенности:
• преобладание в системе социальной
защиты пособий общего характера без оценки
нуждаемости граждан;
• преимущественная ориентация системы
социальной защиты на городское население;
• широкий диапазон льгот различным категориям
населения;
• неразвитость механизмов добровольного
социального страхования, в том числе
негосударственного.
Расходы на различные социальные программы
в Беларуси без учета образования и здравоохранения
составляют около 14% ВВП, что почти в 1,5
раза превышает среднеевропейский показатель,
однако в силу разных причин эффективность
белорусской модели остается достаточно
низкой. Рассмотрим более подробно основные
формы социальной защиты.
А) Минимальный уровень государственных
социальных гарантий, обеспечивающий
удовлетворение основных потребностей
человека, называется государственным
минимальным социальным стандартом. В
систему государственных минимальных
социальных стандартов в Республике Беларусь
включаются стандарты в области оплаты
труда, пенсионного обеспечения, образования,
здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального
обслуживания, социальной поддержки и
социального обслуживания. Состав государственных
минимальных стандартов приведен в Приложении
Б.
Б) Социальное страхование представляет
собой систему компенсации населению
последствий социальных рисков, основанную
на взносах (отчислениях) работодателей,
работников, а иногда и государства в специализированные
фонды. Социальное страхование может осуществляться
как через государственные, так и негосударственные
фонды. Система негосударственного социального
страхования в нашей стране только формируется
и большой роли в системе социальной защиты
не играет; в основном используется государственное
социальное страхование, главными принципами
которого являются:
• гарантированность пенсий, пособий
и иных выплат в соответствии с законодательством;
• дифференциация условий и размеров
пенсий, пособий и других выплат по государственному
социальному страхованию;
• распространение системы социального
страхования на всех работающих и работавших
граждан и нанимателей независимо от формы
собственности предприятия и вида трудовой
деятельности.
К страховым случаям, при наступлении
которых граждане имеют прав на получение
выплат, относятся следующие социальные
риски: болезнь, инвалидность, достижение
пенсионного возраста, безработица и т.д.
Соответственно выделяют следующие виды
выплат по государственному социальному
страхованию:
• пенсии (по возрасту, инвалидности, в
случае потери кормильца);
• пособия и компенсации в связи с несчастным
случаем на производстве и профессиональным
заболеванием;
• пособия по временной нетрудоспособности
(в том числе беременность, роды; отпуск
по уходу за ребенком);
• пособия по безработице.
Финансирование выплат по государственному
социальному страхованию осуществляется
из средств государственного бюджета
и государственных фондов – фонда социальной
защиты населения и Государственного
фонда содействия занятости.
Наиболее важным направлением деятельности
фонда социальной защиты населения является
пенсионное обеспечение. В Республике
Беларусь используется пенсионная система,
основанная на принципе солидарности,
т.е. работающее население финансирует
потребности пенсионеров. Источниками
финансирования являются страховые взносы
нанимателей (35% фонда заработной платы)
и работников (1% начисленного заработка).
Пенсионная система республики включает:
1) трудовые пенсии (по возрасту, инвалидности,
в случае потери кормильца, за выслугу
лет и за особые заслуги). Эти пенсии являются
страховыми и финансируются из Фонда социальной
защиты населения.
2) социальные пенсии, выплачиваемые лицам,
не имеющим права на трудовые пенсии. Эти
выплаты, как правило, производятся за
счет средств госбюджета.
Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины
по достижении 60 лет и при стаже работы
не менее 25 лет, женщины по достижении
55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Некоторые пенсии по возрасту назначаются
на льготных условиях за работу с особыми
условиями труда. В настоящее время правом
на трудовую пенсию пользуются 2,5 млн.человек,
т.е. ¼ всего населения страны (Приложение
В). Величина трудовых пенсий меняется
в зависимости от роста средней заработной
платы. Для Республики Беларусь характерен
высокий уровень пенсионной нагрузки
– 100 пенсионеров на 166 работающих.
В настоящее время в стране идет реформирование
системы пенсионного обеспечения. С 2003
г. введена система индивидуального учета
страховых взносов, которая позволит обеспечить
достоверность сведений о страховом вкладе
каждого гражданина, создать информационную
базу для назначения пенсий и повысить
заинтересованность в уплате страховых
взносов. Планируется также развивать
дополнительные пенсионные накопительные
системы. Размер будущей пенсии ставится
в зависимость от профессионализма и величины
уплаченных взносов. В ряде отраслей наниматели
будут выплачивать страховые взносы для
обеспечения дополнительной пенсии работникам.
В результате реформ планируется создать
гибкую, прозрачную, эффективно работающую
систему, устойчивую в финансовом отношении
и не порождающую иждивенчества и уравнительности.
В) Социальная помощь представляет собой
финансирование из государственного бюджета
потребностей отдельных индивидов или
категорий населения в случае, если они
не имеют дополнительных источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер
и предполагает проверку нуждаемости
лица, претендующего на получение помощи
(совокупный среднемесячный доход семьи
за три последних месяца не превышает
60% бюджета прожиточного минимума в среднем
на одного человека).
В нашей стране приоритетными группами
для получения социальной помощи являются
инвалиды I и II групп, одинокие пенсионеры,
многодетные и неполные семьи и др. Социальная
помощь предоставляется независимо от
уплаты взносов в денежной и натуральной
(горячее питание, обеспечение лекарствами
и др.) формах., а также в виде безналичных
жилищных субсидий, если плата за коммунальные
услуги превышает 15% совокупного дохода
семьи. Пособия для семей с детьми весьма
разнообразны и определяются в соотношении
к минимальному потребительскому бюджету
(табл.3).
Таблица 4. Состав государственных пособий
семьям, воспитывающим детей
Вид пособия Размер
Пособие по беременности и родам Пособие
по временной нетрудоспособности на 56
дней
Единовременное пособие в связи с рождением
ребенка 2 бюджета прожиточного минимума
Пособие женщине, ставшей на учет до 12-недельного
срока беременности 1 бюджет прожиточного
минимума
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
в возрасте до 3 лет 65% бюджета прожиточного
минимума
Ежемесячное пособие на детей старше 3
лет 30% бюджета прожиточного минимума
Пособие по уходу за больным ребенком
Пособие по временной нетрудоспособности
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом
в возрасте до 18 лет 65% бюджета прожиточного
минимума
Пособие при санитарно-курортном лечении
ребенка-инвалида Компенсация стоимости
путевки
Ежемесячное пособие на детей, инфицированных
вирусом иммунодефицита или больных СПИДом
45% бюджета прожиточного минимума
Примечание. Источник: [7, с. 91].
В настоящее время в сфере социальной
помощи назрела необходимость ряда изменений,
важнейшими из которых являются усиление
принципа адресности и упорядочение многочисленности
льгот. Формальный принцип предоставления
льгот привел к тому, что они не способствуют
перераспределению ресурсов в пользу
наиболее нуждающихся граждан, например,
около 25% всей их суммы предоставляется
наиболее обеспеченным семьям.
Всего на сегодняшний день в Беларуси
существует более 200 видов льгот, правом
на получение которых пользуется более
30 категорий граждан, а общее число получателей
льгот и привилегий достигло около 7 млн.
человек. Порядок предоставления льгот
регулируется более чем 1100 нормативными
правовыми актами, в которых встречаются
противоречия, повторы, неоднозначные
толкования. Льготы получают пенсионеры,
инвалиды, ветераны войны и труда, дети-сироты,
студенты и учащиеся, военнослужащие,
пострадавшие от последствий катастрофы
на ЧАЭС, работники органов внутренних
дел, многодетные и неполные семьи, беженцы,
почетные доноры и др. [8, с.381-390]
Наиболее распространенными являются
льготы на проезд, жилищно-коммунальные
услуги, здравоохранение, санаторно-курортное
лечение, на получение образования, услуги
связи, кредитование, налоговые льготы.
Основной целью преобразования системы
льгот населению является создание условий
для более полного использования трудового,
интеллектуального, предпринимательского
потенциала трудоспособных граждан. Это
позволило бы отменить льготы для тех
людей, которые могут и обязаны трудиться
и обеспечивать свои потребности за счет
доходов от трудовой деятельности. Льготы
должны предоставляться лишь самым незащищенным
слоям населения. В рамках такого реформирования
необходимо:
• уменьшить число льгот;
• создать систему информирования населения
о характере и условиях предоставления
льгот;
• упорядочить соответствующую правовую
базу;
• закрепить в законодательном порядке
право на получение одним лицом только
нескольких наиболее выгодных видов льгот;
• перейти на преимущественно заявительный
характер предоставления льгот;
• устранить дублирование в предоставлении
льгот на республиканском и местном уровнях.;
• перевести лиц, пользующихся льготами
по профессиональному признаку, на содержание
соответствующих предприятий, организаций,
министерств и ведомств. [9, c.58]
Безусловно, реформирование системы льгот
должно осуществляться поэтапно, с максимально
полным учетом последствий принимаемых
решений, менталитета, национальных особенностей
и традиций.
Г) Социальное обслуживание предназначено
для оказания социальной поддержки, предоставления
бытовых, медицинских, психолого-педагогических
услуг, создания условий для социальной
адаптации людей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. Его принципами являются:
адресность, гуманизм, социальная справедливость,
доступность, конфиденциальность, добровольность.
Услуги социального обслуживания могут
предоставлять государственные и частные
организации (социальные приюты, дома-интернаты,
отделения социальной помощи на дому и
др.). В Республике Беларусь принят Закон
«О социальном обслуживании», отрабатываются
и внедряются нормативы социального обслуживания.
Во всех 156 районах страны работают отделения
социальной помощи на дому, обслуживающие
более 62 тыс. граждан, преимущественно
в сельской местности. В основном 12.5 тысяч
социальных работников имеют дело с одинокими
или проживающими отдельно пенсионерами.
[10, с.80] Малообеспеченным и одиноким пенсионерам
социальные услуги предоставляются бесплатно,
остальным – на условиях частичной оплаты.
Социальное обслуживание обходится в
10 раз дешевле, чем содержание людей в
стационарных социальных учреждениях.
К числу оказываемых социальных услуг
относятся оказание помощи в ведении домашнего
хозяйства (закупка продуктов, ремонт
жилья, обработка приусадебных участков),
решение бытовых проблем, психологическая
помощь.
В ряде крупных городов открыты приюты
для бездомных, незаконных мигрантов,
жертв торговли людьми. В стране создан
Республиканский межведомственный совет
по проблемам инвалидов, действует 24 центра
социального обслуживания семьи и детей,
24 социально-педагогических центра, 74
приюта для несовершеннолетних, 97 центров
коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации.
Основными принципами совершенствования
системы социальной защиты в республике
на сегодняшний день являются [11, с.159, 161]:
1. Четкое разграничение функций социальной
помощи и социального страхования с приоритетом
последнего.
2. Дифференцированный подход к различным
слоям и группам населения в зависимости
от их социального положения, возраста,
трудоспособности. Основной социальной
гарантией для трудоспособных членов
общества должно стать создание условий
для получения трудового дохода и защита
основных прав граждан в сфере труда.
3. Разработка программ адресной помощи
с учетом потребностей конкретных регионов
и сегментов населения.
4. Расширение роли в социальной защите
некоммерческих неправительственных
организаций, в том числе международных.
5. Развитие системы добровольного социального
страхования с целью минимизации последствий
социальных рисков.
3.3 Способы преодоления бедности в Республике
Беларусь
В этом разделе я бы хотела выразить свои
мысли относительно мер по преодолению
бедности в РБ. Так как проблема дифференциации
доходов населения не столь существенна
для нашей страны (что было отмечено в
предыдущей главе), то деятельность правительства
в этом направлении, на мой взгляд, должна
быть связана с личностным фактором и
фактором экономического роста.
Среди мер, принятие которых способно
повлиять на уровень бедности в стране,
наиболее существенными представляются
следующие:
• Обеспечение политической и экономической
стабильности в стране. При воплощении
этого пункта в жизнь улучшение инвестиционного
климата обеспечит поступление иностранного
капитала в страну. Это, в свою очередь,
благоприятно повлияет на экономику, обеспечивая
рост уровня жизни населения.
• Изменения в законодательстве. Было
бы разумно внести изменения в те пункты
законодательства, которые позволят открыть
новые источники доходов для бюджета страны
и населения. Сюда в первую очередь стоит
отнести законы и нормы, касающиеся транзита
через Беларусь. На мой взгляд, это существенный
потенциальный источник доходов, при использовании
которого мы бы могли существенно усилить
материальную базу страны, что в свою очередь
повлечет снижение уровня бедности.
• Поддержка экономической инициативы
населения со стороны правительства. Сюда
следует отнести поддержку малого бизнеса,
упрощение системы кредитования. Это создает
рабочие места, сокращая тем самым уровень
безработицы, и дает возможность людям
своими силами и инициативой обеспечить
себе достойный образ жизни.
• Поддержка потенциально успешных предприятий,
которые без помощи государства, возможно,
не смогут полностью реализовать свой
потенциал, но, реализовав его, внесут
существенный вклад в экономику страны.
При грамотном отборе предприятий подобные
инвестиции окупятся и принесут существенный
доход.
• Оптимизация механизмов социальной
защиты – рациональное увеличение пенсий,
стипендий, дотаций, льгот и т.д., отмена
незаслуженных и неоправданных льгот
и др.
Таким образом, можно сказать, что одной
из важнейших составляющих государственного
регулирования социальных процессов и
социальной политики является социальная
защита населения.
Основными формами социальной защиты,
сложившимися в настоящее время в большинстве
стран, являются:
• законодательно определенные социальные
гарантии и их удовлетворение на основе
минимальных стандартов;
• социальное страхование;
• социальная помощь;
• социальное обслуживание;
• целевые социальные программы.
Оценивая в целом систему социальной защиты
в Республике Беларусь, можно выделить
следующие ее особенности:
• преобладание в системе социальной
защиты пособий общего характера без оценки
нуждаемости граждан;
• преимущественная ориентация системы
социальной защиты на городское население;
• широкий диапазон льгот различным категориям
населения;
• неразвитость механизмов добровольного
социального страхования, в том числе
негосударственного.
Основными формами социальной защиты
в РБ являются:
А) Минимальный уровень государственных
социальных гарантий;
Б) Социальное страхование;
В) Социальная помощь;
Г) Социальное обслуживание.
Социальная политика государства может
во многом видоизменять границы и содержание
бедности. И одна из важнейших ее составляющих
– социальная защита населения.
В заключение этой главы хотелось бы отметить,
что среди мер, принятие которых способно
повлиять на уровень бедности в нашей
стране, наиболее существенными представляются
следующие:
1.Обеспечение политической и экономической
стабильности в стране.
2. Изменения в законодательстве.
3. Поддержка экономической инициативы
населения со стороны правительства.
4. Поддержка потенциально успешных предприятий.
5. Оптимизация механизмов социальной
защиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена проблема
бедности и социальная защита населения,
а также изучены следующие вопросы:
§
основные инструменты для измерения уровня
бедности;
§
особенности распространения бедности
по миру и в Республике Беларусь;
§
факторы, обуславливающие возникновения
бедности;
§
возможные способы преодоления бедности
в РБ;
§
формы социальной защиты населения в РБ;
§
основные направления развития системы
социальной защиты в РБ.
Вообще, бедность - это состояние длительного
вынужденного отсутствия необходимых
ресурсов для обеспечения удовлетворительного
образа жизни. Измерить уровень бедности
помогают показатели «черта бедности»
и «индекс человеческой бедности», применяемые
во всем мире.
Основными причинами возникновения бедности
являются низкие или отрицательные темпы
экономического роста, неравномерное
распределение доходов среди населения,
а также личностный фактор. В Беларуси
национальной чертой малообеспеченности
является бюджет прожиточного минимума,
который в 2005 г.составил 145.7 тыс.руб. в месяц
на душу населения. Статистические данные
подтверждают тенденцию снижения процента
населения за границей бедности: в 2005 г.
этот показатель составил 12.7%. Этому процессу
помогают достаточно высокие темпы экономического
развития республики, а также относительная
равномерность в распределения доходов
(индекс Джини для Беларуси в 2005 г. равен
0,256, децильный коэффициент – 5.4).
Изучение проблемы бедности в Республике
Беларусь показало следующие возможные
пути ее решения:
§
экономическая и политическая стабильность
развития страны;
§
совершенствование законодательства;
§
поддержка экономической инициативы населения;
§
поддержка потенциально успешных предприятий;
§
оптимизация механизмов социальной защиты.
Социальная защита, являясь одновременно
функцией общества по обеспечению неотъемлемых
и общепризнанных социальных прав человека
и комплексом целенаправленных мероприятий
для поддержания наиболее уязвимых слоев
населения, в большинстве стран выражается
в следующих формах: социальные гарантии,
социальное страхование, социальная помощь,
социальное обслуживание и целевые социальные
программы. Все эти формы реализованы
и в Республике Беларусь.
Для совершенствования системы социальной
защиты в стране были предложены следующие
действия:
§
более дифференцированный подход к различным
слоям и группам населения;
§
развитие программ адресной помощи;
§
повышение роли «третьего сектора» (неправительственных
организаций);
§
развитие системы добровольного социального
страхования;
§
приоритет социального страхования перед
социальной помощью.
Таким образом, при написании курсовой
работы были решены поставленные задачи:
рассмотрена проблема бедности и отражено
ее состояние в нашей стране, изложены
возможные способы преодоления бедности;
изучены основные формы социальной защиты
населения и специфика их реализации в
Республике Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ
1. http://www.globalissues.org
2. Румянцева Е. Е. Бедность как глобальная
проблема // МЭ и МО. 2003. №2. (с. 57-65) – 287 с.
3. Статистический ежегодник Республики
Беларусь 2006 года. – 614 с.
4. Доклад о развитии человека за 2003 год.
Мн.: Юнипак, 2003. – 368 с.
5. Беларусь и Мир. Аспекты устойчивого
развития. Мн.: УП “Технопринт”, 2003. –
171 с.
6. К.Р.Макконел, С.Л.Брю. Экономикс: принципы,
проблемы и политика. Москва: Инфра-М, 2006.
– 400 с.
7. Н.И.Бондарь, А.И.Терлиженко. Социальная
политика в Республике Беларусь: Учеб.
пособие. Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.
8. Проблемы развития национальной экономики
Беларуси (теоретические и практические
аспекты) / Под общ.ред. В.Н.Шимова. Мн.: НИЭИ
Минэкономики РБ, 2002. – 751 с.
9. Е.И.Удовенко. Социальная карта: реальная
возможность совершенствования предоставления
льгот населению Беларуси // Белорусская
экономика: анализ, прогноз, регулирование.
2003. №1.
10. Беларуская думка. 2003. №10. – 316 с.
11. А.П.Морова. Социальная политика в сфере
трудовых отношений. Мн.: ИСПИ, 2000. – 734
с.
12. Социальная политика: Учеб.-метод. комплекс
/ Авт.-сост. Е.М.Комлик. Мн.: ФУСТ БГУ, 2002.
– 734 с.
13. Республика Беларусь в цифрах, краткий
статистический сборник. Мн., 2006. – 346 с.
Подробнее: http://dfk-dfr.com/load/
Информация о работе Социальная защита населения. Особенности ее реализации в Республики Беларусь