Рынок и товар

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.
Происходит расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг, причем рыночные отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

   Рынок услуг  - это экономические отношения  между продавцами и покупателями  услуг. 

   По сравнению  с рынком товаров, рынок услуг  характеризуется следующими чертами:

  1. Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении (например, в сфере материального производства: предприятие закупает продукцию и развивает производство, здесь на 100 процентов используются рыночные отношения, в то время как в сфере услуг, например, отрасль образования, существуют платные и бесплатные основы обучения).
  2. На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг в платные.

 

Динамика платных услуг населения в Украине, млн грн

 

1995

3 млрд 704 млн грн

1997

9,278

2002

13,374

    По Крыму

По Севастополю

1995

335

29

1997

654

84

2002

902

130


 

  1. Высокая степень дифференциации производства услуг, вызванная индивидуализацией спроса.
  2. Предложение и спрос более эластичны, вследствие невозможности хранения и транспортировки услуг.
  3. Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
  4. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
  5. В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.
  6.   Услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в    промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт   оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей  товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции,  точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное  переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет  услуг.
  7. Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

       Часто  исследователи  сферы услуг  сравнивают ее свойства со  свойствами материально-вещественного товара. При этом ученые приходят к одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они

представляют собой  действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»:

  1. услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги;
  2. услуги, в зависимости от объекта и результата, делятся на материальные и

нематериальные;

  1. во многих случаях субъектом (исполнителем) услуги выступает индивидуальный предприниматель или малое предприятие;
  2. во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;
  3. оказание и потребление услуги может быть одновременным (как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления )    в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала;
  4. исполнитель услуги, как правило, не является собственником результата услуги;
  5. услуги локальны, нетранспортабельны, могут иметь региональный характер;
  6. услуги могут быть несохраняемы.

       Этот список не безоговорочен и далек от исчерпывающего, однако он хорошо демонстрирует необходимость оговорок при описании свойств услуги. Можно заметить, что в данном случае некоторые свойства сопровождаются замечаниями «как правило», «во многих случаях», «могут быть» и т.п.

       Функции рынка услуг аналогичны функциям любого рынка. К ним относятся:

- посредническая

- ценообразующая

- регулирующая

- стимулирующая

- информационная

- очистительная  

Таким образом, рынок сферы услуг имеет свои определенные особенности по сравнению с рынков товаров, но при этом его функции аналогичны функциям любого рынка.                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ функционирования  рынка услуг

 

2.1 Рынок информационных технологий и услуг

 

 

Рынок информационных  технологий являются самым динамично  развивающимся. Развитие информационных технологий позволит России выйти на лидирующие позиции  в мире как  по отрасли ИТ, так и по экономике  в целом.

В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

            Многие годы и десятилетия  в нашей стране считалось, что  самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.

Так мы и жили, реализуя Самую Передовую теорию, производя  самые тяжелые станки и самые  крупные транзисторы, имея самую  высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных  позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как «вдруг» очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.

        В свою очередь  рынок информационных  товаров и услуг является сегодня  самым динамично  развивающимся.  Информационный бизнес, ставший  одним из наиболее прибыльных  и перспективных,  привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней  растут быстрыми темпами, что расширяет  возможности  информационного  обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

     Что же  касается  российской экономики,  то рынок информации еще только  формируется. Перспективы развития  информационного рынка  в нашей  стране  во многом зависят   от продуманной и  взвешенной  государственной политики в этой  области. Кроме того,  именно государство должно  обеспечивать  производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы  рынка.

      Опыт  многих  развивающихся стран   показывает, что приоритетное  развитие  информационного производства в  силу  стратегического характера  информационных  ресурсов в развитии современного общества позволило  многим  государствам преодолеть  огромный разрыв в уровне экономического  и социального развития по сравнению с развитыми странами.

      Усиление конкуренции   на информационном  рынке повлекло за собой  как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации.

       Вместе с ростом  числа производителей на информационном  рынке расширяется круг предлагаемых  товаров и услуг,  повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится  более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру информационных товаров.

Таким образом, на рынке  информации  четко проявились основные тенденции структурных изменений и смены  приоритетов  регулирования,  происходившие  в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран  с высоким уровнем  экономического и социального развития, как  формирование  так называемого  бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие  информационные  службы составляют  значительную часть  этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения,  издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Среди  экономических концепций,  объясняющих  причины возникновения  и развития этого сектора, выделяются, например,  теории коллективных благ и услуг, неэффективности  рыночного механизма, потребительского контроля.

    Тенденции развития рынка  информационных технологий

 

Рисунок  1 — Ведущие  фирмы-поставщики ПК на мировом рынке в 2002 г.

В первую пятерку крупнейших поставщиков ПК в мире [36], вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор.

В 2003-2004  гг. динамика поставок на мировой рынок компьютерной техники выглядит следующим образом, практически вся пятерка  лидеров продемонстрировала рост поставок (таблица 1). В особенности большой рост поставок отмечается у компании Acer — 30,7%, Dell — 22,5%, Fujitsu Siemens — 19,3%. Компания Dell потеснила с первого места компанию HP в 2003 г. c рыночной доли 17,2% против 16,1% у HP в 2002 г. Всего же объем поставок вырос в среднем на 15,5%. 

Таблица 1  объемы поставок на мировой рынок ПК [8] 

 

Производитель

2003 г. 

2004 г. 

Рост объема поставок, % 

Объем поставок, тыс. шт. 

Рыночная доля, % 

Объем поставок, тыс. шт. 

Рыночная доля, %   

Dell 

5929 

17,2 

7264 

18,3 

22,5 

HP 

5399 

15,7 

6229 

15,7 

15,4 

IBM 

2183 

6,3 

2565 

6,5 

17,5 

Fujitsu Siemens 

1275 

3,7 

2521 

3,8 

19,3 

Acer 

971 

2,8 

1269 

3,2 

30,7 

Остальные 

18 650 

54,2 

20 885 

52,6 

12,0 

Всего 

34 408 

100,0 

39 733 

100,0 

15,5 


 

Рисунок  4  — Рост спроса на компьютеры в Восточной Европе в 2002 г

 

Рисунок  5 — основные компании-поставщики  компьютерной технике в Европе

       Рисунок  6. Распределение мирового рынка операционных систем на конец 2002 г.

Рынок ИТ-оборудования России демонстрирует рост во всех сегментах (таблица 2); при этом основные особенности его развития состоят в следующем:

  • рост российского рынка ИТ происходит на фоне замедления общемирового потребления;
  • основной спрос формируют корпоративные клиенты, однако в будущем будут расти потребности со стороны администраций регионов и розничной торговли;
  • рост потребления может замедлиться по мере увеличения ценового давления.

Проанализировав сегменты ИТ-рынка в России можно увидеть, что все сегменты  рынка демонстрируют уверенный рост по сравнению с 2002 г. Самый большой рост наблюдается в сфере интернет-торговле — 53,4%, разработке программного обеспечения (ПО) —51,9%, консультирование в ИТ 50,4% Самые крупные сегменты рынка Интеграция — около 4,3 млрд. руб., рост —35,7%, смешанный бизнес — около 3,5 млрд. руб., рост — 34,4%, дистрибуция компьютерной техники — около 3,5  млрд. руб., рост — 32,6% (таблица 2). 

 

Таблица  2 Рост сегментов  ИТ-рынка в России[12]

 

Сегмент рынка ИТ

Оборот в           1000 тыс. руб., 2003 г.

Оборот в            1000 тыс. руб., 2002 г.

Рост %

Интернет-торговля

130 877

85 292

53,4

Разработка ПО

682 240

449 189

51,9

Консультирование в  ИТ

43 750

29 088

50,4

Интеграция

4 323 167

3 184 982

35,7

Смешанный бизнес (группы компаний)

3 511 549

2 613 541

34,4

Дистрибуция компьютерной техники

3 490 497

2 632 795

32,6

Дистрибуция телекоммуникационного  оборудования

276 192

220 607

25,2

Производство компьютерной техники

399 489

351 022

13,8


Анализ долей рынка  ИТ по  регионам России показывает, что лидирующие позиции занимает центральный регион — 46%, северо-западный — 19%, сибирский 11%  и Уральский 10% (рисунок 8)

Анализируя тенденции мирового рынка ИТ можно подвести следующие  итоги:

  • Анализ мирового рынка компьютерной техники показывает, рост рынка происходит в Основном в Азиатских странах. Связано это с тем, что рынки компьютерной техники в странах Европы, и США уже перенасыщены. в Азии много развивающихся стран, которым требуется для развития экономики все больше и больше компьютерной техники. Лидером по потреблению компьютерной техники является Китай - 43%, Южная Корея – 16%, Индия - 9% (Рисунок 2)
  • Основные поставщики компьютерной техники по итогам 2004 г. являются компании Dell – 18,3% , HP – 15,7% , IBM – 6,5% , Fujitsu Siemens – 3,8%, Acer – 3,2%
  • Несмотря на то, что рынок информационных технологий в России развивается в настоящее время достаточно высокими темпами, его доля в структуре ВВП не высока (не многим более 1%). В то время как в США и Канаде она равна 4%, в Западной Европе — 2,5% ВВП. Если текущие тенденции развития отрасли информационных технологий и макроэкономических показателей развития российской экономики в целом (около 7% роста ВВП в год) сохранятся, то Россия сможет приблизиться к показателям Западной Европы не ранее, чем к 2009 году. Тогда доля информационных технологий в ВВП РФ сможет достичь 2%.
  • В то время как абсолютные цифры развития сектора России говорят о потенциальном росте более чем на 200% с 2003 по 2010 гг., относительные цифры говорят об отставании развития сектора по сравнению с текущей ситуацией в развитых странах. Для достижения к 2010 г. аналогичного с сегодняшними показателями Западной Европы уровня в 2,5% от ВВП темпы роста отечественного ИТ-сектора в течение 2004–2010 гг. должны составлять в среднем 20–22% в год.

Информация о работе Рынок и товар