Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:24, творческая работа

Краткое описание

Цель научной работы: раскрыть сущность смешанной экономики, рассмотреть ее типы и обозначить роль государства при ее функционировании.

Методы проведенных исследований: изучение учебной литературы, содержащих понятийный аппарат смешанной экономики, периодических изданий, а также обработка данных из веб-сайтов, а именно анализ статистических данных Агентства РК по статистике.

Файлы: 1 файл

Презентация по ГРЭ.pptx

— 245.43 Кб (Скачать)

Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности

 

Выполнил: студент группы Э-10-1

 А.М. Джапарова

Проверил: ст.преп. ЭИ

А.Б.Токсамбаева

 

    • Цель научной работы: раскрыть сущность смешанной экономики, рассмотреть ее типы и обозначить роль государства при ее функционировании.

 

    • Методы проведенных исследований: изучение учебной литературы, содержащих понятийный аппарат смешанной экономики, периодических изданий, а также обработка данных из веб-сайтов, а именно анализ статистических данных Агентства РК по статистике.

 

    • Основные результаты научного исследования (научные, практические): раскрыты положительные и отрицательные моменты функционирования смешанной экономики в стране, обозначена роль государства, изучены разновидности смешанной экономики, дана оценка каждой модели ее функционирования.

 

    • Наличие документов об использовании научных результатов: курсовая работа

 

 

 

Характеристика  работы:

 

  
       Основные типы экономических систем  

 

Традиционная

 

 

          Рыночная

       (капитализм)

 

          Командная

        (социализм)

 

 В слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы.

 

Административно-командная, централизованно-плановая экономика — это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителя, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики как органического целого из единого центра. Из-за этого прогресс общества тормозится.

 

Рыночное хозяйство — это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? - определяет рынок.

 

СМЕШАННАЯ

Теория  смешанной экономики

 

       Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это:

    • 1) основанная на механизме «невидимой руки» классическая рыночная экономика,
    • 2) основанная на директивном государственном планировании командная экономика,
    • 3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

 

Классическая 

рыночная экономика 

 

Командная экономика

 

Смешанная экономика

  
Смешанная экономика 

 

Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.

 

Смешанная экономика – тип современной социально-экономической системы, складывающейся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода и к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая  с государственной собственностью (20-25%)

 

Смешанная экономика – это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

 

Таким образом, смешанная экономика – это экономическая система, основанная на господстве государственного сектора в отдельных отраслях и наличия определенной свободы предпринимательства в других отраслях.

 

 

         

       В зависимости  от регулирующей роли государства  и его экономических задач  можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

    • Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
    • Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
    • Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
    • Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

 

Американская  модель

        Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

       Система стратегического планирования  рассматривается как совокупность  подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

    • прогнозирование в системе государственного регулирования;
    • внутрифирменное планирование;
    • коммерческое прогнозирование.
    • На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.
    • Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
    • регулирующий механизм федерального правительства;
    • механизм штатов и местных органов власти;
    • государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
    • аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.
    •  Японская модель
    • Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
    • Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
    • Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.
    • Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.
    • Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

 

    • Шведская модель
    • Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился  в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.
    • В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.
    • высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
    • в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
    • в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).

 

Экономические реформы  в РК

 

Первый этап радикальной экономической реформы в Казахстане в этой связи начался в конце 80-х годов и продолжался по 1991 год, когда союзным и республиканским правительствами были сделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом, отказаться от чрезмерной централизации и предоставить больше прав непосредственно хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование хозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер по расширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткой системы централизованного планирования производства, распределения материально-технических и финансовых ресурсов.

 

Второй этап экономических реформ охватывает период 1992-1993 г.г. - с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Казахстан эти годы полностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. В первую очередь это относилось к денежно-кредитной и бюджетной политике, которая в условиях единой валюты диктовалась Центральным Банком РФ.

 

Третий этап экономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

На этом этапе началось формирование самостоятельной макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно и не комплексно.

           Таким образом, современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, ФРГ).

                 Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов,  способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Информация о работе Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности