Системный анализ как теоретическая основа систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:21, реферат

Краткое описание

Процесс управления маркетингом состоит из следующих элементов:
анализ рыночных возможностей;
выбор целевых рынков;
разработка комплекса маркетинговых мероприятий;
претворение в жизнь маркетинговых мероприятий

Оглавление

Введение
1. Выбор целевых рынков в технологии маркетинговой деятельности 5
2. Критерии и алгоритм (этапы) выбора целевых рынков 7
3. Методы выбора целевых рынков и стратегии их охвата 20
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

   Однако  успех в хозяйственно-предпринимательской  деятельности, в частности на внешнем рынке, непосредственно зависят от степени комплиментарности того или иного индивидуального звена условиям наиболее широкого экономического комплекса. В связи с этим возникает вопрос: не идет ли речь о существовании некоего непреодолимого препятствия эффективной внешнеэкономической политики отечественных хозяйственных организаций? Вовсе нет. И это несмотря на наличие известного внешнего логического противоречия, которое не может быть преодолено, очевидно «переделкой» внешней системы, а также вследствие инертности и слабой адаптивности внутренней системы. Чем же обусловлен в таком случае подобный ответ? Прежде всего, существованием своеобразной «активной прослойки» между, условно говоря, стыкующимися «контрактирующимися поверхностями» микро- и макроэкономических систем, которую составляет не что иное, как осуществляющий медиативную функцию международный маркетинг.

   В сферу органично охватываемых им проблем входит широкий круг вопросов управления спросом, отношений с субподрядчиками, посредниками и потребителями, анализ технологических, финансовых аспектов развития и многое другое. 

                        
                        
             Система внутрихозяйственных факторов предприятия
  • внутреннее управление
  • производственно-технологический процесс
  • кадры, финансы, бухгалтерия, службы сбыта, информационного обеспечения, материально-технического снабжения и т.д.
         
             Международный маркетинг (блок медиативных факторов)
  • управление спросом, отношения с клиентурой
  • отношения с поставщиками
  • отношения с посредниками
  • учет факторов конкуренции
         
             Национальная  система факторов предпринимательства
  • экономическая конъюнктура
  • нормативно-правовая среда
  • политические условия и тенденции
  • экологические требования
  • демографические факторы
  • культурно-исторические факторы
         

   Рис.2. Элементы системного подхода в предпринимательской деятельности на внешнем рынке 

   Совокупность  элементов и факторов инонациональной макроэкономической системы выступает в качестве маркетинговой среды отечественного предприятия (фирмы, компании) - участника внешнеэкономической деятельности. Сама эта среда вследствие присутствующих в ней элементов также может рассматриваться как неоднородное явление, внутри которого имеются разные составляющие - микросреда (внешняя) и макросреда. В первом случае имеются ввиду непосредственные «контактеры», - те участники инонационального воспроизводственного механизма, с которыми хозяйственная организация - субъект внешнеэкономической деятельности вступает во взаимовыгодное сотрудничество. Во втором - общеэкономические конъюнктурообразующие факторы.

3. Методы выбора  целевых рынков  и стратегии их  охвата

 

     Маркетинговое сегментирование раскрывает возможности различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать фирме. После этого она должна решить: сколько сегментов следует охватить и каким образом это сделать. Для этого фирме необходимо определить методику выбора выгодных сегментов рынка и стратегию их охвата.

     На  выбранных целевых рынках могут  использоваться следующие типы стратегий: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.

     Недифференцированный  маркетинг. При недифференцированном маркетинге фирма пренебрегает различиями в сегментах и обращается ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае фирма концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах является общим. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей, полагаясь при этом на методы массового распределения и массовой рекламы. Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка. Как правило такие фирмы стремятся придать своему товару образ превосходства в сознании людей. На первых этапах своей деятельности подобную программу реализовывали такие компании, как Ford, Coca-Cola, British Airways.

Недифференцированный  маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, поддержанию его запасов и транспортировке в данном случае невысоки. Расходы на рекламу при недифференцированном маркетинге также держатся на низком уровне. Отсутствие необходимости проведения маркетинговых исследований сегментов рынка и планирования в разбиении по этим сегментам способствует снижению затрат на маркетинговые исследования и управление производством товара.

Несмотря на это, существуют факторы, которые обуславливают снижение эффективности стратегии недифференцированного маркетинга. Во-первых, в тех случаях, когда к подобной практике прибегают несколько фирм одновременно, неизбежно появление интенсивной конкуренции. Кроме того, в условиях развитой рыночной экономики наблюдается высокая степень дифференциации потребностей покупателей. В индустриальных обществах покупатели больше не расположены удовлетворяться товарами, рассчитанными на «среднего» покупателя. Они ищут решения, адаптированные к их специфичным проблемам. Перед лицом подобных ожиданий фирмы вынуждены оставлять стратегию недифференцированного маркетинга в пользу альтернативных стратегий.

     Дифференцированный  маркетинг. В данном случае фирма решает выступить на нескольких сегментах рынка и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение и соответствующую маркетинговую программу. Наличие разнообразных товаров, позволяет добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых сегментов рынка. Классическим примером дифференцированного маркетинга может служить разделение клиентов авиакомпаний на классы пассажиров. В настоящее время к практике дифференцированного маркетинга прибегает все большее число фирм.

Фирма, реализующая  стратегию дифференцированного  маркетинга, рассчитывает, что благодаря упрочению позиции в нескольких сегментах рынка ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок.

     Поскольку дифференцированный маркетинг позволяет достичь высокой степени удовлетворения потребностей отдельных потребителей, компания реализует им товары, как правило, по высоким ценам и в больших объемах. Однако данная стратегия также предполагает не менее высокие издержки, связанные с производственной, маркетинговой, рекламно-пропагандистской и административной деятельностью. Поэтому, руководству фирмы необходимо найти уровень сегментирования, устанавливающий оптимальное соотношение между растущими доходами и увеличивающимися издержками.

     Концентрированный маркетинг. Придерживающаяся стратегии концентрированного маркетинга компания не стремится завоевать конкурентное преимущество на рынке в целом, а специализируется на одном или нескольких сегментах рынка. Концентрация усилий на ограниченной части рынка позволяет фирме выступать с наиболее привлекательными для покупателей предложениями. Тем самым фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией.

     Обычно  к методике концентрированного маркетинга вынуждены обращаться фирмы, не обладающие достаточными ресурсами для конкуренции на рынке в целом. В результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма может достичь экономии во многих сферах своей деятельности.

     Хорошо  разработанная стратегия концентрированного маркетинга позволяет фирме выйти на низкий уровень издержек и высоких цен. Однако в долгосрочной перспективе данная стратегия сопряжена со многими опасностями и ограничениями. Во-первых, концентрация на одном сегменте сопряжена с высокой степенью риска. Избранный сегмент рынка может не оправдать надежд и оказаться убыточным. Во-вторых, расширение деятельности фирмы в выбранном сегменте привлекает к себе внимание крупных конкурентов, что особенно опасно в условиях освоения новой продукции и сокращения жизненного цикла товаров. Крупные корпорации позволяют себе инвестиции, на которые не способны небольшие и средние компании, и имеют возможность для минимизации издержек распространять новые технологии на другие сегменты рынка. 

     При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:

  • Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного маркетинга.
  • Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для однородных товаров (например, древесина). Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции (таких, как компьютеры и автомобили), больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга.
  • Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать всего один вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга.
  • Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, и они одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.
  • Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.

 

Заключение

 

     Современный потребительский рынок отличается высокой динамикой. Текущие потребности  покупателей, показатели активности конкурентов  и применяемые технологии постоянно развиваются. При этом растут как интенсивность, так и масштабы конкуренции. В таких условиях успех определяется нестандартностью подходов к выявлению новых сегментов рынка и дополнительных качеств товара. Это создает трудности для фирм, ориентирующихся на единственную нишу, так как со временем ниши товаров повышенной ценности привлекают внимание крупных компаний, ищущих новые пути развития.

Сегментирование рынка является ключом к успеху в  маркетинговой деятельности, поскольку оно позволяет фирме удовлетворить нужды потребителей более эффективно, и обеспечить рост объема продаж и прибыли. Сегменты рынка постоянно изменяются и предлагают возможности для инноваций и творческого подхода сотрудников компании. Выбор целевых сегментов дает фирме отличительное преимущество.

Комплекс  мероприятий и задач, направленных на реализацию стратегий сегментирования  и позиционирования, составляют маркетинговую  стратегию фирмы.

     Разработка  стратегии фирмы очень важна, так как позволяет более эффективно распорядится имеющимися ресурсами и получить максимально возможную прибыль. В наше время, когда рынок перенасыщен различными товарами и предложениями, без хорошо разработанной стратегии любая фирма практически обречена на банкротство.

 

Список использованной литературы

 
  1. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. –М.: Инфра-М, 1999.
  2. Беляевский И. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. –М., 2002.
  3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. –М.: Финпресс, 1999.
  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 1998.
  5. Карпов В.Н. Выбор целевого рынка // Маркетинг. – 1994. - №3.
  6. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. –М., 1999.
  7. Коротков А.В. Маркетинговые исследования. –М., 2001.
  8. Котлер Филип. Основы маркетинга. –М.: ВИЛЬЯМС, 1999.
  9. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство. –М., 2002.
  10. Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова и др. –М.: ЮНИТИ. 1996.
  11. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили. –М.: ЮНИТИ, 1998.
  12. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. –СПб.: Наука, 1996.

Информация о работе Системный анализ как теоретическая основа систем управления