Рынок труда в России: особенности, современное состояние, основные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:59, реферат

Краткое описание

Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

Оглавление

Введение………………………………………………………………........2

1.Рынок труда и его роль ………………………………………………...4
2. Проблемы функционирования рынка труда в переходной
экономике современной России …………………………….………….6
3. Необходимость и возможность регулирования рынка труда
на современном этапе развития рыночной экономики в России ….…9
4. Будущее Российской политики в области занятости ………………..13
5. Особенности и состояние современного рынка труда в России и Нижегородской области ………………………………………………….......15
Заключение…………………………………………………………………20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Экономика Труда.doc

— 320.00 Кб (Скачать)
 
 

         Кафедра менеджмента и маркетинга 
     
     
     
     
     
     
     

Реферат

  по  дисциплине «Экономика труда»

  на  тему:

  • «Рынок  труда в России:
  • особенности, современное состояние, основные проблемы» 
  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Выполнил  студент 4 курса 

      факультета  «менеджмента и маркетинга»,

      группы № 10

  •  
     
     
     
     
     
  •   г. Нижний Новгород

      2005г. 

    СОДЕРЖАНИЕ

       

  • Введение………………………………………………………………........2
  •    

  • 1.Рынок  труда и его роль  ………………………………………………...4
  •     2. Проблемы функционирования рынка труда в переходной

       экономике современной России    …………………………….………….6

        3. Необходимость и возможность регулирования рынка труда

       на  современном этапе развития рыночной экономики в России    ….…9

       4.  Будущее Российской политики  в области занятости ………………..13

       5. Особенности и состояние современного рынка труда в России  и Нижегородской области ………………………………………………….......15

       Заключение…………………………………………………………………20

       Список  используемой литературы    ……………………………………..21 
     
     
     
     

     

      

      • ВВЕДЕНИЕ

             Функционально-организационная  структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

             На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли-продажи. Продавцы — это  работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.

             На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

             На  рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе с тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

             Существовавшая  ранее в нашей стране административно-командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушила мотивацию к труду.

             Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне  конкурентной, основанной на частной  собственности, экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом.

             Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

             Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

             Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п. 

        1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО  РОЛЬ
       

             Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

             Рынок труда представляет собой систему  общественных отношений, отражающих уровень  развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

          Организационной формой выражения таких интересов  на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

          Занятость является одной из существенных характеристик  экономики, благосостояния народа. Уровень  занятости представляет собой важнейший  макроэкономический показатель. Но занятость  не чистое экономическое явление. Она  обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

          Как экономическая категория, занятость  представляет собой совокупность отношений  по поводу участия населения в  трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих познаний занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

          По  роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:

        1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;
        2. Военнослужащие;
        3. Учащиеся с отрывом от производства.

          По  поводу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике:

        1. Наемные работники;
        2. Работодатели;
        3. Самозанятые.

          В соответствии с Международным классификатором  статуса занятости выделяются шест групп занятого населения:

        1. Наемные работники;
        2. Работодатели;
        3. Лица работающие за свой счет;
        4. Члены производственных кооперативов;
        5. Помогающие члены семьи;
        6. Работники, не классифицируемые по статусу.

          Достижение  полной и эффективной занятости  является одной из ключевых задач  социально – экономической политики государства, важнейшей проблемой  экономической науки.

          Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по-разному.

          Возникает вопрос, при каком уровне вовлеченности  в профессиональный труд может быть достигнута полная занятость? Видимо, при соответствии рабочих мест потребности  в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие вакантных рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.

          Под экономически целесообразным понимается продуктивное рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, гарантирующий нормальное воспроизводство работника и его семьи.

          Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться  соответствующим по профессионально  – квалификационной структуре предложением рабочей силы, то это и будет  означать полную занятость. 

             Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

             Возрастание роли человеческого фактора в  производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд - земля - капитал» является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

             Вложения  средств в человеческие ресурсы  и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и  выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты  частного бизнеса в США на все  виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. дол., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. дол.

             В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации  роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно-технической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

             Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий  и широкого использования в сфере  общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

             В новых, более эффективных организационных  условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

             Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически  постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения. 

        1. ПРОБЛЕМЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА  ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ
       

             В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика, скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).

             До  сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т. д.

             На  сегодняшний день главной проблемой  занятости остается не безработица, а неэффективное использование  трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

      РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ   
      ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ И УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ в 2004 г. 
      (на конец ноября; в процентах к итогу)

        Всего Мужчины Женщины
      Безработные - всего 100 100 100
      в том числе  в возрасте, лет:      
      до 20 10,4 10,3 10,6
      20 - 24 17,7 18,3 17,0
      25 - 29 12,3 12,7 11,9
      30 - 34 10,6 9,6 11,6
      35 - 39 10,9 10,7 11,2
      40 - 44 12,1 12,6 11,5
      45 - 49 11,6 10,7 12,6
      50 - 54 8,7 8,7 8,6
      55 - 59 3,2 3,5 2,9
      60 - 72 2,5 2,8 2,1
      Сpедний  возpаст безработных, лет 34,9 34,9 34,9
      Безработные - всего 100 100 100
      в том числе  имеют обpазование:      
      высшее профессиональное 10,9 10,0 11,9
      неполное  высшее профессиональное 2,7 2,5 2,9
      сpеднее  профессиональное 20,5 15,3 25,8
      начальное профессиональное 18,3 22,3 14,3
      сpеднее (полное) общее 33,1 32,4 33,8
      основное  общее 13,5 16,2 10,7
      начальное общее, не имеют начального общего образования 1,1 1,4 0,7
       

             В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда - с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

             Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве  профессионально-квалификационной структуры  занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям, в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально-Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

             Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

             Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

             Молодежь  в возрасте 18-24 года — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны.

             В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

             Снижение  общего уровня жизни населения привело  к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества. 
       
       

        1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ  РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА  ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
       

             Механизм  саморегулирования  рынка труда

             К основным рычагам саморегулирования  рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

             На  рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

             В процессе саморегулирования рынка  труда не менее важна роль прибыли  предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную норму прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно, с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда).

             Цена  труда также колеблется в зависимости  от спроса и предложения труда на рынке, как это уже отмечалось в главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать

             Существуют  также различия в степени неравенства  доходов между разными странами, например, в США оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах государство более широко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

             Государственное регулирование рынка  труда и его  необходимость в  России

             Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е. политики невмешательства  государства в экономику, наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.

             Применительно к сегодняшним российским условиям политика, регулирующая влияние государства, не должна препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т. п.

             Перспективы занятости определяются динамикой  и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

             Для решения всех этих задач государство  должно прогнозировать ситуацию на рынке  труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

             Очень важно избежать такого положения, при  котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно.

             Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

        • появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
        • привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
        • обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

                    Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования.

             Для обеспечения занятости населения  велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги.

             Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать Повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.

                  Деятельность профсоюзов

             Профессиональный  союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники Безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

             Но  основная задача деятельности профсоюза - повышение заработной платы. В связи  с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели:

      • профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учебы при подготовке к той или иной профессии.
      • профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.
      • профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

             Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистских таможенных тарифов.

             В некоторых случаях профсоюз и  работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая функция - улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия - административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение. 

             4.  БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ  ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ  ЗАНЯТОСТИ 

           Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий  характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.

        Вот наиболее важные меры такого рода:

        1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
        2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
        3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
        4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
        5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

        Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций. В  целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

        Решение проблемы "очаговой" безработицы  в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости. 

      ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

          1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004
      Тысяч человек 
      Экономически  активное население - всего 74946 70861 71464 70968 71919 72835 72909
      в том числе:              
      занятые в  экономике  71068 64149 64465 64664 65766 67152 67134
      безработные 3877 6712 6999 6303 6153 5683 5775
      Мужчины 39171 37336 37154 36846 36937 37206 37079
      в том числе:              
      занятые в  экономике  37145 33720 33379 33435 33615 34199 34177
      безработные 2026 3616 3781 3411 3322 3007 2902
      Женщины 35774 33525 34310 34122 34982 35629 35831
      в том числе:              
      занятые в  экономике  33923 30429 31091 31229 32151 32953 32958
      безработные 1851 3096 3219 2893 2831 2676 2873
        В процентах к итогу
      Экономически активное население - всего 100 100 100 100 100 100 100
      в том числе:              
      занятые в  экономике  94,8 90,5 90,2 91,1 91,4 92,2 92,1
      безработные 5,2 9,5 9,8 8,9 8,6 7,8 7,9
      Мужчины 100 100 100 100 100 100 100
      в том числе:              
      занятые в  экономике  94,8 90,3 89,8 90,7 91,0 91,9 92,2
      безработные 5,2 9,7 10,2 9,3 9,0 8,1 7,8
      Женщины 100 100 100 100 100 100 100
      в том числе:              
      занятые в  экономике  94,8 90,8 90,6 91,5 91,9 92,5 92,0
      безработные 5,2 9,2 9,4 8,5 8,1 7,5 8,0
       

        Значительно сократить количество незанятых  можно за счет структурных изменений  в оборонной промышленности. Процесс  конверсии обладает большим потенциалом  для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

        Нельзя  жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

        Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.

        В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

        В мире накоплен большой теоретический  и практический опыт по регулированию  рынка труда. Россия нуждается в  особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

        Похоже, что еще несколько лет нам  придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде. 
       

            • 5. ОСОБЕННОСТИ И  СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО  РЫНКА ТРУДА В  РОСИИ И НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ
           

                 Труд  в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облеченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80% занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

                 Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства.  
           
           

          СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ 
          В ЭКОНОМИКЕ ПО ОТРАСЛЯМ В РОССИИ

              1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004
          Тысяч человек
          Всего в экономике 72071 66409 64327 64710 65359 65666 65900
          в том числе  по отраслям:              
          промышленность 21324 17161 14543 14692 14534 14345 14130
          сельское  хозяйство 10101 9744 8370 7936 7683 7208 6787
          лесное хозяйство 235 259 239 264 264 272 267
          строительство 7887 6208 5002 5015 4982 5080 5140
          транспорт 4770 4375 4139 4115 4137 4234 4217
          связь 862 875 872 899 882 905 923
          оптовая и  розничная торговля, общественное питание 5679 6676 9421 9997 10837 11055 11335
          жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 2988 2979 3317 3263 3208 3241 3170
          здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 4227 4443 4503 4531 4591 4672 4779
          образование 6413 6179 5871 5857 5887 5941 6062
          культура  и искусство 1108 1136 1144 1160 1200 1249 1292
          наука и  научное обслуживание 2307 1688 1201 1187 1181 1217 1211
          финансы, кредит, страхование 494 820 742 787 816 865 909
          управление 1362 1893 2925 2880 2965 3061 3156
          другие отрасли 2314 1973 2038 2127 2192 2321 2522
            В процентах к итогу
          Всего в экономике 100 100 100 100 100 100 100
          в том числе  по отраслям:              
          промышленность 29,6 25,8 22,6 22,7 22,2 21,9 21,4
          сельское  хозяйство 14,0 14,7 13,0 12,3 11,8 11,0 10,3
          лесное хозяйство 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4
          строительство 11,0 9,3 7,8 7,8 7,6 7,7 7,8
          транспорт 6,6 6,6 6,4 6,4 6,3 6,4 6,4
          связь 1,2 1,3 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4
          оптовая и  розничная торговля, общественное питание 7,9 10,1 14,6 15,4 16,6 16,8 17,2
          жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 4,1 4,5 5,2 5,0 4,9 4,9 4,8
          здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 5,9 6,7 7,0 7,0 7,0 7,1 7,3
          образование 8,9 9,3 9,1 9,0 9,0 9,1 9,2
          культура  и искусство 1,5 1,7 1,8 1,8 1,8 1,9 2,0
          наука и  научное обслуживание 3,2 2,5 1,9 1,8 1,8 1,9 1,8
          финансы, кредит, страхование 0,7 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,4
          управление 1,9 2,9 4,5 4,5 4,5 4,7 4,8
          другие отрасли 3,2 3,0 3,1 3,3 3,4 3,5 3,8
           

                Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная  часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

                Преодолением  негативных тенденций в экономике  можно существенно содействовать  улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости. Если же скорейшие меры по нормализации экономического роста не будут приняты, возникнет угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как государства.

                Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

             

                 Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.

            Численность экономически активного населения к концу октября 2005г. составила, по оценке, 74,2 млн.человек, или около 51% от общей численности населения страны.

               Преобладающая часть занятого населения сосредоточена  в крупных и средних организациях. В сентябре 2005г. на них работало 38,1 млн.человек, или 55,2% общей численности  занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в сентябре 2005г. составило 39,9 млн. и было меньше, чем в сентябре 2004г. на 0,4 млн.человек, или на 1,0%. 

            Потребность предприятий в  работниках, заявленная в службы занятости, человек, 
          Нижегородская область
                1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005
          январь   7436   9765   11403   12226   15136   17385   23669   19847   18424   13356
          февраль   6120   10177   12092   12488   14623   17152   22029   22321   19612   13487
          март   5976   7202   14251   12309   15206   17983   23729   22742   19129   13413
          апрель   6373   8058   14987   14886   17940   21664   26546   25944   21670   18140
          май   7549   8711   16543   15486   19197   25098   28547   25961   24205   21015
          июнь   8115   10883   17780   17569   21684   27928   31285   24656   25051   19577
          июль   8343   11778   16564   18909   24190   26037   30702   25623   23828   21875
          август   10796   12141   16592   18496   25634   27755   30082   27761   23921   23460
          сентябрь   10165   12891   17787   18384   24689   28634   30045   25742   22584   19425
          октябрь   47663   11796   14287   15810   22685   26193   28433   23850   21328    
          ноябрь   9048   12223   13124   15071   21895   26503   27835   21485   19652    
          декабрь   8299   13468   14614   14578   19243   25229   22352   18857   13836    
           
           
           
            Численность граждан, имеющих  статус безработных, тысяча человек
                1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005
          январь    
          Российская Федерация   2417.7   2515.5   1970   1937.6   1234.6   1052.6   1176.8   1550.2   1639.6   1937.6
          Нижегородская область   57.4   57.5   46.7   40.5   16.8   14.8   14   16   14   19
          февраль    
          Российская Федерация   2567.5   2554.1   1983.7   1956.4   1229.5   1093.5   1248.8   1620.6   1670   2018.7
          Нижегородская область   61.4   58.3   47.8   39.5   17.2   15.7   14.8   16.9   13.9   19.5
          март    
          Российская Федерация   2675.6   2549.6   1960   1920.2   1202.4   1104   1269.8   1627.7   1662.4   1996.6
          Нижегородская область   64.7   57.2   47   37   16.4   15.7   14.6   16.8   13.8   19
          апрель    
          Российская Федерация   2771.1   2524.1   1939   1847.9   1151.4   1091.6   1284.7   1633.3   1645.2   1972.3
          Нижегородская область   67.6   55.8   46.2   33.8   15.4   15   14.1   16.1   13.5   18
          май    
          Российская Федерация   2694   2411.9   1866.3   1729.8   1069.1   1043.9   1241.2   1583.8   1593.4   1882.5
          Нижегородская область   65.7   51.9   43.7   29.2   13.8   13.9   13.6   15   12.9   16
          июнь    
          Российская Федерация   2605.3   2299.7   1792   1594.6   1008.7   1001.9   1203.4   1534.1   1555.8   1816.3
          Нижегородская область   62.8   48.9   41.2   25.4   12.8   12.7   12.9   14   12.6   14.7
          июль    
          Российская Федерация   2557.6   2218   1769.2   1500.5   990   1005.4   1206.2   1531.5   1571.6   1799.1
          Нижегородская область   60.3   47.2   40.3   22.6   12.7   12.9   13.4   14.1   13.2   14.5
          август    
          Российская Федерация   2524.6   2149.7   1754.2   1423.3   985.8   1014.3   1213.1   1532.8   1594   1766.1
          Нижегородская область   59   46.7   39.5   21.1   12.7   12.9   13.4   14   13.7   14
          сентябрь    
          Российская Федерация   2470.3   2063.3   1754.5   1339   968   997.1   1189.5   1506   1632.4   1714.6
          Нижегородская область   57.2   46   39.4   83.8   12.4   12.6   13.6   13.4   13.9   13.2
          октябрь    
          Российская Федерация   2450.8   2011.8   1809   1282.9   968.4   1011.1   1196.7   1512   1710.8    
          Нижегородская область   55.9   45.4   8.4   18.1   12.6   12.3   13.7   12.7   15.3    
          ноябрь    
          Российская Федерация   2459.8   1995.9   1870.4   1261.6   1000   1065.3   1249.3   1566.6   1841    
          Нижегородская область   56   45.9   41   17.6   13.1   12.6   14.2   12.8   17.6    
          декабрь    
          Российская Федерация   2506   1998.7   1929   1263.4   1037   1122.7   1309.4   1637.6   1920.3    
          Нижегородская область   57.1   46.9   41.4   17.1   13.3   13.3   15   13.5   18.2    
        •             ЗАКЛЮЧЕНИЕ
        •  

                 В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической  системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.

        •      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
          1. http://www.ecsocman.edu.ru/db/sect/236/28.html «Федеральный образовательный портал» - «Учебная программа по Экономике и социологии труда»
          2. http://www.iet.ru Институт Экономики Переходного Периода, «Публикации на тему: Экономика труда и экономика демографических процессов».
          3. http://www.gks.ru «Федеральная служба государственной статистики».
          4. http://studybank.info Каталог готовых работ по предмету "Экономика труда".
          5. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации".
          6. Ю. М. Остапенко - Экономика труда. Учебное пособие - Инфра-М, 2004 г, 268 стр. 
          7. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. – Экономика и социология труда: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 1999.- 407с.
          8. О. А. Попазова - «Экономика труда»  Серия: Лучшие шпаргалки», - Вектор, 2005 г., 192 стр. ISBN   5-9684-0010-2

    Информация о работе Рынок труда в России: особенности, современное состояние, основные проблемы