Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:55, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. При макроэкономическом подходе к анализу основным предметом изучения является совместная деятельность всех экономических субъектов и обобщающие результаты этой деятельности.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по макроэкономике_Приходько А.В_2010 -64с.doc

— 783.00 Кб (Скачать)

– международные финансовые рынки в открытой экономике непосредственно влияют на совокупный спрос на товары и услуги. Существование устойчивой взаимосвязи между отдельными рынками в рамках единой системы должно учитываться при осуществлении макроэкономической политики государства.

 

17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС

 

В макроэкономике под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в составе совокупного спроса выделяют следующие основные элементы:

– потребительские расходы домохозяйств (С);

– инвестиционные расходы частного сектора (/);

– государственные закупки (б);

– чистый экспорт (NX).

В результате совокупный спрос в  целом может быть представлен  как сумма указанных расходов.

Большую часть совокупного  спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т. е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этого показателя в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50 %, а в США – около 67 %.

Под инвестиционными расходами  понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Приобретение домов и квартир тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15–20 % ВНП страны.

Третий элемент совокупного  спроса – государственные закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг(например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30 % национального дохода страны.

Чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).

Существует еще три основных эффекта, способных повлиять на изменение величины совокупного спроса:

– эффект процентной ставки. При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки, что в свою очередь снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров;

– эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках;

– эффект импортных закупок. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса.

 

18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ

 

Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей.

Домохозяйства делают выбор между  потреблением сегодня и увеличением  потребления в будущем. Но возможность  увеличения потребления в будущем  зависит от сбережений в настоящем  периоде.

Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y = C + S,

где Y – располагаемый доход (национальный доход за вычетом чистых налогов).

Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного  будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения.

В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей,т. е. определяют функции потребления и сбережений.

К числу основных объективных факторов потребления относятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей.

В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т. д.

Среди всех перечисленных факторов наиважнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая  выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом.

Предельная склонность к потреблению (С) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода.

Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению. Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений.

Количественно она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению  располагаемого дохода.

Наряду с понятиями «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережению» экономическая теория оперирует понятиями «средняя склонность к потреблению» и «средняя склонность к сбережению».

Средняя склонность к  потреблению – это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу.

Средняя склонность к  сбережению (норма сбережений) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу.

 

19. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИИ

 

Уровень инвестиций оказывает существенное влияние на объем национального производства и темпы его роста. Строительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, а следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или капиталообразования.

Следует иметь в виду, что инвестиции оказывают неодинаковое воздействие на рынок товаров и услуг в коротком и длительном периодах.

В коротком периоде инвестиции выступают  как элемент совокупного спроса на блага. В длительном периоде инвестиции обусловят рост запаса капитала, что приведет к росту производственных возможностей страны и увеличению совокупного предложения.

Основная особенность  инвестиций как элемента совокупного спроса заключается в том, что они сильно зависят от изменений хозяйственной конъюнктуры и поэтому их величина очень нестабильна.

В зависимости от функционального назначения выделяют три вида инвестиционных расходов.

1. Инвестиции в основные фонды предприятий – расходы фирм на здания, сооружения, машины и оборудование, которые приобретаются ими для использования в своей производственной деятельности. Такие инвестиции осуществляются с целью расширения объема применяемого или восстановления изношенного капитала.

2. Инвестиции в запасы – это те товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершенное производство и готовые изделия. Запасы создаются фирмами с различными целями. Важнейшей из них является сглаживание колебаний объема производства при временных изменениях объема продаж. Кроме того, причинами образования запасов могут являться технологические особенности производства, потребности обеспечения его непрерывности и эффективности и пр.

3. Инвестиции в жилищное строительство – расходы домохозяйств на приобретение вновь построенных домов или квартир для последующего проживания или последующей сдачи в аренду.

Экономисты изучают инвестиции для лучшего понимания природы изменения выпуска товаров и услуг. Поэтому центральное место в теории инвестиций занимает вопрос о том, какие факторы определяют намерения (планы) фирм по увеличению своего физического капитала и товарных запасов, т. е. чистые инвестиции предпринимательского сектора экономики.

Исследования показывают, что наиболее существенное влияние на объем и  динамику инвестиций оказывают два  фактора – изменение реального объема национального дохода и реальная ставка процента.

На изменение объема инвестирования может повлиять множество не только экономических, но и политических обстоятельств. Темпы инфляции, ожидания будущих  изменений экономической конъюнктуры, смена правительства, слухи, опасения и даже болезнь президента могут повлиять на оценку предпринимателями целесообразности инвестирования.

Чувствительность инвестиционных решений предпринимателей к параметрам, не оказывающим влияния на потребительские  решения домохозяйств, определяет высокую нестабильность инвестиций. Поэтому инвестиции считаются самым динамичным элементом совокупного спроса, который может обусловливать не только экономический рост, но и циклические колебания в экономике.

 

20. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Совокупным предложением в макроэкономике называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен.

Иными словами, это– реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги. Зависимость реального объема национального производства от уровня цен называется кривой совокупного предложения.

Характер влияния уровня цен  на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения.

В макроэкономике (в отличие от микроэкономики) основным критерием выделения краткосрочного и долгосрочного периодов является гибкость цен, а не стабильность запаса капитала.

При макроэкономической трактовке  временных периодов предполагается, что в долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью не обладают.

Можно выделить две причины, по которым  фирмы вправе рассчитывать, что в  долгосрочном периоде цены на товары и цены на ресурсы будут изменяться в одной и той же пропорции.

В основе первой причины лежит влияние  динамики товарных цен на размеры  заработной платы рабочих. Вторая причина заключается в том, что многие виды продукции являются одновременно и готовыми товарами и ресурсами.

Если фирмы ожидают пропорционального изменения цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены.

Поэтому кривая совокупного предложения  в долгосрочном периоде имеет  вид вертикальной прямой.

Если фирмы будут рассчитывать на то, что в течение определенного  периода цены на ресурсы (и, следовательно, издержки производства) останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного спроса они будут увеличивать реальный объем предложения при сложившемся уровне товарных цен. Тогда кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной прямой.

Если они будут рассчитывать на то, что при росте совокупного спроса цены на ресурсы будут расти, но в меньшей пропорции, чем товарные цены, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон.

Помимо уровня цен, на объем совокупного  предложения оказывают влияние  многие неценовые факторы, под действием которых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо. К числу этих факторов относятся:

– изменение объема применяемых ресурсов;

– изменение производительности ресурсов;

– изменение налогов и субсидий. Перечисленные факторы при прочих равных условиях могут в той или иной степени повлиять на сдвиги кривой совокупного предложения как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

 

21. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

Модель «доходы –  расходы» позволяет рассмотреть механизм формирования равновесного объема национального производства в краткосрочном периоде при предпосылке стабильности всех цен.

Для анализа этого механизма  в условиях изменяющихся цен, а также для выявления специфики приспособления экономики к состоянию равновесия в краткосрочном и долгосрочном периодах используется модель «совокупный спрос – совокупное предложение».

Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

Согласно классической экономической  теории равновесное значение реального  объема национального производства полностью определяется факторами  предложения и прежде всего объемом  имеющихся производственных ресурсов и их производительностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"