Рынок несовершенной конкуренции. Теория несовершенной конкуренции: взгляды Э.Чемберлена и Д.Робинсона

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.
Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.

Оглавление

1.Рынок несовершенной конкуренции
2.Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлена
3.Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсона
Библиографический

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕСТИТЕТ»

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра товароведения и  экспертизы товаров

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Товароведные аспекты конкурентоспособности»

на тему «Рынок несовершенной конкуренции. Теория несовершенной конкуренции: взгляды Э.Чемберлена и Д.Робинсона»

 

 

 

 

Выполнила  Руководитель

студентка 2 курса к.т.н., доцент

группы ТП-11-1 Дойко И.В.

Сапожникова А.И. 

 

 

 

 

Красноярск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1.Рынок несовершенной конкуренции

2.Теория монополистической  конкуренции Э.Чемберлена

3.Теория несовершенной  конкуренции Д.Робинсона

Библиографический список 

1.Рынок несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция  – конкуренция в условиях, когда  отдельные производители имеют  возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Большинство реальных рынков – это  рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

Самым общим показателем  существования на рынке несовершенной  конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной  конкуренции. Исходя из этого, предпосылками  несовершенной конкуренции являются:

  • значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
  • неоднородность продукта;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации;
  • участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное
  • влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;
  • присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Критерием несовершенной  конкуренции является понижение  кривой спроса и цен с ростом выпуска  продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием  несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

а)                                                          б)

Рис.1 Критерий несовершенной  конкуренции и его последствия.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции  объём выпуска продукции фирмы  не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое  влияние существует (наглядно это  можно проследить на рис.1а).

Экономический смысл  этой закономерности состоит в том, что большие объёмы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовать, только снижая цены. Или по-другому, поведение  фирмы значимо в масштабах  отрасли.

Согласно критерию несовершенной конкуренции линия  спроса на продукцию фирмы (соответственно цен на неё, т.к. D=P) падает по мере роста  объёма производства: чем больше стремится  продать фирма, тем ниже она должна установить цену. Естественно, что и  предельный доход (MR), т.е. доход, получаемый фирмой за каждую дополнительно проданную  единицу, будет падать.  Итак, типичными последствиями установления несовершенной конкуренции являются (рис.1б):

1)   недопроизводство товаров (Q¹ < Q°);

2)   завышение цен (Р¹ > Р°);

3)   тенденция к получению экономической прибыли (Р¹ — АТС¹ > 0).

Малоприятный набор  последствий несовершенной конкуренции  вытекает из особенностей соответствующих  типов рынка.

Существуют три  модели рынков несовершенной конкуренции:

-чистая монополия  (максимальная рыночная власть);

-олигополия (значительная  власть над рынком);

-монополистическая  конкуренция (власть над рынком  минимальна).

Олигополия –  это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько  производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.

Чистая монополия  – форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение  производителей, которые контролируют рынок полностью.

Монополистическая конкуренция – рынок, на котором  присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Эта форма наиболее близка к совершенной  конкуренции.

 

2. Теория монополистической  конкуренции Э.Чемберлина

 

Эдвард Хейстингс Чемберлин (1889-1967) - глава отделения экономической  теории Гарвардского университета, работал  с В.В. Леонтьевым, Э Хансенон, И  Шумпетерем и др. именитыми учеными. В 1965г. избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации.

Основные труды «Теория монополистической  конкуренции (Реориентация теории стоимости)» (1933), «На путях к более общей  теории стоимости» (1957), в которых  содержится всесторонняя характеристика сущности монополий и убедительный анализ образования монопольной  цены и монопольной прибыли. «Чистая  конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия - такова классификация, которая представляется мне по природе  дела исчерпывающей».

Монополистическая конкуренция –  одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Прежде всего, обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной  конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы

Вклад американского экономиста Э. Чемберлена заключается в том, что  он был первым ученым, кто ввел понятие  «монополистической конкуренции». Согласно его убеждениям, большинство экономических  ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию.

Модель Чемберлена предполагает структуру  рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный  доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель  в своем стремлении к получению  максимальной прибыли стремиться захватить  контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать  товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента.

Каждая фирма, которая добилась некоторой дифференциации продукта становиться монополистом на рынке  его сбыта. В связи с этим фирма  начинает обладать частично рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно  приведет к потере всех покупателей, что было бы верно, по крайней мере, в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта и, как следствие, бесконечной  эластичности спроса по цене.

При этом дифференциация продукта трактуется достаточно широко: она включает не только различные свойства продукта, но и все условия реализации и  услуги, сопутствующие продаже, а  также пространственное нахождение (Э.Чемберлен).

Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства (фабричные  марки, фирменные названия, своеобразие  упаковки) и таких, как индивидуальные особенности (качество, форма, цвет или  стиль). Дифференциация может также  существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров.

В розничной торговле, например, эти  условия включают в себя такие  факторы, как удобство местонахождения  продавца, общая атмосфера или  общий стиль, его манера ведения  дел, репутация как честного предпринимателя, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.

Поскольку эти и всякие иные неосязаемые  факторы варьируются от продавца к продавцу, то продукт выступает  в каждом случае различным, ибо покупатели в большей, или меньшей степени учитывают эти вещи, и можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром.

Там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом  и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный: вследствие существования  товаров заменителей и возможной  эластичности спроса по цене.

Монополизм, обусловленный дифференциацией  продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить  себе в привилегированное положение  на рынке.

Проблему спроса Э.Чемберлен ставит по-новому. В отличие от неоклассической  модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлена они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений, т.е. цены не являются решающим инструментом конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности по качеству.

Что касается рекламы, то ей свойственно  двойственное воздействие на спрос. Подразумевается ее влияние, как  на формирование потребностей, так  и на их изменения. С одной стороны  влияние рекламы на увеличение спроса на продукт увязывается с возможностью продавца сбывать большое количество своего продукта независимо от назначаемой  цены, чем без помощи рекламы, т.е. добавочные затраты на рекламу увеличивают  доходы. Однако, с другой стороны, высказывается  напоминание о том, что доход  от повторения рекламы увеличивается  не бесконечно, так как сопротивление, вызывающее уменьшение дохода все время  усиливается по мере того, как расширяются  затраты по сбыту.

Новый подход характеризуется Чемберленом  в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного  продукта, так как цены были заданы извне, регулирование объема продукта при заданной цене, то модель Чемберлена подразумевает оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающим фирме максимальную прибыль. Он считает, что в условиях монополистической конкуренции  фирма максимизирует прибыль  при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую  технологическую эффективность.

Значит,  переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товары дороже, выпуск товаров меньше возможного, и, как следствие, имеет место недозагрузка производственных мощностей и безработица. Однако Э.Чемберлен отрицает несение ответственности монополистов за данное состояние экономики. Он считает, что монополисты несут ее лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества.

В этих условиях Чемберлен указывает  на то, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить  цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Неслучайно поэтому  в свою теорию цены Э.Х.Чемберлен  вводит понятие «издержки сбыта», которые он рассматривает как  издержки приспособления спроса к продукту.

«Издержки производства включают все  расходы, необходимые для того, чтобы  создать товар или услугу, доставить  его потребителю и вручить  ему этот товар в состоянии  пригодном для удовлетворения потребностей.

Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать  рынок или спрос на продукт. Издержки первого вида создают «полезности», служащие удовлетворению запросов. Издержки последнего вида создают и изменяют сами запросы». По его мнению, при  увеличении объема выпуска продукции  издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительной продукции  растут. Это стало обоснованием утверждения  об отсутствии в условиях монополии  по дифференциации продукта избыточно  прибыли, так как в долговременном плане, как считает Чемберлен, цена только покрывает полные издержки (суммарные  издержки производства и сбыта).

Он думал, что дифференциация продуктов, наличие в них специфических  свойств порождает монопольное  положение продавца. Он пишет: «Продукты  выступают как дифференцированные тогда, если существует любая важная основа для того, чтобы отличить товар (или услуги) одного продавца от товаров (или услуг) другого продавца». Это может быть специфическое  качество товара, упаковка, особенность  обслуживания, местоположение учреждения и т.п. На базе этого формируется  преимущество, какое покупателе предоставляют  этому товару или услуге, покупая  именно их.

Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции. Теория несовершенной конкуренции: взгляды Э.Чемберлена и Д.Робинсона