Рынок труда в медицине

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:11, реферат

Краткое описание

Экономика здравоохранения – отрасль науки экономики, изучающая место здравоохранения в народно хозяйстве, разрабатывающая методы рационального использования ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.
Цель экономики здравоохранения – удовлетворение потребности населения в медицинской помощи.

Файлы: 1 файл

Экономика здравоохранения.doc

— 54.50 Кб (Скачать)


Основные понятия экономики здраоохранения.

Экономика здравоохранения – отрасль науки экономики, изучающая место здравоохранения в народно хозяйстве, разрабатывающая методы рационального использования ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.

Цель экономики здравоохранения – удовлетворение потребности населения в медицинской помощи.

Предмет экономики здравоохранения – разработка методов рационального использования ресурсов для достижения целей в охране здоровья населения.

В здравоохранении можно выделить две стороны – профессиональную и экономическую.

Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении происходит с рядом обстоятельств:
1) Рынок коммерциализирует дело охраны здоровья в целом, а так же отношение каждого пациента к своему здоровью;
2) Происходит быстровозрастающее изменение объема платных и полуплатных услуг здравоохранению;
3) Осуществляется фактическое изменение экономического статуса медицинского учреждения;
4) Изменения в статусе медицинского учреждения приводят к изменению характера его экономических связей;
5) возникает чрезвычайное многообразие форм собственности и видов хозяйствования в здравоохранении;
6) Изменение экономического положения самого работника здравоохранения, как результат вышеперечисленного.

Общая цель экономики и организации здравоохранения – это изучение экономических и организационных отношений, объективно складывающихся между людьми и возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

Основные задачи экономики здравоохранения:
1) Определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;
2) Расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;
3) Изучение тенденций изменения структуры здравоохранения;
4) Расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;
5) Оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению;
6) Экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;
7) Разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;
8) Расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников;
9) Подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.


Методы экономики здравоохранения:
1. Математически-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;
2. Балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;
3. Экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

Важнейшие направления развития экономики здравоохранения
- определение, объемов медицинских услуг с организационно-правовым обеспечением;
- экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;
- финансовое обеспечение ЛПУ с экономическим его обоснованием;
- экономическая оценка профессиональной деятельности работников здравоохранения;
- отработка экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;
- разработка системы менеджмента и маркетинга, включая отработки действенных форм пропаганды новых методов лечебно-профилактической деятельности.

 


Менеджмент в здравоохранении.

Менеджмент в здравоохранении – это наука управления, регулирования и контроля финансовых, трудовых и материальных ресурсов органами и учреждениями здравоохранения.

Цель менеджмента – снижение потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах.

Задача менеджмента в здравоохранении – это наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения.

Объект менеджмента – лечебно-профилактическое учреждение.

Различают генеральный и функциональный менеджмент.
Генеральный – это управление ЛПУ в целом.
Функциональный – управление определенными сферами деятельности медицинского учреждения и его подразделениями.

Управление возникает, когда люди объединяются для совместного выполнения какой-либо деятельности.

Управление – это преимущественно человеческая функция, которая состоит в планомерном, сознательном воздействии на систему в целом или на отдельные компоненты, процессы, происходящие в ней.

В управлении присутствуют две стороны:
1) Субъект управления (руководители);
2) Объект управления (трудовые, финансовые и материальные ресурсы).

В ЛПУ присутствуют три уровня системы управления:
1. Стратегический уровень (главный врач, директор)
2. Тактический уровень (заместители главного врача)
3. Оперативный уровень (руководители отделений, подразделений).

Функции управления:
1) Функция управленческого цикла. Включает изучение обстановки, сбор и обработку информации;
2) Функция, включающая принятие решения с предварительными расчетами и преобразованием информации;
3) Функция управления. Состоит в организации осуществления принятого решения путем упорядочения сил и средств, налаживание необходимых производственных связей и контроль за его исполнением.

 


Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников

В РФ медицинской и фармацевтической деятельностью разрешается заниматься лицам, получившим высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющим диплом и специальное звание, а так же сертификат специалиста и лицензию для занятия определенными видами деятельности.
В «Основах мед. права» предусмотрена уголовная ответственность за незаконное занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.
Статья 56 определяет понятие и порядок занятия частной медицинской практикой. Лица, имеющие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности имеют право на занятие частной медицинской практикой. Местная администрация по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями выдает разрешение на этот вид  деятельности, действующее на подведомственной территории.
В настоящее время особое значение имеет правовое регулирование занятия народной медициной. Правом на занятие народной медициной обладают граждане, получившие диплом целителя, выданный министерствами здравоохранения республик в составе РФ, органами управления здравоохранения автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Диплом действует на подведомственной территории.
В статье 58 определены права и обязанности лечащего врача. Лечащий врач – это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащий врач обязан организовать своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставлять информацию о состоянии его здоровья, приглашать консультантов и проводить консилиум. За недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей лечащий врач несет ответственность в соответствии с законодательством.
Сведения, составляющие врачебную тайну, допускается передавать другим гражданам, должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и иных целей только с согласия гражданина или его законного представителя. Не допускается разглашение сведений лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных или иных обязанностей.
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, которые формируются на добровольной основе для защиты их прав, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с их профессиональной деятельностью.
Определена социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников в частности:
- обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
- работы по трудовому договору;
- защиты своей профессиональной чести и достоинства;
- получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
- совершенствования профессиональных знаний;
- переподготовки за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья;
- страхования профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;
- о беспрепятственном и бесплатном использовании средств связи, а так же любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее ЛПУ в случаях, угрожающих его жизни;
- первоочередного получения жилых помещений, установки телефона, предоставления детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретения на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей и иные льготы, установленные территориальной администрацией.
Одним из важных вопросов является оплата труда медицинских и фармацевтических работников, а так же научных работников и профессионально-преподавательского состава медицинских учебных заведений. Им гарантируется оплата труда в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемыми обязанностями по трудовым договорам. Предусмотрена компенсационная выплата в процентах к должностным окладам за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, а так же иные льготы, определенные законодательством.
В соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, предусмотрено обязательное государственное и личное страхование медицинских и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения в размере 120 месячных должностных окладов.

 


Маркетинг в здравоохранении.

Маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю.

В настоящее время независимо от форм собственности лечебно-профилактических организаций, видов медицинской деятельности, все медицинские работники должны будут научиться работать на принципах маркетинга.

Функционирование здравоохранения в рыночных условиях хозяйствования требует от руководителей и специалистов здравоохранения высокого профессионализма и глубоких знаний в области маркетинга.

На рынке медицинской деятельности действую две группы субъектов:
1. Производитель, продавец медицинских услуг и товаров;
2. Покупатель – пациент.

Для маркетинга в сфере здравоохранения характерны:
- асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств получаемой услуги;
- почти абсолютное доверие продавцу медицинских услуг;
- медицинская услуга, которую можно легко продать, должна быть качественной;
- высокая приоритетность медицинским услугам;
- отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом;
- приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.

Основными видами маркетинга в здравоохранении являются:
- маркетинг медицинских услуг;
- маркетинг организаций;
- маркетинг отдельных лиц;
- маркетинг мест;
- маркетинг идей.

Для восприятия сути маркетинга необходимо знать следующие понятия.

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и жизнью индивида.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Товар – всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. В медицине – это медицинские услуги, изделия фармацевтической промышленности, медицинская техника.
Рынок медицинских услуг – это совокупность медицинских технологий, изделий, медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики.
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи стоящей перед организацией маркетинговой ситуацией, их отбор, анализ и отчет по результатам.

Как составить план маркетинга ЛПУ? Для этого необходимо ответить на три основных вопроса:
1)Какова существующая на сегодня ситуация?
2)К чему мы стремимся?
3) Как этого добиться?
Этапы составления плана маркетинга:
- анализ текущей ситуации на рынке;
- постановка задач и учет ограничений;
- формирование рыночной стратегии и конкретных программ;
- оценка реальных намеченных возможностей для достижения целей;
- создание плана маркетинга (включая механизм контроля за выполнением программы);
- предоставление плана на утверждение;
- выполнение плана.

План маркетинга любого ЛПУ должен строиться на фактах, поэтому главному врачу понадобится подробная информация о рынке. Источником такой информации могут служить отчетные документы, а так же клиенты, конкуренты, профессиональные ассоциации и отчеты государственных предприятий.



Информация о работе Рынок труда в медицине